Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста « Друзья для пингвинёнка Лоло»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Захарова Елена Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошколного возраста 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_dlya_pingvinyonka_lolo._konspekt_nod.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

« Друзья для пингвинёнка Лоло»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

                                 

Цель: формирование представлений о скульптурном способе лепки.

Задачи:

  1. Учить детей оттягивать от всего куска пластилина такое количество материала, какое понадобится для моделирования головы и хвоста.

 Учить детей лепить пингвинов, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую активность, воображение, уверенность в своих силах.
  2. Обобщать знания детей о характерных особенностях внешнего вида обитателей Антарктиды - пингвинов.
  3. Активизировать словарь детей по теме Антарктида; развивать связную речь; продолжать учить детей анализировать свою работу и работы товарищей.
  4. Воспитывать познавательный интерес к животному миру нашей планеты.

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихотворений о пингвинах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов, беседа о пингвинах. 

Демонстрационный материал: Глобус, экран, мультимедийный проектор,  презентация,  иллюстрации с изображением пингвинов, карточки (бейджики) с заданиями к дидактической игре «Пингвинье лото», разрезные картинки, письмо.

Раздаточный материал: Доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Содержание НОД:

  1. Введение в игровую ситуацию. 

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята,  у вас есть друзья?

- Кого называют друзьями?

- Для чего нужны друзья?

Сегодня утром, когда я пришла на работу, мне передали письмо. Оно адресовано вам.  На конверте написано, что пришло письмо из Антарктиды. А где находится эта таинственная Антарктида? Как выдумаете, кто может просит о помощи? (ответы детей)

Давайте прочитаем письмо, может там есть подсказка? (чтение письма)

«Здравствуйте ребята! Привет вам с Южного полюса!

Я очень надеюсь, что вы мне сможете помочь. Решил написать вам письмо, потому что вы самые умные, смелые и находчивые. Я проживаю в Антарктиде, но у меня нет друзей. Надеюсь на вашу помощь, помогите мне найти друзей! Пингвинёнок Лоло.

 - Хотите помочь Лоло?

-А вы сможете?

2. Актуализация знаний, умений.

Дидактические задачи: 

  1. Актуализировать знание детей о видах транспорта;
  2. Закреплять умение детей собирать целую картинку из частей;
  3. Тренировать мыслительные операции, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь и коммуникативные качества.

- Для того чтобы помочь пингвинёнку, нужно отправиться в Антарктиду. На чём мы с вами можем  добраться до Антарктиды? (Рассматриваем карту мира)

Слайд 1 (Карта мира)

Выслушиваются все ответы детей. Воспитатель подводит детей к тому, что добираться нам придётся на различном транспорте. Сначала мы поедем на поезде. Но прежде чем мы с вами сядем в поезд, нам нужно выполнить задание, которое приготовил нам машинист:

Дидактическая игра «Пингвинье лото»

Детям предлагается по одному доставать из мешочка карточки (бейджики) двух цветов – синие и фиолетовые с вопросами.

- Карточки оставьте у себя, это будет ваш единый билет, который поможет вам добраться до Антарктиды.

Бейджики  крепяться на одежду детей.

Отвечают на вопросы.

Вопросы к игре:

  1. Где живут пингвины?
 2. Чем питаются пингвины?
 3. Как пингвины появляются на свет?
 4. Пингвины живут поодиночке или стаями?
 5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?
 6. Для чего пингвину лапы с перепонками?
 7. Умеют ли пингвины летать?
 8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?

- Молодцы, занимаем места в поезде.

Дети имитируют поездку в поезде.

- Вот мы с вами добрались до берега океана, как же быть дальше?

Выслушиваются ответы детей. Воспитатель подводит к тому, что на самолёте получится быстрее всего.

- Но пилот тоже приготовил вам задание:

Дидактическая игра «Собери пазлы»

Воспитатель рассказывает, что в самолёте нам нужно занять места согласно билетам, которые имеются у детей. На левом ряду полетят дети, у которых синие билеты, а на правом – у которых фиолетовые. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает конверт с разрезанными картинками, которые им нужно собрать. Воспитатель следит за работой, по мере необходимости помогает.

- Молодцы, самолёт взлетает, и мы  пересекаем океан.

Вот мы с вами и добрались до берегов Антарктиды. Посмотрите сколько снега.

Слайд 2 (Фото Антарктиды)

Но пингвинёнка Лоло не видно, как же нам до него добраться?

Выслушиваются все ответы детей. Воспитатель подводит к тому, что добраться до пингвинёнка можно только на лыжах.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

Вот мы и добрались до нашего пингвинёнка.

