Коспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография на тему: « Моя космическая ракета»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Лукаш Екатерина Александровна

Познакомить с техникой пластилинографии, учить передавать с помощью пластилина цветовую гамму. Уточнить знания о космических кораблях и ракетах, рассказать о первом человеке в космосе - Юрии Гагарине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_plastilinografiya.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная технология рисования – пластилинография

     Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно.

Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать, а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла.

Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных, так и нетрадиционных техник, и материалов. Рисование пластилином — редко встречающийся вид живописи.

Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилинографии поистине уникальна. Обучающиеся, воспитанники приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Дети учатся планировать и доводить работу до конца. Рисование пластилином помогает подготовить руку ребенка к письму, что является большим подспорьем учителю начальных классов.

В своей работе, часто применяю нетрадиционную изобразительную методику.

 Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса детей любого дошкольного возраста. Пластилиновые картины способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих фактов позволяет использовать в моей работе эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную – ведь я и весь коллектив работает с детьми с нарушением зрения. Практика показала целесообразность использования этой методики в работе с детьми. Сама техника универсальна и используется в младшем и старшем дошкольном возрасте. Необходимо помнить и о сложности выполнения пластилинографии, цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребёнка. Например: можно выполнить пластилиновую картину «яблоко». В младшей группе – дается изображение дерева и предлагается «вырастить» на нём яблоки, дети отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черешок, лист яблока или воспользоваться шаблоном, заполнить его цветом. Дети двух – трёх лет, могут начинать выполнять пластилиновую картину с того, что начнут «Кормить цыплят» или красиво украшать «Осенние деревья», а для детей 5-7 лет, уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее, например: по сюжету сказки. Хочется рассказать о материале и инструментах, необходимые при работе в этой технике изображения и дать некоторые рекомендации.

Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилин – благодатнейший материал для художественной деятельности, но, кажется, еще недостаточно оцененный.

Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов. Каковы же секреты пластилина?

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом. Но пластичность – это только первый из секретов пластилина.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе даёт широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков. Но и это еще не все секреты пластилина.

 Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони художника – главный инструмент при рисовании пластилином. Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п.), да и любые подручные средства. Годятся иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестерёнки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент – всё равно руки. Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.

Коспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – пластилинография.

Тема: « Моя космическая ракета»

Цели занятия: 

1.Продолжать знакомить с техникой «пластилинография»;

2.Закрепить умения изображать фигуру ракеты способом пластилинографии;

3. Продолжать развивать детское изобразительное творчество, фантазию;

Материал для занятия:

Подбор слайдов с изображением комических ракет и кораблей.

Плотный картон

Пластилин

Простой карандаш

Салфетка  для рук

Клей ПВА

Предварительная работа: Беседа о дне Космонавтике, о первом человеке, полетевшим в космос лётчике - испытателе Ю. Гагарине.

Ход занятия:

Воспитатель :

- Ребята, отгадайте загадки:

На чёрный платок

Просыпано просо,

Пришёл петушок,

                   А склевать-то  не просто.                (Звёзды).

Чудо-птица – алый хвост

                              Полетела в стаю звёзд.                (Ракета).

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

                                           Дети, кто скажите это?                (Космонавт).

Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? - День космонавтики.

А почему именно 12 апреля? -В этот день впервые человек полетел в космос.

        В космической ракете

        С названием «Восток»

        Он первый на планете

        Подняться к звёздам смог.

        Поёт об этом песни

        Весенняя капель:

        Навеки будут вместе

         Гагарин и апрель.  

Показываю портрет Ю.А.Гагарина, спрашиваю:

-Знаете ли Вы кто изображен на портрете?    (Ответы детей)

12 апреля 1961 года: наш лётчик Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом мира.    Человек смог увидеть Землю из космоса. Полёт проходил на космодроме Байконур.

Космодром - это место, где готовят и откуда запускают космические ракеты, спутники, пилотируемые корабли и межпланетные станции.

Как это было?  Друзья проводили космонавта  до корабля. Гагарин занял место в кабине. Прозвучала команда «Пуск». Взревели двигатели. Основание ракеты окуталось дымом и огнём.  

  - Поехали ! - раздался по радио голос первого космонавта. Огромная ракета, вздрогнув, медленно оторвалась от Земли. Постепенно скорость нарастала – ракета «Восток» пошла в небо,  наконец она превратилась в светящуюся точку и скрылась. Первый полёт человека в космос продолжался около двух часов. За это время Юрий Алексеевич один раз облетел вокруг Земли. После полёта он рассказывал: ” Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость. Я оторвался от кресла и повис между потолком  и полом кабины. Всё вокруг стало легче”.  

 Полёт прошел успешно. Гагарин первый доказал, что человек  может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия – космонавт. С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области освоения космоса.

Для длительной работы в космосе используют станции «Салют» и «Мир». В них могут находится несколько человек.

- Люди каких профессий  побывали в космосе? – Врачи, инженеры - конструкторы, исследователи.

- Ученые каких стран изучают тайны космоса ?  - Россия, Франция, Германия и другие.        

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, принимать правильные решения, здоровым и образованным. Должны пройти специальную подготовку.

Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.

Дети встают.     ( Физкультминутка )  

        Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

        Влево – вправо наклоняться, даже боксом заниматься.

        И зарядку по утрам очень нужно делать нам.

Мы сегодня с вами говорили о космосе и космонавтах. 12 апреля каждый год наша страна Родина Россия отмечает День космонавтики и чествует героев космоса.

- Ребята, давайте представим, что мы на космодроме и создадим  космические ракеты.    Только они будут сделаны не обычными красками, а разноцветным пластилином. Посмотрите какая у меня получилась ракета. Вы сможете сделать свою ракету, быстрее выбирайте цвет пластилина и приступайте к созданию ракеты.

Дети  начинают делать творческую поделку.

Воспитатель: Посмотрите сколько разных ракет у нас получилось, теперь надо отправить их на космодром.

Молодцы! https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=76be4a4d862dc8d624df9ea6deeb6d12&n=33&h=215&w=287


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для старшей логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая но...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для старшей группы на тему: “Разноцветные бабочки”

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соотве...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Фартук для матрешки»

Сегодня популярен необычный подход к детскому художественному творчеству. Детям очень интересно использовать в рисовании необычные предметы, штампы.Представляю конспект занятия по изобразительной деят...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования- рисование губками. Тема: «Домашние животные – наши друзья»

Познакомить с новым видом нетрадиционного рисования - рисования губками. Знакомство с новым жанром рисования- анималистическим. Воспитывать доброе отношение к домашним животным....

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – ниткография. Тема: « Цветы для мамы». Для детей старшей группы

Цель:Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Расширить активный словарь детей словами: шов, стежок, шить, вышиват...

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе "Рисование Лошарика"

Расширить представления о цирке.Учить из частей составлять целое.Находить парные картинки.Различать цвета, а также называть голубой и розовые цвета и как их получить.Учить располагать изображение на б...