Программа кружка "Разноцветные кляксы" для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Гусева Марина Валериевна

Программа кружка по изобразительной деятельности включает в себя цели и задачи, перспективный план работы на год, планируемые результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

План работы кружка

по изобразительному искусству

«Разноцветные кляксы»

для детей старшего дошкольного возраста

на 2018 – 2019 учебный год

Руководитель:

старший воспитатель

Гусева Марина Валериевна

г.Зеленогорск

  1. Пояснительная записка

        В настоящее время чрезвычайно велика потребность общества в творческих людях, способных преобразить самих себя и мир  вокруг. Перед дошкольным образовательным учреждением стоит важная задача: развитие творческого потенциала подрастающего поколения, так как развитие детского творчества является одной из главных задач в формировании разносторонне развитой личности ребёнка.

Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значимой степени определяет результативность образовательной деятельности в детском саду

Велика роль в формировании творческой личности изобразительного искусства. Немыслимо представить изобразительное искусство без творчества. Всё, что чувствует, переживает человек, всё, что его волнует можно отобразить в пятнах, линиях, цвете. И для этого не обязательно быть художником. Именно здесь можно говорить о ценности открытий для себя. Нужно только показать ребёнку, как можно выразить себя через изобразительные материалы.

Цель:  развитие у дошкольников оригинальности мышления,

          изобретательности, творческого воображения и фантазии.

Задачи: 

  1. Побуждать детей к занятию художественно-творческой деятельностью при использовании нетрадиционных техник и способов рисования.

  1. Развивать творческое воображение и фантазию через подбор тем,

не имеющих однозначного решения.

  1. Формировать у детей нетрадиционный подход к решению поставленных художественных задач, умение заявить о себе,

отразить свое «Я» в рисунке.

  1. Совершенствовать умение дошкольников применять разные средства выразительности (линия, цвет, композиция).

Планируемые результаты

Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства

  • Ребята освоят нетрадиционные изобразительные техники. У детей сформируется навык работы с разнообразными изобразительными материалами, который будет необходим им в самостоятельной деятельности.
  • Дети проявят творчество при создании коллективных работ из разных материалов.

  • В процессе творческой работы у дошкольников будут развиваться воображение, фантазия, индивидуальность.
  • Дети будут придумывать оригинальные названия своих рисунков, сочинять сказки и необычные истории, раскрывающие сюжет рисунка.

  • Работы детей будут носить индивидуальный характер, с учетом собственного замысла и возможности выбора изобразительных материалов. Детские работы примут участие в городских выставках и Всероссийских интернет конкурсах.
  • В процессе занятия изобразительной деятельностью у детей сформируются графические навыки.
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ;

  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

  • у ребенка развита мелкая моторика.

Группа  – 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, в четверг (в 15 ч. 15 мин.)

Продолжительность занятия – 30 минут.

Структура занятий –

  • создание игровой ситуации,
  • выбор изобразительных материалов,
  • знакомство с нетрадиционной техникой,
  • индивидуальная или коллективная художественно – творческая деятельность детей,
  • выставка детских работ

Материалы и оборудование: 

  • изобразительные материалы: краски (гуашь, акварель), цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, пастель, уголь, пластилин, тушь, кисти, перья, палочки, печатки, палитры, клей
  • разнообразные материалы: семена растений, лоскутки ткани и фурнитура для шитья, ракушки и морской песок, яичная скорлупа,

коробки и коробочки, вырезки из глянцевых журналов, разные виды бумаги.

2. Перспективный план занятий

Месяц,

№ занятия

Тема, техника

Задачи

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1. развлечение «Путешествие   в Разноцветное Королевство»

1.Погрузить детей в тему кружка.

2.Вызвать интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью.

Совместно со сказочными персонажами дети попадают в Королевство красок, выбирают себе разноцветную кляксу и дорабатывают ее до образа с помощью изобразительных материалов.

Шаблоны клякс разных по форме и цвету, изобразительные материалы: фломастеры, маркеры, блопены, текстовыделители.

2. Диагностика творческого воображения

1. Выявить уровень творческого воображения детей.

Прохождение теста креативности Торренса, игра-методика «Где чье место?»,  методика «Нарисуй что-нибудь».