Слайд 3 (Пингвинёнок Лоло)

- Как же можно помочь пингвинёнку Лоло найти друзей?

(Ответы детей)

Подвести детей к тому, что наиболее удачным вариантом помощи будет вылепить из пластилина пинвинят.

- Давайте рассмотрим пингвина и опишем какой он.

Слайд 4. (Фото взрослого пингвина).

(Дети описывают пингвина).

Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: 

1.Создать мотивационную ситуацию для дальнейшей аналитической деятельности;

2.Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

3.Тренировать мыслительные операции: анализ,  сравнение, развивать логическое мышление, речь.

-  Пингвины имеют особое строение тела, чтобы легко плавать. Лепить их лучше всего особым способом – из целого куска пластилина, не деля его на части.

- Вы можете показать и рассказать как это сделать? (Дети предлагают различные способы лепки).

- Все смогли понять, как из целого куска пластилина вылепить тело пингвинёнка? (Не все).

- Как вы думаете, почему вы не смогли понять? (Потому что мы не знаем, как это сделать).

- Что сейчас вам нужно узнать? (Как из целого куска пластилина вылепить тело пингвинёнка).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1.Направить детей на поиск решения  проблемной ситуации;

2.Формировать опыт самостоятельного открытия и опыта преодоления затруднения;

3.Фиксация нового способа действия в речи;

4.Тренировать мыслительные операции: логическое мышление, речь, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

- Каким способом мы можем это узнать? (Посмотреть в учебнике, спросить у того, кто знает или придумать самим). Подвести детей к тому, что они должны спросить способ лепки у воспитателя.

Дети спрашивают у воспитателя способ лепки.

- Скульптуры и художники создают свои произведения   способом. Такой способ лепки называется скульптурным. Рассмотрите, какие бывают скаульптуры.

Слайд 4 (Фото скульптур)

 - Посмотрите: я беру кусок чёрного пластилина размером с кулачок, разминаю его, чтобы он меня слушался, был мягким, «послушным», податливым. Представляю пингвина и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части оттягиваю небольшое количество пластилина, приминаю шейку, обозначив голову, затем вытягиваю хвостик, отгибаю его в сторону и приминаю снизу о поверхность стола. Вот наше тело пингвинёнка готово.

- Давайте повторим план наших действий. (Дети повторяют)

- Начинайте работу.

Дети лепят тело пингвинёнка, воспитатель помогает по мере необходимости.

Слайд 5 (На экране план работы).

 - А теперь осталось дополнить туловище деталями. Из белого куска пластилина леплю овальную и круглую лепёшки – живот и мордочку. Из чёрного и белого пластилина леплю по 2 треугольника – крылышки, соединяю чёрный с белым попарно, прилепляю к телу чуть сзади. Из жёлтого пластилина вылепливаю клюв, из чёрного – шарики-глазки. Из красного пластилина скатываю колбаску, расплющиваю её концы и, прорезав стекой пальцы, заравниваю их. Прикрепляю лапы снизу к телу.

Дети дополняют фигуру деталями.

5. Игровая деятельность.

Дидактические задачи

1.Закрепить представления о круге.

2. Тренировать мыслительные операции: логическое мышление, речь, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

В конце деятельности воспитатель предлагает поставить пингвинов на макет льдины и разместить их так, чтобы им не было тесно и они могли играть.

- Давайте поставим их в один большой круг, как будто они водят хоровод.

- А теперь поставьте их в два маленьких круга так, чтобы количество пингвинов в них было одинаковым.

6.Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что интересного сделали?

- Кому помогли?

- Как вам это удалось?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли слепить друзей пингвинёнку Лоло, потому что знают теперь новый способ лепки – скульптурный.

 

 

 После занятия. Чтение стихотворения Г. Ряскиной.



У пингвина домик льдина
Стало жалко мне пингвина,
За едой ныряет в воду
Он в любую непогоду.
Ходит бедный босиком,
Снег и   океан кругом.
Нет ни кустика, ни кочки,
Не присядешь на пенечке...
Я решил рюкзак собрать,
Завтра встану ровно в пять
И отправлюсь в Антарктиду
Я пингвинчика спасать.
Отвезу ему  пальтишко,
Шапку, теплые штанишки,
Шарф пуховый ,не один,
Пусть согреется пингвин.
Только вот не знаю ,братцы,
В Антарктиду  как добраться,
Мне сказали, что туда
Не доходят поезда.
Подскажите ,кто нибудь,
К другу  покороче путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»...