Программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Пластилинография» в подготовительной группе.
учебно-методический материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Пластилинография - это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие Пластилинография имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_plastilinografiya_2.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Пластилинография» в подготовительной группе.

Пластилинография - это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие Пластилинография имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занятия составляются с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, умения, навыки, ребёнок учиться познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Общие задачи:

  1. Расширить   представления детей об окружающем мире природы: о многообразии видов животных, их внешнем облике, зависимости и приспособленности к условиям жизни и среды обитания, сезонным изменениям, способах защиты от врагов.
  2. Учить сравнивать. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать у детей элементарные понятия: птицы, рыбы, животные.
  3. Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательный интерес к ней.
  4. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно - прикладного искусства.



Особенности используемого материала

Пластилин - мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

  • несвежий пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками,
  • в своём составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
  2. Пластилин - материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
  4. Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
  7. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия:30 минут. Один раз в неделю – 36 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Перспективный план для детей подготовительной группы

на 2013-2014 учебный год.

Месяц / Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

 «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

Развивать мелкую моторику рук.                                               Ознакомить детей с техникой пластилинографии.             Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на  горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.                                                           Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

«Цветы»

Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить  замечать и любоваться природными формами растений. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: отщипывание,  раскатывание, прикладывание, прижимание.    Воспитывать самостоятельность.

3 неделя

«Осеннее дерево»

Развивать мелкую моторику рук.                                                       Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.                                                        Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

4 неделя

«Осенний лист»

Развивать мелкую моторику рук.                                                             Учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой».

 Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.

Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Октябрь

1 неделя

«Вылепи игрушку»  

Развивать мелкую моторику рук.                                        Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использование: отщипывание, раскатывание прикладывать к трафарету, прижимать.                                                       Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.                                                                          Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

2 неделя

«Вылепи игрушку»

Развивать мелкую моторику рук.                                             Учить  детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.  Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.                      Воспитывать самостоятельность.

3 неделя

«Кисть рябины»

Развивать у детей образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.            Учить  детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.                                                                                      Закрепить умение расплющивать шарики.                        Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Корзина с ягодами»

Формировать у детей обобщенное понятие о ягодах.  Продолжать учить  детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.                                                                  Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.                                                           Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Ноябрь

1 неделя

«Грибы – грибочки выросли в лесочке»

Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.                                                  Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.                                             Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

«Медведь»

Развивать цветовосприятие.

Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.

Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

3 неделя

«Дикие животные»

Развивать цветовосприятие; мелкую моторику.

Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.

Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Птицы»

Развивать цветовосприятие.Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.

Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.

Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Декабрь

1 неделя

«Снежинка»

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои  впечатления и наблюдения.  Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.                                                                                Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

«Новогодние шары»

 Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках.

Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

3 неделя

«Елка»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию;добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки);

использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Зима в лесу»

Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить  наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания  выразительности изображаемым объектам.

Воспитывать интерес к природе в разное время года.

Январь

2 неделя

«Снеговик»

Развивать мелкую моторику рук.                                            Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

3 неделя

«Живые яблочки на веточках»

Развивать цветовосприятие.Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.

Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.

Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Клубочки для котенка»

Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей сворачиванию длинной колбаски по спирали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Февраль

1 неделя

«Три поросенка»

Развивать моторику пальцев рук.

Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.

Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.

Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета.Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

2 неделя

«Цыпленок»

Развивать мелкую моторику рук.

Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъемепри помощи пластилина;

учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения.                                      Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

3 неделя

«Самолет летит»

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости.                                                                    Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Рыбка в аквариуме».

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи, учить работать с силуэтами (рыбок), убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Закрепить знания о строение тела рыбы. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Март

1 неделя

«Цветы для мамы»

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.

Формировать композиционные навыки.

Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

2 неделя

«Фиалки»

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой  деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

3 неделя

«Уточка с утятами»

Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.

Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.

Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Укрась посуду»

Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.

Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи.                                           Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Апрель

1 неделя

«Подснежники»

Развивать мелкую моторику рук;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

закреплять навыки раскатывания, примазывания;

испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

«Машины»

Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи.                        Воспитывать желание доводить начатое до конца.

3 неделя

«Слон»

Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук.

Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран.

Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах.

Воспитывать самостоятельность.

4 неделя

«Жираф»

Развивать мелкую моторику рук.

Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

Май

1 неделя

«Божьи коровки на ромашке»

Формировать интерес к окружающему миру. Реалистические представления о природе.                             Учить использовать знания и представления об особенностях  внешнего вида насекомого.                                Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

«Цветы в траве»

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;

обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Воспитывать самостоятельность.

3 неделя

«Одуванчики»

Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

 Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.

Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

4 неделя

«Бабочка»

Развивать мелкую моторику рук;способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых.

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии;

продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;укреплять познавательный интерес к природе.

Воспитывать самостоятельность.

Итог: оформление выставки для родителей.

Список литературы

1.Г.Н.Давыдова.Пластилинография.Обучающая литература,2008.

2.Н.С.Голицына. О.А. Скорлупова. Г.Н .Давыдова. Детский дизайн. Скрипторий 2000.

3.Г.Н.Давыдова.Пластилинография. Анималистическая живопись,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы по Художественно эстетическому развитию "Веселые капельки" подготовительная группа

составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. КомаровойСрок реализации программы - 2015-2...

Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Маленький художник»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

рабочая программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию

программа для работы с детьми 4-7 лет. план работы на среднюю, старшую и подготовительную группы....

Рабочая программа по организации кружковой работы по художественно – эстетическому развитию детей 5 – 7 лет «Мастерская чудес» (тестопластика)

Рабочая программа  «Мастерская чудес» имеет художественно – эстетическую направленность, она направлена на развитие творческих способностей,  воображения и фантазии детей, ...

Самообразование. Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Пластилинография»

Пластилинография — нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположе...

Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Волшебные ладошки»

Программа «Волшебные ладошки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с  помощью  такого  вида  художественного  творчества,  как  конструировани...