методическое обучение лепке
статья по аппликации, лепке

Бочарова Марина Викторовна

Методика обучения лепке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_lepke_dlya_do32z.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский Сад №5 города Усть – Лабинска

Статья на тему : «Содержание и способы организации пластического творчества дошкольников»

Выполнила воспитатель :

 Бочарова Марина Викторовна

Г. Усть – Лабинск 2020 год

Содержание и способы организации пластического творчества дошкольников.

Виды лепки:

По содержанию и тематикеразличают: сюжетную, предметную, декоративную, комплексную лепку.

  1. В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой:

по смыслу (лиса и колобок, серый волк и красная шапочка);

по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе);

по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом);

по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д.

  1. В предметной лепке дети лепят конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи (пищевая тематика), игрушки, животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа и пр.
  2. В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированныеизделия – вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, народные игрушки и т.д.
  3. В комплексной лепке дети произвольно или  для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

Изображение в лепке (создание образов, овладение техникой)

Самые младшие дошкольники – двухлетки – находятся ещё в доизобразительном периоде развития. Этот период имеет следующие характеристики:

  1. Манипуляции и самостоятельное ознакомление с материалами и их свойствами.

Детей привлекает только самостоятельность действия. Ничего не надо показывать и навязывать, пусть ребёнок  пробует сделать сам: мять, отрывать комочки, размазывать по поверхности и пр.

  1. Экспериментирование и первые открытия:

касающиеся свойств материалов:

а) тесто, мокрый песок, мягкий снег очень похожи на глину и пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придать другую форму.

б) сухой песок или снег, манка, мука – не имеют собственной формы вне какого-либо сосуда.

касающиеся  возможностей  воздействия на материал:

  оторвать, отщипнуть от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий - смять или расплющить, скатать или вытянуть, прижать к другому кусочку или размазать по дощечке, нацарапать что-нибудь и тут же загладить и рисунок исчезнет.

  В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь.

   У ребёнка в процессе  таких «экспериментов» начинают появляться ассоциации:

«Похоже на  мячик», «у меня такое колёсико получилось», и т.д.

Ассоциации могут возникать: по форме;  по признаку движения; по звуку при обработке материала и т.п.

 Характерные признаки этапа:

Обилие кратковременных, быстро сменяющихся образов

Неустойчивость внимания, быстрое изменение названий, интерес к узнаванию образа, в одной форме видит целый ряд образов.

Смысл и привлекательность лепки для ребёнка заключается в реальном процессе действия и тех превращениях, которые дает пластический материал.

Процесс постоянных «превращений» может перейти в интерес к разрушению, поэтому есть необходимость в педагогическом вмешательстве

Если ребёнок не начинает фантазировать на темы форм, возникающих в его руках, надо помочь ему заметить сходство с чем-либо из реального мира. Очень спокойно и обязательно с интересом задать вопрос: «Ой, а что это у тебя такое получилось?», или «На что же это похоже?» Можно предложить несколько своих версий.

  1. Появление в лепке образа - общее для всех детей, принципиально важное достижение –  Образное начало – специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Проблема повторяемости в доизобразительном периоде в детской лепке:

Активная повторяемость – необходимость к упражнению, закреплению тех движений и форм, а иногда и содержания, которыми так необходимо овладеть ребёнку при его слабой технике и малом опыте;

Пассивная повторяемость – чрезмерно большое количество повторных форм и малый интерес к процессу лепки. Требует обязательного вмешательства взрослого.

Полнойразграниченности в этапах нет. При работе с разными материалами ребенок может переходить из одной в другую, на некоторое время задерживаться на одной из них.

Примерно с 3-х лет у большинства детей начинается изобразительный период. В этом возрасте ребёнок осваивает основные приёмы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Считается, что это самый благоприятный возраст для развития у ребёнка изобразительных способностей.

Техника лепки

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь ввиду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ.При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как  из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 –3 года – и часто сами «открывают» его для себя.

Скульптурный (пластический) способ. Иногда этот способ называют лепкой из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины или пластилина. Скульптурный способ наиболее сложный, требующий точных движений, хорошего глазомера, отчетливых представлений о форме и пропорциях предмета.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные таким способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть:

самостоятельным (основным);

вспомогательным (дополнительным).

