Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Олеся Вячеславовна Рыбченкова

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»

Цель: - формировать у детей уважительное отношение к культуре народов.

- приобщать детей к традиционной культуре коренного населения

Югры – народа ханты-манси;

- продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры;

- познакомить детей с мансийскими словами: Акань- кукла. Паща олэн –Здравствуйте.

- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изготовления куклы «Акань».

Ход занятия.

Паща олэн няврамыт! Здравствуйте дети! Паща олэн тынын махум! Здравствуйте дорогие гости! Дети давайте поздороваемся с гостями на мансийском языке. Паща олэн! А теперь присаживаемся полукругом возле чума. Сегодня я расскажу вам одну историю. Давним давно, жила девочка, ее родители, были оленеводами. Они жили на стойбище. В большом чуме. В чуме могло жить несколько семей. Как только ягель заканчивался, они переезжали в другое место. Ягель-это мох, которым питаются олени. Раз они много ездили, переезжали с одного место на другое, и Мама подарила девочке вот такую куколку. Это кукла Акань, она является оберегом для девочки. по поверью народа ханты и манси онэта кукла считалась священной, и защищала ребенка.

Сегодня Акань пришла к нам в гости с просьбой помочь найти ей подруг.

- поможем? конечно поможем

- я знаю, что у народов северных регионов есть кукла Северная берегиня, этот оберег ставился в северную часть избыБерегиня охраняла дом и приносила благополучие и удачу.

Ребята, посмотрите, какая красивая и нарядная куколка. Какое у нее яркое платье. А какого цвета больше в ее наряде? (Красный).

- В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет.

 А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

- Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на куклы, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет? (Нет лица).

- Все куклы обереги делались безликими, т. е. не имели лица. Нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).

Физминутка

Кукла Катя к нам пришла,

Физминутку принесла.

Ручками похлопаем 1-2-3,

Ножками потопаем 1-2-3.

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Вы друг друга не задели

И на место тихо сели.

- куколка Акань очень рада и предлагает нам станцевать с ней веселый танец под названием «у оленя дом большой»

 - Какие мы молодцы ребята, присаживаемся на свои места Спинки выпрямили, сели правильно.

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Поэтому тряпочки рвали, а не резали. Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей. Все их размеры определялись величиной ладони, пальцев.

Прежде чем пройти в нашу мастерскую, подумайте, какие материалы и инструменты используются для изготовления куклы «Северная- Берегиня»(лоскутки ткани и нитки).

Заняли свои рабочие места. Спинки выпрямили, сели правильно.

Но прежде чем приступим к изготовлению куклы, предлагаю подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Поработать захотели»

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни(Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (Стучим по столу)

Повертели (Круговые вращения кистью)

Поработать захотели. (Потираем руками)

Ну что ж, пальчики готовы, теперь приступим к работе.

Я для вас подготовила карту –инструкцию последовательного изготовления куколки. Она поможет в её изготовлении.

На доске этапы изготовления. Ребята, да здесь кто-то побывал и перепутал всю последовательность. Мне нужна ваша помощь. Распределите что за чем будем делать.

Карта готова, мы можем приступать.

Мастер-класс

Итак, с добрыми мыслями и любовью - за работу!

(Работать можно в парах. Помогать друг другу.).

1. Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани. На каждом кусочке ткани находим середину, заворачиваем к середине края и складываем пополам.

2. Все полученные детали собираем вместе.

3. Находим середину и перегибаем. Далее перевязываем нитками, формируя голову куклы.

4. Приступаем к изготовлению рук. У белого лоскутка уголки перевязываем нитками – это будут руки куколки.

5. На голову куколке повязываем красный платок.

(Постарайтесь вжиться в материал, с которым работаете, полюбить его. Не огорчайтесь, если ваши куколки пока не совершенны. Они все равно заговорят на узнаваемом родном языке).

Наша куколка готова!

Вы настоящие мастера! Какие замечательные, красивые куклы у вас получились. Они мне кажутся добрыми и теплыми, и это не случайно. Куклы хранят в себе теплоту ваших рук, изготавливая их, вы подарили им частичку доброты своих сердец.

Теперь куколке Акань будет весело, потому что у нее сейчас много друзей.

А мы с вами сядем полукругом возле костра.

Дети скажите пожалуйста, как называется кукла народов ханты и манси?

Как называется кукла народов Севера которая бережет домашний очаг?

Почему нельзя было изображать глаза, нос, рот, уши?

Чем согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться?

Дети вам понравилось занятие?

Дети я раздам вам шишки и, если вам было интересно и у вас все получилось, кладите шишку в берестяную шкатулку.

Если кому-то было скучно и не все получилось, то кладите шишку в мой мешочек «Тучан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста « Друзья для пингвинёнка Лоло»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошколного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Беседа о друзьях и дружбе».

Во время НОД дети знакомятся с правилами дружбы, анализируют ситуации из художественной литературы и личного опыта....

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"...