Анализ работ, заполнение диагностической карты

Индивидуальные диагностические материалы (распечатки упражнений, картинки и карточки для создания сюжета)

цветные карандаши

3. «Красавица

      Осень»

(аппликация из сухих листьев)

 

1.Создать сказочный образ Осени в технике

«аппликация из сухих листьев»

2. Способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре или небольшой группе детей

Рассматривание наглядного материала с изображением сказочного женского образа, выделение деталей одежды: длинное платье со шлейфом, корона, украшение.

Создание эскиза.

Выкладывание и наклеивание листьев на цветном картоне в соответствии с собственным замыслом.

Сухие листья и  цветы, клей ПВА, кисть, цветной картон А-3, или ватман А-2

4. «Букет цветов»

(рисование, тушь)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой «кляксография».

2. Развивать воображение в создании образа на основе кляксы.

3. Развивать монолог. речь детей в придумывании сказки

Показ способа работы в технике «кляксография»

Самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность детей. Доработка клякс до образа. Устное описание сюжета, придумывание сказки.

Бумага для рисования, трубочки или пипетки, цветная тушь

Октябрь

5. «Невиданные звери»

(лепка, пластилин)

1. Закрепить знакомые приемы лепки.

2. Развивать воображение в создании сказочного образа.

3. Воспитывать дружеские отношения при коллективном обыгрывании сюжета

Прием создания сказочного образа – соединение в одном животном действий, характерных для разных (умение летать, плавать, менять окраску и т.д.)

Самостоятельная творческая деятельность детей, объединение разных животных одни сюжетом.

Пластилин, дощечки для лепки, стеки

6. «Сказочный лес» 

(рисование, восковые мелки)

1. Познакомить детей с техникой«графика»

2. Развивать графические навыки при работе с восковыми мелками.

3. Развивать воображение в создании образа.

Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением деревьев, выделение сходства с настоящими деревьями (ствол, толстые и тонкие ветки, листья). Выделение художественных способов создания злого и доброго образа (толщина и плавность линий, характер нанесения штрихов)

Бумага А-4,

восковые мелки, наглядность: иллюстрации к детским книгам с изображением сказочных деревьев.

7. «Сказочные обитатели леса: Баба Яга, Леший, Святобор»

(рисование, гуашь)      

1. Способствовать формированию изобразительных умений при работе с гуашью: смешивание красок на палитре для получения нужных оттенков.

2. Развивать воображение в создании сказочного образа.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, выделение художественных способов создания образа (форма, цвет, эмоции).

Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.

Оформление выставки работ.

Бумага А-4, гуашь, тонкая и толстая кисти, палитра, наглядность с изображение добрых и злых сказочных героев.

8. «Черепашки»

(аппликация из семян растений)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой

«аппликация из семян растений»

2 Способствовать формированию навыков работы в выбранной технике.

Рассматривание наглядности (фото и рисунки) с изображением черепах. Выделение индивидуального орнамента на панцире. Создание эскиза. Подбор семян для своей работы, выкладывание на цветном картоне, наклеивание.

Цветной картон

 А-4, А-3

Семена растений, клей ПВА, кисточки, дощечки салфетки.

Наглядность – фото и рисунки с изображением настоящих и мультяшных черепах.

Ноябрь

9.«Заколдован-

     ные вещи»

(аппликация из вырезанных картинок)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой

«коллаж»

2. Развивать воображение в создании образа на основе предмета.

3. Развивать речь детей в придумывании истории со своими героями.

Вырезывание картинок с изображением различных предметов. «Оживление» предметов с помощью наделения их человеческими способностями- петь, танцевать и т.д.Объединение нескольких полученных героев в один сюжет, наклеивание на бумагу.

Придумывание истории с ожившими предметами.

Бумага А-4, А-3,

Вырезки из журналов и каталогов с изображением любых предметов:

музыкальные инструменты, косметические средства, спортивный инвентарь, продукты и т.д. Клей-карандаш, салфетка, фломастеры.

10.«Сказочная кошка» 

(рисование, гуашь, штампы)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой «печатание штампами»

2. Развивать воображение в создании сказочного образа кошки.

3.Развивать речь детей при составлении описательного рассказа.