Рельефный образ, в отличие от скульптуры, нелегко увидеть со всех сторон, так как он всегда располагается на какой-либо основе, но в то же время выходит за её пределы.

В зависимости от степени несовпадения  с плоскостью различают следующие виды рельефа:

барельеф, в котором изображение выступает менее, чем на половину своего объема;

горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более, чем на половину своего объёма;

контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в неё.

Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы (например, ваза, чашка, коробочка, пластина и др.). Детали для картины или узора выполняются отдельно и прикрепляются к основе.

Модульная лепка(по методике И.А.Лыковой). Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов – модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Из бесформенных кусочков – отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и создают из них образ (куча-мала, туча, полянка, гнёздышко, причёска).

Из шариков – отрывают кусочки и раскатывают их круговыми движениями ладоней в небольшие шарики. От лепки из бесформенных кусочков отличается только тем, что модули имеют более правильную форму (например, бусы, гусеница, дерево).

Из валиков – отделяют кусочки и раскатывают одинаковые или разные по длине и толщине валики. В начале работы нужно заготовить достаточное количество валиков (дом, колодец, мост).

Из колец – это достаточно древний способ лепки, которым пользовались  народные умельцы-гончары. Как правило, такая техника применяется при лепке посуды. Пластина – донышко, валики, свернутые кольцом – основа сосуда. Одинаковые валики по длине – прямой сосуд, разные – фигурный.

Из пластин – этот способ редко применяется на практике, хотя с его помощью можно рационально, экономно (с небольшим расходом материала) и достаточно быстро создавать объёмные, полые поделки (домики, шкатулки, лодки). В лепке посуды применяется так называемый ленточный способ – донышко – диск, стенки сосуда – раскатанный в пластину (ленту) валик.

Лепка на форме,то есть использовать для основы готовые прочные формы (баночки, каркасы из пластиковых бутылок и т.д.)

Методики показа способов и приемов лепки:

Приемы лепки в 1 и 2 младших группах.

Раскатывание – для получения  цилиндрической формы нужно ком глины ( пластилины) положить между ладонями и продольными движениями ладонейраскатать ком

2.Скатывание – Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать глину между ладонями

3.Сплющивание – Для получения диска шарообразной формы сжимают между ладонями.

4.Защипывать края формы

5. Оттягивания – для изображения форм более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы

В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.

Приемы лепки в средней группе.

Форма туловища животных которых  близка к овоиду.  Это еж, заяц, рыбка, птичка, мышка, кит и т.д.

Зайчик – ком глины скатывают  в овоид, после этого острая часть закругляется, затупляется пальцами – это мордочка. Ушки  следует вылепить отдельно  и прикрепить.

Рыбка – Раскатывается овоид, более удлинённый, заострённая его часть тоже слегка удлиняется (оттягивается пальцами),  затем расплющивается и разъединяется посредине на уголки – хвост рыбки. На спинке и животе прищипываются плавники (на спине один, длинный, на животе два: около головы и у начала хвоста). Слегка прищипывается рот рыбки и стекой обрисовывается голова.

Девочка в длинной шубке - Кусок глины делят на три части. Из большого куска лепится конус (основание, его выравнивается о доску), из другого куска скатывается круглая голова, которая присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, из одной раскатать удлиненный цилиндр - это будут руки, другую дети используют для деталей - шапочки, воротника, пуговиц.

Способы оформления и декорирования  образа. В лепке используется много вспомогательных приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Чаще всего применяют такие:

Оттягивание от основной формы мелких деталей – например, ушки, клювы, хвостики и т.д., придают им необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают.

Защипывание края или какой-то части формы – например, хвост, плавники, грива, лепестки цветов, юбочку. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение.

Загибание края формы – горлышко вазы, бортик тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность.

Использование стеки и других приспособлений – для передачи особенностей поверхности тех или иных образов (палочки, печатки, вилка, колпачки от фломастеров и др.).

Дополнение образа элементами из разных материалов – бисер, горох, пёрышки, стружки помогают придать образу выразительность.

Кроме способов лепки, существуют способы соединения деталей:

Присоединить на нужном месте и плотно прижать;

Примазать детали пальцем или салфеткой;

Вкладывание одной части в углубление другой;

Насадить на каркас из трубочек, палочек, проволоки;

На третьем году жизни (В первой младшей группе)  в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер. Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено различными видами деятельности). К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.

