ПРОЕКТ по изобразительной деятельности «Нетрадиционная техника рисования» «пластилинография»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Собгайда Палина Евгеньевна

Тема: Нетрадиционная техника рисования «пластилинография» с детьми дошкольного возраста. 
Вид продуктивной деятельности: пластилинография. 
Пластилинография - это нетрадиционная техника рисования более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. 
Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети средней группы. 
Актуальность: В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Умелые ручки ”- основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. 
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. 

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. 

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Проблема: В детском саду не достаточно уделяется внимание пластилиногафии в рамках программы ДОУ. 
Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности. 
Задачи: 
- Обучить навыкам изготовления композиций, поделок по различным технологиям. 
- Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии. 
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве. 
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. 
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. 
- Развивать интерес к процессу и результатам работы. 
 

Прогнозируемый результат: 
Реализация познавательной активности, обогащение словаря (жгут, стек, соскабливание) Знакомство с художественными произведениями: стихами, потешками, пальчиковыми играми. Развитие умелости рук, укрепление силы рук: подготовка руки к письму, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев. 
 

Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего обучения. 
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие. 
2. Принцип воспитывающего обучения. 
Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. 
Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус. 
3. Принцип свободы выбора. 
Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности. 
4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуальный подход к особо одаренным детям. 
5. Принцип интеграции. 
Художественная деятельность взаимосвязана: 
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой) ;
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала). 
6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей. 
 

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- Подобрать пластилин для данной техники. 
- Подобрать соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук. 
- Освоить приемы: 
Надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. 
-Научиться работать на ограниченном пространстве. 
2. Основной
- Организация непосредственной образовательной деятельности. 
3. Итоговый 
Проведение по ходу реализации проекта серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных: индивидуально и коллективно. 
 

Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .
 

Приёмы рисования пластилином:
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину. 
Материалы для работы: пластилин, стеки, картон, иллюстрации к занятиям. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект пластилинография20.01 КБ

Предварительный просмотр:

      МБДОУ «Детский сад «Островок»

с. Малокурильское

ПРОЕКТ

по изобразительной деятельности

«Нетрадиционная техника рисования»

«пластилинография»

                                                               

                                         Воспитатель Собгайда Палина Евгеньевна

     

2020 год.

Тема: Нетрадиционная техника рисования «пластилинография» с детьми дошкольного возраста. 
Вид продуктивной деятельности: пластилинография. 
Пластилинография - это нетрадиционная техника рисования более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. 
Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети средней группы. 
Актуальность: В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Умелые ручки ”- основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. 
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. 

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. 

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Проблема: В детском саду не достаточно уделяется внимание пластилиногафии в рамках программы ДОУ. 
Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности. 
Задачи: 
- Обучить навыкам изготовления композиций, поделок по различным технологиям. 
- Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии. 
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве. 
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. 
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. 
- Развивать интерес к процессу и результатам работы. 

Прогнозируемый результат: 
Реализация познавательной активности, обогащение словаря (жгут, стек, соскабливание) Знакомство с художественными произведениями: стихами, потешками, пальчиковыми играми. Развитие умелости рук, укрепление силы рук: подготовка руки к письму, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев. 

Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего обучения. 
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие. 
2. Принцип воспитывающего обучения. 
Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. 
Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус. 
3. Принцип свободы выбора. 
Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности. 
4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуальный подход к особо одаренным детям. 
5. Принцип интеграции. 
Художественная деятельность взаимосвязана: 
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой) ;
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала). 
6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей. 

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- Подобрать пластилин для данной техники. 
- Подобрать соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук. 
- Освоить приемы: 
Надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. 
-Научиться работать на ограниченном пространстве. 
2. Основной
- Организация непосредственной образовательной деятельности. 
3. Итоговый 
Проведение по ходу реализации проекта серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных: индивидуально и коллективно. 

Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

Приёмы рисования пластилином:
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину. 
Материалы для работы: пластилин, стеки, картон, иллюстрации к занятиям. 

Перспективный план работы. 

Март: « Хохломская роспись» 
Цель:
изображение элементов росписи при помощи пластилина. Развитие чувства композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки. Совершенствовать координацию движений, умение управляться с инструментом - стекой. 
Задачи:
- знакомство с хохломской росписью
- Развивать мелкую моторику рук. 
- Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам. 
Материал:
Пластилин жёлтого, зелёного, красного, чёрного цветов
Картон чёрного и белого цвета

Апрель: «Космос» 
Задачи:
-Расширить знание детей о космосе и о космических полётах. 
-Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений. 
-Активизировать словарь: космос, космонавт, космодром, космическая станция, невесомость. 
-Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей. 
-Развивать способности к творчеству. 
Материал: 
Иллюстрации о космонавтах, фотографии Ю. А. Гагарина и космического корабля «Восток»

Май: «Бабочка» 
Задачи: 
-Закреплять навыки работы с пластилином. 
-Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. 
-Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. 
Материал: картинки бабочек; картон; пластилин; салфетки для рук; стеки; "Сказка про гусеницу" Е. Финогеновой. 

Литература. 
1. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г. 
2. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г. 
3. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г. 
4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г. 
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ: Астрель, 2006
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
8. Серия книг для развития творческих способностей учащихся. 
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1991
10. Комарова Т. С. Филипс О. Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г. 
11. Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина/Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. - Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 2003 Асрель - АСТ - Ермак, 2004
12. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-tema-netradicionaja-tehnika-risovanija-plastilinografija-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) в средней группе на тему «Осенний рисунок ветра»

Задачи:     С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.     Учить детей рисовать осеннее дерево...

Занятие по изобразительной деятельности нетрадиционными видами техники

Занятие по изобразительной деятельности нетрадиционными видами рисования...

Коспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография на тему: « Моя космическая ракета»

Познакомить с техникой пластилинографии, учить передавать с помощью пластилина цветовую гамму. Уточнить знания о космических кораблях и ракетах, рассказать о первом человеке в космосе - Юрии Гагарине....

Коспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография.

Коспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография. ...