Чтение стих-я Д.Хармса «Несчастная кошка»

Изображение силуэта кошки в соответствии со строением: туловище, голова, 4 ноги, хвост. Предложить детям украсить ее необычным орнаментом.

Показ способа печатания с использованием штампов. Подбор штампов из бросовых материалов: пуговиц, колпачков от ручки и фломастеров. Создание индивидуального орнамента способом печатания штампами. Описание кошки.

Бумага А-4, гуашь, средняя и тонкая кисти, бросовый материал для штампов: пуговицы, колпачки, ватные палочки и т.д.

11.«Сказочные птицы»

 (аппликация из ткани)

1. Способствовать формированию умений: вырезывание ткани по контуру, наклеивание на основу.

2. Развивать воображение в создании образа сказочной птицы.

Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением сказочных птиц: Феникс, жар-птица Царевна-Лебедь и др. Беседа о внешнем виде и волшебных способностях птицы.

Создание эскиза сказочной птицы, подбор материала, вырезывание, выкладывание деталей, наклеивание, украшение блесками, бусинами, тесьмой. Выставка работ.

Белый или цветной картон А-4, А-3, лоскутки ткани, бусинки, пуговицы, тесьма и т.д.

Наглядность с изображением сказочных птиц.

12.«Веселые человечки»

(рисование, гуашь, жесткая кисть)

1. Познакомить детей со способом «тычка».

2. Развивать воображение в создании образа на основе округлой формы.

3. Развивать речь детей при составлении рассказа от 1 лица ( от имени героя)

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных человечков.

Показ способа тычка для создания бороды и волос на голове с использованием шаблона округлой формы. Индивидуальная художественно-творческая деятельность детей.

«Знакомство» веселых человечков – рассказ от 1 лица.

Бумага для рисования, шаблоны овальной и круглой формы, жесткая кисть, гуашь, наглядность с изображением домовенка, гномика, водяного.

Декабрь

13.«Сказочные герои зимней сказки: Снежная королева, Морозко и др.»

(рисование, гуашь)

1. Способствовать формированию изобразительных умений при работе с гуашью: разбеливание красок белилами на палитре для получения нужных оттенков.

2. Развивать воображение в создании сказочного образа

Рассматривание иллюстраций к сказкам, выделение художественных способов создания образа (форма, цвет, эмоции).

Показ приема «разбеливания» красок белилами на палитре для получения светлых оттенков.  

Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.

Оформление выставки работ.

Бумага А-4, гуашь, тонкая и толстая кисти, палитра, наглядность с изображение добрых и злых сказочных героев.

14.«Настроение» 

(аппликация из цветной бумаги)

1. Учить детей передавать настроение с помощью изобразительных средств: цвет, форма, линия.

2. Развивать умение выстраивать композицию в квадрате или прямоугольнике, располагая предметы в центре, углах, по сторонам фигуры.

3. Способствовать формированию коммуникативных умений при работе в небольших группах: договариваться, распределять обязанности, высказывать собственное мнение.

Рассматривание абстрактных картин. Высказывание мнения, какое настроение создает эта картина. Почему?

Выделение средств выразительности: цвет, форма, линия.

Деление на подгруппы по желанию детей.

Обсуждение эскиза работы, подбор материалов, распределение обязанностей, выполнение аппликации. Взаимообсуждение «Угадай, какое настроение изображено на картине. Поясни свой ответ»

Для основы -ватман,

бумага А-2,

обрезки цветной бумаги и картона разные по фактуре, цвету, размеру и т.д., клей-карандаш, салфетки.

15. «Бал – маскарад» (рисование + аппликация, коллективное панно)

1. Способствовать формированию коммуникативных умений при работе в группах: договариваться, распределять обязанности.  

2.Учить тонировать фон акварелью, подбирая «радостные» краски.

3. Учить силуэтному вырезыванию фигуры человека.

4. Познакомить детей с правилами создания композиции.

Беседа по содержанию сказки «Золушка» (бал из окна). Деление на

2 подгруппы:

1 – создание фона акварелью,

2 – вырезывание силуэтов людей в маскарадных костюмах.

Коллективная художественно-творческая деятельность детей.