Занятия лепкой следует начинать с детьми в возрасте 2 года 4 месяца - 2 года 5 месяцев. Первые занятия, знакомящие детей с материалом, целесообразно проводить индивидуально с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того как у малышей появится заинтересованность в материале, их можно объединить в группы по 5, 8, 10 человек. Во время занятия воспитатель учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал, убирать его после занятий.

Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не больше четырех детей. Они должны свободно лепить на столе. Не следует подкладывать специальные доски, клеенки, так как движения детей этого возраста еще недостаточно координированны и им трудно работать на ограниченной поверхности.

Для младшего дошкольного возраста характерно создание объемных форм - цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы - палочка, колбаска; шарообразной - мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др.

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного характера лепки. Но прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). А отношение к материалу у детей младшего возраста бывает очень разным. Одни отказываются брать глину в руки, резко отодвигают ее от себя. Эта реакция чаще всего связана с тем, что предлагаемый материал по своим внешним свойствам непривлекателен для ребенка. У других детей можно наблюдать и совершенно противоположную реакцию: им доставляет большое удовольствие просто мять глину, размазывать ее по столу, т. е. многократно производить такие действия, которые в дальнейшем не только не имеют особого значения в процессе лепки, а, наоборот, оказывают отрицательное влияние, если дети слишком долго задерживаются на этих способах использования материала. Поэтому очень важно знакомство с материалом провести правильно.

Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат.

Знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению — раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития движений у ребенка на данном возрастном этапе: движения еще недостаточно координированны, ему трудно одновременно работать двумя руками.

Следует отметить, что большинство детей, раскатывая глину пальцами, не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания, а в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку, уже вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии.

Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой.

После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик», — говорит воспитатель. Этот момент очень важен для воспитания у ребенка способности контролировать свои действия.

Обычно дети быстро справляются с этим заданием. Поэтому можно в дальнейшем научить их изображению более сложного предмета —простой игрушечной пирамидки. На первый взгляд может показаться непонятным, почему для начального изображения рекомендуется такой сложный предмет. Однако этот предмет можно составить конструктивным путем, из известных детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей более сложной формы представления об образе в целом, что на третьем году для детей еще сложно.

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка. При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие задачи:

делать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);

вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету;

научить выделять основные части предмета;

установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.

Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых подводим детей.

Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно: эмоциональное восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей этого предмета, повторное целостное восприятие.

Эти принципы надо соблюдать при обследовании всех других предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, воспитатель должен стремиться установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше уже овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей и с предстоящей задачей — слепить.

Такой способ рассматривания предмета, предназначенного в дальнейшем для изображения, целесообразен, так как он не только стимулирует детей на активное восприятие предмета в данный момент, но и устанавливает связь с тем, что дети делали на предыдущих занятиях, т. е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия.

После рассматривания дети начинают лепить предмет. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы. Например, он подсказывает ребенку, как выбрать правильное действие: «Раскатывать из целого куска неудобно. Сначала надо оторвать кусочек, а потом раскатывать».

После того как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют определенными формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. Цель этих, занятий — проверить, могут ли дети перенести и свободно использовать освоенные на занятиях умения в своей самостоятельной деятельности.

Следующий предмет, который желательно дать для изображения- гриб. Детям необходимо овладеть новым формообразующим движением — сплющиванием (создание диска). Овладение этим движением следует проводить во время лепки простого предмета — блинчика. Взрослый показывает, как нужно оторвать кусочек пластилина и сплющивать его пальцами. Это движение вполне доступно детям, так как предыдущие занятия способствовали развитию более тонких движений пальцев руки. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска — шляпки и цилиндра — ножки. Эти формы уже известны детям.

Рассматривание предмета следует вести по той же методике, которая описана выше. Воспитатель объясняет, что ножка у гриба должна быть толстой, тогда гриб будет устойчивым и к нему можно прикрепить шляпку. Воспитателю надо активно руководить процессом лепки. Не давая прямого показа, он может указаниями направить действия детей при изображении отдельных частей предмета. Например: «Таня, посмотри внимательно на свою палочку, ты сильно ее раскатываешь. Она будет тонкой и не удержит шляпку». При таком указании дети обращают внимание на качество своей работы, у них появляются элементы контроля за своими действиями.

