Авторская методическая разработка
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Углянкина Наталья

Интегративная основа изобразительной деятельноти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративная основа изобразительной деятельности

Изменение парадигмы современного отечественного образования привело к постановке новых вопросов перед дошкольной педагогикой, отразившихся в современных концепциях дошкольного воспитания, что коренным образом изменило функцию педагога и воспитанника в процессе воспитания и обучения.

       В России интегративные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 90-х годов ХХ века. Это связано с реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе. В первые за всю историю существования в России системы образования цели её деятельности стали отражать не только интересы общества, но и интересы каждого субъекта обучения. Законы Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) нормативно закрепил приоритетность интересов личности в процессе обучения и воспитания. Ст. 14 Закона гласит: «Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации…» Таким образом, благодаря достижениям в педагогике, методологии и психологии, в последние годы идея формирования у подрастающего поколения готовности к самообразованию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, получила правовое обоснование.

        В настоящее время идея интегративного обучения занимают значительное место в педагогической теории и практике. Межпредметные связи обеспечивают высокий уровень образования, так как интегративное начало в наибольшей степени соответствует изучению целостной картины мироздания (П.Г. Калугин, К.П. Королёва, М.Н. Скаткин, И.Д. Зверев, С.В. Васильева и др.). Интегративное начало типично не только при разработке эффективных методов обучения детей. Оно имеет место и в области художественной культуры. В исследованиях В.В. Ванслова, В.И. Тасалова, б.С. Мейлеха, А.Я. Зися раскрыты способы интеграции, которые дают основания говорить о возникновении новых путей художественного  осмысления действительности.  Интеграции в переводе с латинского – полный, цельный. Это объединение, где каждая часть взаимопроникает друг в друга логическим соединением.

     Интегрированное занятие представляет собой; синтез различных видов деятельности (речевой, математической, природоведческой, изобразительной, музыкальной и пр.); синтез отдельных знаний, различных по содержанию, и синтез отдельных психических процессов, разных по содержанию (воображение, память, мышление и пр.); синтез решения задач всестороннего развития (нравственное, волевое, интеллектуальное).

       Интеграция направлена на соединение содержания и параллельно на его дифференциацию. Это ведёт к следующему: устранение к дублированию материала; сокращению многопредметности; интенсификации процесса образования; оптимизации учебной деятельности ребёнка; обеспечению формирования устойчивого познавательного интереса в учебной работе за счёт компоновки различного содержания; расширению диапазона за относительно короткий промежуток времени обеспечения сохранности внимания в течение длительного времени и его восстановлению; проявлению разнообразных чувств (успеха, удовлетворения и пр.), волевых и нравственных качеств (целеустремлённость, настойчивость, сотрудничество, коммуникабельность). В этих условиях ребёнок активен, он выступает в качестве субъекта деятельности, самоактуализируется в ней и приобретает для себя опыт учения с интересом. Эмоциональная, интеллектуальная, волевая и практическая преобразующая деятельность на интегрированных занятиях выступает для ребёнка в единстве процесса познания мира и себя в нём, здесь у него формируются целостные оценки, практические и умственные действия.

       Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным выступают исконно «детские виды деятельности» (А.В. Запорожец) и в доступных для дошкольника формах. В творческом процессе у ребёнка закладываются, развиваются и проявляются творческое воображение, мышление, ориентация на позицию другого человека, элементы рефлексии.

     В дошкольной педагогике проблемы взаимосвязей видов  детской деятельности отражена в ряде исследований (Т.Г. Казакова, Д.И. Воробьева, Е.В. Савушкина, Е.Л. Трусова и др.). Во взглядах на проблему интеграции в изобразительной деятельности можно выделить две тенденции.

        Первая заключается в традиционном понимании этой деятельности, при котором преобладают «предметные» циклы знаний по рисованию, лепке, аппликации. В основе второй тенденции – положение о предоставлении детям  возможности самостоятельного выбора художественно – выразительных средств, присущих  разным видам деятельности. Изобразительная деятельность выступает как социально – педагогический фактор, так как она объединяет в одно целое и социальный опыт ребёнка, сверстников, общение с педагогом и родителями. Происходит формирование творческой личности ребёнка, самосознания, самосовершенствование, самореализация, утверждение своего «Я».

   Природа, окружающий мир – вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить или неприятно удивить их. Но не только с природоведческим содержанием интегрирует изобразительная деятельность. Музыка, пантомима, театр углубляют представления о предмете изображения. Уникально может быть воздействие и литературы, устного народного творчества на развитие образов – представлений, воображения, фантазии.

  Слияние различных содержательных  видов деятельности создаёт благоприятную основу для успешного, целостного развития ребёнка и осуществления им собственной изобразительной деятельности. Успехи детей определяются мерой  задействованности их чувств уже в период познавательной деятельности. Чрезвычайно важным является и тот факт, что в процессе художественно – творческой деятельности ребёнок овладевает навыками размышления, активного «думания» о целях, путях и способах их воплощения. Задействование интеллектуальной сферы определяет эффект решения задач умственного содержания. Результативность развития измеряется также развитием умения трудиться, что обеспечивается структурным сходством трудовой и изобразительной деятельности (мотив, цель, материал, инструмент, способы действия, получение результатов).

    Интеграция видов деятельности даёт возможность выйти на качественно новый уровень продуктивного творчества дошкольников. Для того чтобы дети смогли передать художественный образ, создаются педагогические условия, которые включают ознакомление с окружающим («погружение в красоту природы», эстетическое её восприятие), встречу с прекрасным в произведениях искусства (картине, скульптуре, графике, декоративных изделиях). Затем следует процесс творчества, когда дети, используя разные материалы, самостоятельно передают художественные образы. На этой  основе у детей возникает потребность в общении с результатами собственного творчества.

   Общие цели и задачи интеграции можно выстроить следующим образом: создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира; расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности; активизировать знания в игровой ситуации; познакомить детей с различными гранями художественной деятельности; расширить их познавательную активность на занятиях и вне их; использовать знания, умения, навыки в повседневной жизни; раскрыть перед детьми законы интеграции – атмосферы художественной деятельности и межличностных отношений; развить элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

   На интегрированном занятии ребёнок объективно входит в процесс поиска решений творческих задач. Интегрированное занятие актуализирует прошлый опыт, побуждает его проявлять инициативу, формирует внутреннюю мотивацию, что обеспечивает развитие достаточно высокого уровня познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Авторская методическая разработка "Musical English"("Музыкальный английский")

Авторская методическая разработка "Musical English"("Музыкальный английский") для детей дошкольного возраста....

Авторская методическая разработка по дефектологии для детей с недоразвитием интеллекта

В методической разработке использована здоровьесберегающая технология, с элементами пескотерапии...

Авторская методическая разработка "Использование игровых приемов при разучивании вокальных распеваний с дошкольниками".

Занятия пением в дошкольном возрасте являются важнейшим условием гармоничного развития ребенка. В пении успешно формируется весь комплекс  музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на ...

Авторская методическая разработка на тему: "Система работы по правовому воспитанию дошкольников"

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработка содержит обширный материиал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры,  справочный ...

Авторская методическая разработка. Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды"

Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды" для детей старшего дошкольного возраста....