Создание общей картины с учетом правил композиции: расположение объектов близко и далеко от зрителя.

Ватман А-1,

Акварельные краски, толстые и тонкие кисти.

Шаблоны людей в маскарадных костюмах и предметов интерьера: шторы, подсвечники и др.

Ножницы, клей – карандаш.

16. «Новогодняя фантазия»

(поделки из разных материалов)

1.Развивать воображение детей при работе с бросовым материалом.

2. Способствовать формированию навыков работы с бросовым материалом: разные варианты соединения

украшение, крепление

Проблемная ситуация – украшение елки на участке.

Варианты решения сводятся к изготовлению новогодних игрушек из бросового материала.

Индивидуальная или подгрупповая продуктивная деятельность детей.

Украшение участка самодельными игрушками.

Бросовый материал, клей, скотч, степлер, дырокол, тесьма, ленты, леска, ножницы.

Январь

 17. «Замки настроения»

(конструирова-ние из коробок)

1.Развивать воображение детей при работе с бросовым материалом.

2. Способствовать формированию навыков работы с бросовым материалом: разные варианты соединения

украшение, крепление

3. Учить детей передавать настроение с помощью изобразительных средств: цвет, форма.

4. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ сказочных героев: замок  Кощея и сказочной Феи. Выделение основных средств выразительности для передачи настроения: цвет, форма.

Деление детей на подгруппы по желанию.

Создание эскиза замка, подбор материалов, создание объемной работы, покраска подходящими цветами.

Использование поделки в игровой деятельности.

Коробки разного размера и формы (4-х, 6-ти угольные, тонкие, толстые), клей, скотч, степлер, дырокол, ножницы

Гуашевые краски, толстые и тонкие кисти, палитра.

18. «Город будущего»

(рисование, гуашь)

1. Развивать воображение детей при изображении архитектурных сооружений будущего.

2. Использовать при создании рисунка знакомые средства выразительности.

3. Развивать речь детей в придумывании историй о городе будущего.

Беседа «Наши мечты о будущем».

 Рассказ-фантазия о новом городе.

Создание эскиза простым карандашом.

Закрашивание гуашевыми красками с учетом полученных ранее знаний о цвете.

Выставка работ с устным комментарием автора.

 Бумага А-4, простой карандаш, гуашь, тонкая и толстая кисти.

19. «Азбукоград»

(аппликация из цветной бумаги)

1. Развивать воображение детей при создании образа зданий, людей и животных на основе буквенных изображений.

2. Способствовать формированию навыков работы с ножницами. Закрепить разные способы вырезывания: по контуру, силуэтное, симметричное, многослойное.

3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при создании единой композиции.

Рассматривание шаблонов букв, разных шрифтов, размеров. Д/игра «На что похожа буква?»

Повторение разных способов вырезывания по контуру, силуэтное, симметричное, многослойное.

Создание городских объектов на основе буквенных изображений. Объединение индивидуальных работ в одну композицию.

Ватман А-2, цветная бумага, шаблоны букв, ножницы, клей-карандаш

Февраль

20. «Подводное царство»

 (рисование, монотипия, акварель)

1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой «монотипия»

2. Учить создавать фон рисунка, подбирая холодные цвета и оттенки.

3. Развивать воображение при рассматривании получившихся изображений.

Рассматривание иллюстраций с изображением подводного царства: «Садко» и др. Выделение холодных цветов и оттенков.

Показ  способа рисования «Монотипия»

Самостоятельная худ.-творч. деятельность детей. Рассматривание получившихся фонов, упражнение на развитие воображения «Что спряталось на морском дне?»

Бумага А-4,

Акварель, толстая кисть, салфетка

21.  «На морском дне»

(аппликация из морского песка и ракушек)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой

«аппликация из песка и ракушек»

2 Способствовать формированию навыков работы в выбранной технике.

Рассматривание наглядности (фото и рисунки) с изображением морского дна. Выделение растений, моллюсков и др. обитателей. Создание эскиза. Подбор материалов для своей работы, выкладывание на цветном картоне, наклеивание.

Фон с изображением морского дна (занятие № 20)

Морской песок, ракушки, клей ПВА, кисточки, дощечки, салфетки.