После лепки гриба можно перейти к изображению нового предмета — неваляшки, требующему обучения новому действию с глиной - скатыванию кругообразными движениями, которым надо научить детей при лепке шара. Это наиболее сложный вид движения. Поэтому сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизвести.

Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению неваляшки. Обучение лепке этой игрушки проходит через те же этапы, что и обучение лепке предыдущих предметов.

Неваляшка состоит из двух одинаковых форм — шаров, отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое). Так как дети в процессе лепки увлекаются и могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям — на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух). Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы — цилиндр, диск, шар.

Серьезной задачей во второй младшей группе является формирование наблюдательности, способности сосредотачивать внимание на предмете, замечать его форму, величину, некоторые характерные особенности (например, особенности формы клюва у птички, ушей и хвоста у животных). Воспитатель учит детей изображению несложного предмета, состоящего из 2—3 частей, сначала одинаковых форм, позднее — разных

Новой в этой группе является задача сформировать у детей умение задумать тему изображения и выполнить ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задания.

Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, свертыванию, примазыванию, сплющиванию, защипыванию, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.

Воспитатель формирует у детей некоторые навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их; выполнять работу спокойно и в отведенное время; аккуратно пользоваться материалом. Детей учат оценивать работу товарища, интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.

Значительное внимание уделяется формированию у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.

Содержание занятий по лепке определяется с учетом знаний детей, их технических и изобразительных навыков, времени года и местных условий, задач, которые стоят на данном этапе в работе с детьми.

Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т. д. Основное требование к заданию в этой группе — множественность и повторность изображения одной формы.

Последовательность занятий обеспечивает постепенное освоение детьми различных форм, приемов и способов изображения, основанных на технике работы ладонями рук с постепенным включением пальцев.

Детей второй младшей группы постепенно подводят к сюжетной лепке. Первые сюжеты воспитатель придумывает сам, после того как малыши вылепят какой-либо предмет.

Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует учить элементам украшения вылепленных предметов. Они создаются с помощью различных штампов (шляпки гвоздя, печатки, круглого отверстия трубочки и т. д.) или с помощью наложения небольших кусочков глины, пластилина. Например, слепив булочку, ребенок может украсить ее небольшими продольными полосками, а пряник — маленькими шариками и т. д.

Средняя группа. В начале года дети повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой.Воспитатель показывает игрушки, изображающие птиц, цыплят. Он обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения.

На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.

Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети.

Образец обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.

Дети средней группы знакомы с изображением шара, цилиндра, диска. На первых занятиях воспитатель напоминает им способы изображения этих форм, уточняет постановку рук и показывает, как можно кончиками пальцев сделать форму более точной.

Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковь, он им только показывает, как у цилиндра, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овоид.

Изображение основных форм можно не показывать; ребята это уже умеют делать. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, необходимо проговорить сребятам с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Об этом можно попросить детей, хорошо справляющихся с изображением предметов, а в некоторых случаях и тех ребят, которые плохо справляются с заданием, чтобы они поверили в свои силы. Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с глиной.

В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком пластического материала, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить цилиндр на две равные части, а затем, складывая обе половины, проверить, одинаковые они или нет. Когда дети усвоят этот прием, можно лишь напомнить им, чтобы они не забыли проверить, правильно ли определили длину частей.

Так же как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение.Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше - цвета, запаха и других свойств.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними анализ по их работам.

При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стеку для нанесения мелких деталей - глаз, рта, носа. В дальнейшем дети познакомятся с объемным изображением мелких деталей, но в данной группе, пока действия пальцев еще недостаточно развиты, можно нанести эти детали стекой путем графического изображения. Кроме того, дошкольники средней группы могут стекой резать брусок на части, иногда снимать лишнюю глину(пластилин), таким образом постепенно приучаясь к лепке с инструментом.

Работа детей со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а для этого необходимо им показать способы работы. Например, чтобы обозначить цыпленку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.

Когда дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), усвоят технику их создания, можно перейти к лепке более сложных предметов, состоящих из 2—3 одинаковых по форме, но разных по величине частей. Это предметы, имеющие в основе шарообразные и цилиндрические формы (игрушки, изображающие животных: цыпленок, утенок, зайчик, мышка, птичка и т. д.; людей: кукла-неваляшка, снеговик или предметы: башенка, самолет, лесенка и др.).

Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание, оттягивание.

Лепку животных можно начинать с лепки цыпленка.

Например, воспитатель показывает детям игрушечного пластмассового цыпленка и говорит: «Какой красивый желтенький цыпленок! У него туловище как шар (обводит рукой форму) и голова тоже шарик (движение рукой), но поменьше, а клюв маленький и остренький. Вот мы сейчас и слепим цыпленка. Для этого нужно разделить ком глины на два куска, один должен быть больше, а другой меньше, вот так. (Показывает.) Возьму большой кусок глины и скатаю шар. (Делает и поясняет свои движения.) Ладонями нужно скатывать круглый, ровный, гладкий шарик. Вот какой красивый получился шар! А теперь нужно из маленького куска скатать шарик поменьше — это будет голова цыпленка. После этого маленький шарик положим на большой и немного прижмем его, только не сильно, чтобы не сломать.. Вот и получился цыпленок, осталось только прищипнуть клюв. Это делается так. (Показывает положение пальцев правой руки, указательного и большого, прикладывает их к голове цыпленка и прищипывает глину.) Клюв у цыпленка маленький и острый». Точно так же лепится утенок, но клюв выполняется по-другому. Клюв у утенка широкий, поэтому используется не только прием прищипывания, но и оттягивание (лучше тремя пальцами правой руки, большой палец снизу, а указательный и средний — сверху).

При изображении зайца форма туловища и головы та же (шар), но при делении целого куска глины следует делить не на две, а на три части, так как уши зайца раскатываются из маленького куска глины, который потом делят пополам и присоединяют к головке. Если лепят кошку, то глину делят на три части. Один кусок большой, а два других — поменьше, одинаковой величины для головы и хвоста. Уши кошки делают путем прищипывания. Хвост длинный, пушистый, поэтому должен быть толстым. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцами.

Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как например при лепке батона, пирожка.

Следующий этап связан с дальнейшим усложнением в технике лепки. Дети изображают предметы (башенка, погремушка, самолет и т. д.), состоящие из 3—4 частей, разных по величине и форме, учатся действовать и ладонями рук, и пальцами. При лепке башенки материал делят на четыре части, убывающие по величине. После этого дети последовательно скатывают три шарика, сплющивают их, накладывают друг на друга (большое колесико, поменьше и еще меньше), соединяют, а сверху делают наконечник (по желанию — скатывают шар или раскатывают цилиндр).

Погремушка составляется из 2—3 разных форм (шар, цилиндр, ручка).

Самолет можно сделать из 3—4 частей цилиндрической формы (скатывается длинный цилиндр, поперек него накладывается цилиндр поменьше — это крылья; с другого конца с помощью еще меньшего цилиндра делают хвостовые крылья).

Старшая группа. 

В этой группе следует предоставлять детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение. Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.

Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины(пластилина) для той или иной части.

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

Подготовительная группа. 

В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и иллюстрации с эпизодами из сказок и рассказов.

Во время наблюдения и рассматривания разных предметов воспитатель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксер, овчарка, такса). С интересом ребята будут рассматривать сказочных персонажей: Бабу Ягу, Емелю, Снегурочку, Василису Прекрасную, Царевну-лягушку и др.

Отличительные черты быстрее запомнятся детям, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове - уши, рожки.

Кроме того, важно, чтобы дошкольники параллельно овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д.Для выразительного изображения движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются в процессе познания окружающего мира. Воспитатель обращает внимание детей на то, как бегут лыжники, скользят по льду конькобежцы. Для того чтобы ребята могли понять действия сказочных персонажей, можно показать им иллюстрации с изображением одного и того же героя в разных положениях. Воспитатель предлагает ребятам самим принять те позы, которые они собираются изобразить.

Например, кому-нибудь из детей предлагается принять то положение, в котором находится лыжник во время бега. Уже в начале занятия необходимостремиться наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, показать детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным.Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.

Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?»

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду.

Данный материал будет полезен воспитателям работающимим с детьми первой младшей группы....

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

Методика обучения лепки(таблица)

таблица по возрастам...

Контрольная работа на тему :Методика обучения лепке детей

«Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»         Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он им...

Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию «Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста»

Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию "Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста"...

Методические рекомендации "Обучение лепке в детском саду"

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к события...