Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Мкртчян Лиана Гургеновна
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_detey.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 Калининского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка  на тему

«Развитие эстетического творчества

у детей раннего возраста на примере лепки»

Подготовила:

Воспитатель Мкртчян Лиана Гургеновна

г. Санкт-Петербург

2020г.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Как же определяют детское эстетическое творчество и его значение для формирования личности ребенка известные отечественные ученые?

В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

Занятия лепкой очень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, художественный вкус, усидчивость. Сплошные плюсы. Добавим сюда еще тот факт, что, работая с пластилином, глиной или солёным тестом нельзя обжечься, порезаться или пораниться. И вы получите идеальное творческое занятие с детьми дошкольного возраста.Внести разнообразие в занятия по лепке, расширить их возможности Вы сможете, используя публикации этого содержательного раздела.

Цель:художественно-эстетическое развитие ребенка, развитие творческого мышление, памяти, мелкой моторики рук, аккуратность и усидчивость.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Занятия изобразительной деятельностью в детском саду №27 начинаются в группе раннего возраста и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках).

В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается и развивается тем, что воспитатель постепенно дает ребенку различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски.

Программа обучения детей небольшая. Она предусматривает ознакомление с разными материалами, приобретение первых навыков работы с ними, а также знаний о том, что рисуют на бумаге карандашом, кистью, которые держат в правой руке, что лепят из глины, раскатывая ее в ладонях. Детей учат замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления.

Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки

Пластичные материалы (пластилин, тесто, глина, окрашенный воск и др.) предоставляют большие возможности для творческого развития детей раннего возраста. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Однако традиционно считается, что ребенку раннего возраста еще рано заниматься лепкой. Действительно, маленькие дети в силу своих возрастных особенностей еще не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время, а поделки требуют, с одной стороны, сложных манипуляций с пластичным материалом, а с другой – тонких действий с мелкими деталями.

Однако Е.А. Янушко - автор методик по обучению и воспитанию детей раннего возраста, в процессе работы с детьми раннего возраста была разработана специальная методика, которая позволяет создавать поделки из теста и пластилина буквально за считанные минуты. На занятиях дети знакомятся с пластичными материалами и их свойствами, учатся изготавливать пластилиновые картинки методами надавливания и размазывания, создавать простейшие объемные поделки, осваивают прием вдавливания.

Навыки работы с пластичными материалами усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. Нужно только заинтересовать малышей, показать, как нужно действовать. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Современные технологии позволили усовершенствовать пластилин. Он стал более мягким и эластичным, приобрел чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие.

Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2–4 человека). Длительность занятий с детьми второго года жизни составляет 7–10 минут, третьего года жизни – 10–15 минут. Для того чтобы закрепить навыки малышей, рекомендуется использовать один и тот же сюжет несколько раз.

Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином, формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей для обучения и развития детей. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

В процессе занятий лепкой дети знакомятся с простыми формами, у них развивается чувство композиции, дети учатся лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по величине.

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи ребенка. В процессе работы ведется непрерывная беседа с детьми, что, безусловно, положительно сказывается на их речевом развитии. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание.

Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия лепкой способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Для занятий следует подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применить первые варианты обобщения, дать малышам представления о цвете, величине, форме, количестве предметов, их пространственном расположении.

Развитие фантазии и творчества. Занятия лепкой предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, показать им способы действия с пластичными материалами. После того как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появится больше возможностей для самостоятельной работы. Это позволит предоставить малышам определенную свободу выбора при изготовлении поделок. Пусть ребенок сам выберет, какого цвета будет пластилиновый цветочек или где будет располагаться пластилиновая снежинка. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует, строит, использую разные способы, сочетая их между собой.

Можно сказать, что процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы. Наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.

И, конечно же, очень важно эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательную игру. Готовые работы нужно внимательно рассмотреть, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент творческой личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях этот огонек творчества.

Личностное развитие. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому полезно организовывать выставки детских работ и регулярно обновлять их.

Нужно почаще хвалить малышей, не бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Эстетическое развитие. На занятиях лепкой следует предлагать детям тесто разных цветов, разные виды пластилина и основ для пластилиновых картинок. На обобщающих занятиях можно предложить малышам сравнить различные варианты выполнения одной и той же пластилиновой картинки или поделки. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который нравится ему больше всего, и воплотит его в своем творчестве.

Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения поделки, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

В процессе занятий у детей раннего возраста развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный и эстетический вкус. Представляя детям материал разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Занятие «Солнышко»

Цель. Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона синего или голубого цвета формата А5 (по количеству детей); пластилин желтого цвета.

Прием лепки. Размазывание.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте основу – «солнышко в небе». Для этого скатайте из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.

Раздайте детям заготовки.

Воспитатель. У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи – вот так.

Предложите детям нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону – получится солнечный луч.

Воспитатель. Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко!

Предложите малышам действовать самостоятельно. Для того чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку (легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо правой рукой).

Заключение

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе воспитательного процесса детского учреждения, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина.

Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.Формирование интереса к лепке.Обучени...

Статья "Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина"

Помогает развитию мелкой  моторики рук у детей раннего возраста, что способствует развитию речи у ребенка на данном этапе развития....

Статья "Развитие моторики рук у детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина"

Помогает развитию мелкой  моторики рук у детей раннего возраста, что способствует развитию речи у ребенка на данном этапе развития....

Развитие эстетического восприятия у детей раннего возраста, средствами избразительной деятельности.

Закреплять умение правильно держать приспособления для рисования, закрепление цвета, учить детей рисовать....

«Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки"

Методическая разработка  на тему «Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста"

laquo;Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста»(сроки реализации 01.10.2023-28.12.2023гг) Выполнила: Романова Ирина Генна...