Наглядность – фото и рисунки с изображением морских обитателей.

22.«Сказочные жители Подводного царства: Водяной, Русалка и др.»

(рисование, гуашь)

1. Способствовать формированию изобразительных умений при работе с гуашью: смешивание на палитре красок для получения нужных оттенков.

2. Развивать воображение в создании сказочного образа.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, выделение художественных способов создания образа (форма, цвет, эмоции).

Показ приема «смешивания» красок и на палитре для получения нужных оттенков.  

Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.

Бумага А-4, гуашь, тонкая и толстая кисти, палитра, наглядность с изображение добрых и злых сказочных героев.

23. Выставка работ «Подводное царство»

1. Учить оформлять работы для выставки: изготавливать рамки, подписи, крепление.

2. Способствовать разновозрастному общению детей в процессе проведения экскурсии для малышей.

Оформление выставки работ: изготовление рамок из природного материала, расположение работ относительно друг друга. Вывешивание картин. Проведение экскурсии для младших детей детского сада.

Морской песок, ракушки, клей ПВА, кисточки, дощечки, салфетки.

Леска, скотч,

фломастеры.

Март

24. «Весенний букет» (рисование по-сырому, тушь)

1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг по сырому листу»

2. Развивать воображение при рисовании волшебных цветов из клякс.

3.Совершенствовать навыки работы тонкой кистью.

Рассматривание волшебных цветов. Показ способа набрызга цветной туши на сырой лист бумаги. Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей.

Прорисовка стеблей, листов и цветков тонкой кистью.

Бумага А – 4,

Тонкая кисть, вода, цветная тушь.

25. «Весенний пейзаж»

 (рисование, монотипия, акварель)

1. Совершенствовать умения детей в нетрадиционной изобразительной технике «монотипия»

2. Учить создавать фон рисунка, подбирая нужные цвета и оттенки.

3. Развивать воображение при рассматривании получившихся изображений.

Рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей. Выделение цветов и оттенков.

Закрепление  способа рисования «Монотипия»

Самостоятельная худ.-творч. деятельность детей. Рассматривание получившихся фонов, упражнение на развитие воображения «Что ты видишь на весенней полянке?»

Бумага А-4,

акварель, толстая кисть, салфетка

26. «Сказочный образ: Весна-красна» (аппликация из бумаги)

1.Создать сказочный образ Весны в технике«аппликация»

на основе женского образа из глянцевых журналов.

2. Совершенствовать умения детей вырезывать по контуру.

3. Способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре или небольшой группе детей.

Рассматривание наглядного материала с изображением сказочного женского образа, выделение деталей одежды: короткое или длинное платье со шлейфом, корона или ленты в косе, аксессуары: сумочка,  украшения.

Деление на пары, подгруппы. Подбор фотоматериалов, вырезывание по контуру.

Создание эскиза.

Выкладывание и наклеивание в соответствии с собственным замыслом.

Вырезки с изображением моделей из глянцевых журналов, клей-карандаш, цветной картон А-3 или ватман А-2 для основы.

Наглядность с изображением Весны.

27. «Жители Круглого города»

(аппликация)

1. Развивать воображение в создании образа человека, животных, насекомых, растений на основе круглых и овальных форм.

2.Совершенствовать навыки работы детей при вырезывании округлых форм из прямоугольных.

3. Развивать речь и фантазию детей в придумывании историй о жителях Круглого города.

Д/игра «Выложи предмет из геометрических форм»

Проблемная ситуация. Вырезывание округлых форм из прямоугольных заготовок разного цвета и размера. Выкладывание «жителей» из кругов, овалов, полукругов. Наклеивание.

Создание коллективной работы с учетом правил композиции. Придумывание историй о жителях Круглого города.

Ватман,

бумага А-5, прямоугольные заготовки разного цвета и размера ножницы, клей – карандаш, фломастеры.

Апрель

28.«Тайны Неизвестной планеты»

(рисование, граттаж)

1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой «граттаж»

2. Совершенствовать графические навыки при работе палочкой.

3. Развивать творческое воображение при изображении космических тел: планеты, кометы, метеориты, черная дыра и т.д.

Просмотр небольшого сюжета о космическом пространстве.

Показ способа выскребания штрихов и линий палочкой в технике «граттаж». Самостоятельная худ.-творч. деятельность детей.

Рассматривание работ. Упражнение «Что ты видишь в космосе?»

Подготовленные восковые дощечки для выскребания, палочки с острым и плоским концом.

Наглядность с изображением космических тел.

29.«Иноплане-тяне» (рисование, граттаж)

1. Совершенствовать графические навыки при работе палочкой в технике «граттаж»

2. Развивать воображение в создании образа инопланетянина.

3. Развивать речь и фантазию детей в описании необычного существа и придумывании историй об инопланетянах.

Упражнение «Необычное существо»: наделение объекта разными признаками

-внешний вид: форма и пропорции тела, наличие ушей, глаз, крыльев, …

-способ действия: летает, плавает, …

Самостоятельная худ.-творч. деятельность детей.

Рассматривание работ. Описание необычного существа и придумывание историй об инопланетянах.

Подготовленные восковые дощечки для выскребания, палочки с острым и плоским концом.

30. «Невидан-ные растения»

(рисование, кляксография, тушь, трубочки)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой «кляксография».

2. Развивать воображение в создании образа растения на основе кляксы.

3. Развивать монолог. речь детей в описании растений.

Показ способа работы в технике «кляксография»

Самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность детей. Доработка клякс до образа растения. Устное описание растения.

Бумага для рисования, трубочки или пипетки, цветная тушь

31. «Песочная фантазия»

(рисование песком)

1. Познакомить детей с новым способом «рисование цветным песком»

2. Развивать воображение в создании образа.

Показ способа рисования цветным песком. Создание эскиза рисунка простым карандашом по замыслу ребенка.

Самостоятельная худ.-творческая деятельность детей. Выставка работ.

Цветной картон, простой карандаш, клей ПВА, кисть для клея, цветной песок.

Май

32.«Разноцвет-ная картина»

 (мозаика из яичной скорлупы)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой

«мозаика из яичной скорлупы»

2 Способствовать формированию навыков работы в выбранной технике.

Рассматривание наглядности (фото и рисунки) в технике «Мозаика». Создание эскиза рисунка простым карандашом по замыслу ребенка.

Подбор материалов для своей работы, наклеивание на цветном картоне.

Выставка работ.

Цветной или белый картон, клей ПВА, кисточки, дощечки, салфетки.

Наглядность – фото и рисунки в технике «Мозаика»

33. «Моя Вообразилия»

(рисование, изонить, гуашь)

1. Познакомить детей с нетрадиц. техникой

«изонить»

2 Способствовать формированию навыков работы в выбранной технике.

2. Развивать воображение в создании образа на основе цветного пятна.

Показ  способа рисования в технике «изонить».

Самостоятельная худ.-творч. деятельность детей. Рассматривание получившихся цветных пятен, упражнение на развитие воображения «На что это похоже?» Доработка до образа.

Бумага А-4,

гуашь, нитки разной толщины и фактуры, тонкая кисть, салфетка

34. «Облака – белогривые лошадки»

 (рисование, монотипия, акварель

1. Совершенствовать умения детей создавать рисунки в нетрадиционной изобразительной технике «монотипия»

2. Развивать воображение при рассматривании получившихся изображений.

Просмотр отрывка из мультфильма «Трям, здравствуй!»

Закрепление способа рисования в технике «монотипия»

Самостоятельная худ.- творческая деятельность детей. Рассматривание получившихся облаков, упражнение на развитие воображения «на что похоже облако?»

Бумага А-4,

Акварель, толстая кисть, салфетка

3. Диагностический инструментарий 

Методики диагностики творческого воображения

у детей дошкольного возраста

Для диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста предлагаются следующие методики: тест креативности Торренса, игра-методика «Где чье место?»,  методика «Нарисуй что-нибудь».

Тест Е. Торренса предназначен детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

 Игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Методика «Нарисуй что-нибудь». Предложена Немовым Р.С. Ребёнку даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захочется. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Подробное описание диагностических тестов и методик, а также ключи к оценке результатов представлены в Приложении № 1.

Результаты методик заносятся в диагностическую карту, выводится средний балл, отображающий уровень развития творческого воображения дошкольников.

Диагностическая карта.

ФИ ребенка

возраст

Тест Торренса

Методика

«Где чье место?»

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Уровень развития воображения

беглость

оригинальность

разработанность

сопротивление замыканию

абстрактность названию

общий результат

1

2

3

4. Список используемой литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. 

3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

4. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.

6. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 

7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Методики диагностики творческого воображения

у детей дошкольного возраста

Для диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста предлагаются следующие методики:

Тест креативности Торренса:

Тест Е. Торренса предназначен детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Субтест 1: «Нарисуйте картинку».

image001

Рис. 1

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2: «Завершение фигуры».

image002

Рис. 2

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур и придумайте название к каждому рисунку.

Субтест 3: «Повторяющиеся линии».

 image003

Рис. 3

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым;

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

3. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

4. Неадекватными признаются следующие рисунки:

Рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

Рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность» - самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

Оценивается рисунок, а не название!

Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1 - оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2 - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1 - цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2 -буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3 - цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4 - буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5 - цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6 - ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7 - цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8 - цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9 - цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10 - цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект -- «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» -- отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков -- все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе -- одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет -- по одному новому баллу за каждый цвет.

Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 - плохо

30-34 - ниже нормы

35-39 - несколько ниже нормы

40-60 - норма

61-65 - несколько выше нормы

66-70 - выше нормы

>70 - отлично

Методика «Где чье место?»

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком - общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

image004

Рис. 4

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

 image005

Рис. 5

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, они стараются это доказать.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой, он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки ве диный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Предложена Немовым Р.С. Ребёнку даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захочется.

На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов - ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.

3-4 балла - ребёнок нарисовал что-то простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла - за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития воображения:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

5-7 баллов - средний;

3-4 балла - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

Методики выявления уровня развития творческого воображения

у детей дошкольного возраста.

Тест «Назови картинку»

Стимульным материалом теста может служить любая сюжетная картинка, достаточно яркая и имеющая четкое содержание.

Инструкция:

«Посмотри на эту картинку. Придумай для нее название. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше».

Проведение теста

Детям показывают сюжетную картинку и дают время (2-3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предъявляют инструкцию, Детям 4-5 лет можно помочь, обсудив вместе с ними содержание этой картинки, а потом уже давать задание. Тестирование оканчивается после того, как ребенок на вопрос взрослого: «Не можешь ли ты придумать еще хоть одно название?» отвечает отрицательно.

Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Методика «Три слова»

В качестве стимульного материала предлагаются карточки со словами для работы.

Инструкция: «Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ».

Слова для работы:

1. Дворец, бабушка, клоун;

2. Разбойник, зеркало, щенок;

3. Торт, озеро, кровать.

Обработка и анализ результатов:

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе.

1 балл - бессмысленное сочетание слов;

2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье нет;

3 балла - банальная фраза;

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза.

Методика «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она заключается?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры отдельных участников?

Оценка результатов:

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

Критерии оценки:

1. Оригинальность и новизна;

2. Продуманность условий;

3. Наличие различных ролей;

4. Наличие правил;

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов.

0 баллов -- полное отсутствие определенного признака,

1 балл -- наличие, но слабая выраженность в игре данного признака,

2 балла -- отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Выводы об уровне развития воображения:

10 баллов -- очень высокий;

8-9 баллов -- высокий;

4-7 баллов -- средний;

2-3 балла - низкий

0-1 балл -- очень низкий.

Методика «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа;

2. Необычность, оригинальность сюжета;

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе;

4. Проработанность и детализация этих образов;

5. Эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Оценка результатов:

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом -- если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

0 баллов -- если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами -- если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;

1 баллом -- если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

0 баллов -- если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 баллами -- если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события);

1 баллом -- если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов -- если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами -- если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

1 баллом -- если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;

0 баллов -- если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами -- если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно

эмоциональны;

1 баллом -- если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели

слабо эмоционально реагируют на рассказ;

0 баллов -- если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития:

10 баллов -- очень высокий;

8-9 баллов -- высокий;

4-7 баллов - средний

2-3 балла -- низкий;

0-1 балл - очень низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...