"Калининские птички" Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Скрыпченко Наталья Михайловна

Данный конспект будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования с целью знакомства с тверскими глиняными игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kalininskie_ptichki.docx44.74 КБ
Файл samoanaliz_nod_lepka_2016g.docx12.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Воспитатель: Скрыпченко Н. М.

Тема: «Калининские птички»

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Форма организации: подгрупповая

Программное содержание:

Цель: знакомство с тверскими глиняными игрушками.

Задачи: Образовательные задачи: познакомить детей с народным творчеством, учить различать особенности формы, строения игрушки, учить сравнивать дымковскую и калининскую птичек.

Изобразительные задачи: формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениями налепами.

Технические задачи: слепить птицу из целого куска; вытягивая части тела из исходной формы - овала.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному искусству, вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование и материалы:  раздаточный: глина на каждого ребенка, доска для моделирования, влажные салфетки, стеки, пиалы для воды.  Демонстрационный: изделия народных промыслов: борисовская керамика, хохломская посуда, дымковские игрушки, калининские птички. Проектор, музыкальный центр, фонограмма русской народной музыки.

Предварительная работа: лепка дымковских игрушек; рассматривание иллюстраций по народным промыслам; работа с раскрасками «Дымковская игрушка»,  «Золотая хохлома». Заучивание пословиц и поговорок о труде и мастерстве.

Предполагаемый результат: дети должны научиться работать с глиной, лепить калининских птичек.

Ход образовательной деятельности:

1. Мотивационно - побудительный этап организованной деятельности

Звучит русская народная музыка спокойная.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь.

На доске появляется слайд с изображением старого города

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что здесь изображено? Можно ли догадаться, глядя на эту картину, какие люди живут в этих домах? (необычные люди, веселые и т. д.)

Воспитатель. А почему вы так думаете? (Дома яркие, веселые)

Воспитатель. И действительно, ребята, в этих красивых домах, живут замечательные люди, талантливые мастера.

Воспитатель. А вы хотели бы попасть в этот город? Но тогда разрешите зачитать приглашение.  

Педагог зачитывает текст приглашения.

«Внимание! Внимание! Город Мастеров приглашает гостей! Но ворота  в город  Мастеров откроются только тогда, когда каждый из вас вспомнит и назовёт пословицу  или  поговорку о труде и мастерстве. Тот, кто назовёт правильно - пройдёт в ворота города!»

- Ну что, друзья мои, справимся с заданием? Ну, тогда  в путь? А идти всегда веселее с песней, правда, ведь? (идут змейкой по залу под веселую песню). 

2. Организационно-поисковый этап организованной деятельности

Воспитатель. Вот мы и в городе. Но вы же помните, что мы должны сделать дальше? И поэтому,  я предлагаю поиграть в игру «Ворота города».    

Дети называют пословицу или поговорку о труде, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующие  проходит через них.

Варианты пословиц и поговорок:

• Каков мастер, такова и работа.

• От добрых рук ничего не уходит.

• Мастера по работе видно.

• Всякая работа мастера хвалит.

• Землю красит солнце, а человека труд.

• Труд кормит, а лень портит.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Воспитатель. А вот и город Мастеров, какой красивый домик. Давайте сделаем так, я пойду, посмотрю, кто там живет, а вы меня подождите (педагог заходит в домик, накидывает на себя платок, и исполняет далее роль хозяйки).

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в город Мастеров. А хозяйка здесь я: 

Солнце разгорается, наша ярмарка открывается!

Приглашаю всех на ярмарку, на весёлую, удалую!

Ах, ярмарка хороша!

Ах, ярмарка весела!

Хозяйка.  Игрушки я слепила, да вас сюда я пригласила. Хочу загадать вам загадку: А игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски -

простой казался бы узор, но отвести не в силах взор!

Хозяйка. О каких игрушках загадка?

Дети.   Дымковских.

Хозяйка приглашает детей в «дымковскую деревню». Дыхательная гимнастика. 

Хозяйка.  Как дымком повеяло! (дети глубоко вдыхают носом).

- Вы чувствуете запах дыма?

- Почему игрушки, которые вы видите, называются дымковские?

- Из какого материала они сделаны?

- Что любили лепить дымковские мастера? (барышней, уточек, лошадок)

- Какие краски используют дымковские мастера?

- Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

- Какое настроение создают такие игрушки?

- А вы знаете ребятки, что  дымковские мастера, после работы,  любили играть в весёлые игры.  В одну из них мы сейчас и поиграем.

Проводится игра:  «Золото»

После игры путешествие по ярмарке продолжается

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда,

Как  у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары.

Хозяйка. А ещё  на нашей ярмарке  среди этих игрушек есть светло – коричневые игрушки (СЛАЙД). Их изготавливают в городе Торжке Тверской области.   Поэтому их называют или торжокскими  игрушками, или тверскими  глиняными игрушками, а ещё  иногда и калининскими, так как  одно время город Тверь назывался Калинин.  Тверские или калининские игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, зайчики, барашки, собачки и другие игрушки  покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обожженной глины.

Игрушки из глины в Торжке лепили гончары в основном из остатков глины. А кого называют гончарами? Да, гончары – это люди, которые делали глиняную посуду.  Лепятся игрушки из красной глины, которая является фоном для росписи, и украшаются лепными чешуйками. После обжига изделия по желанию мастера расписывают гуашью ярких цветов.  Назовите эти цвета?

Дети.   Красный, желтый, оранжевый, ярко-голубой, темно-синий, зеленый, черный, или же оставляют коричневыми.  

Хозяйка. Но особую славу калининским мастерам принесли птички – свистульки.

...Голосисты эти птицы

и нарядны словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти гнёзда вью.

- Главная особенность в украшении калининских  птиц в том, что элементы узора вылеплены отдельно и прикреплены к птичкам. Такие украшения называются налепами. Оказывается, друзья мои, сама свистулька, повествует о празднике, который в народе закрепился под названием «свистунья». По преданиям, свист птиц отпугивал темные, враждебные человеку силы, которые стремились  задержать приход весны.

3. Практический этап организованной деятельности

 Хозяйка. Все, кто попадает в нашу страну, становятся чудо - мастерами. Предлагаю вам сегодня ненадолго стать калининскими мастерами. У меня есть волшебная глина, из которой я научу вас лепить калининских птичек.  Ну, что готовы,  стать мастерами, аль нет? Тогда поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Гончары»

Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути,
И горшочек свой лепи!

- Проходите в мастерскую, присаживайтесь (дети рассаживаются за столами).

- Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, хвост, крылья).

- Лепить  птичку,  будем скульптурным способом, что это за способ лепки? Подскажите? Правильно, из целого куска.

- С чего же нужно начать работу?  Подскажите, пожалуйста. Верно, тщательно размять кусочек глины.

- А что потом нужно делать? Затем сформируем из него толстый овал. Из такого овала мы и будем лепить птичку. Сначала изогнем его, формируя тело птички. Затем лепим головку. А теперь с другого конца овала начинаем делать хвост.

Во время объяснения воспитатель показывает детям приёмы лепки изделия.

http://cdn01.ru/files/users/images/c4/ed/c4ed32c2b4769819160129395e1d5a13.jpg

Воспитатель рассказывает детям правила работы с глиной:

- Если сохнут руки? (намочить водой).

- Если глина трескается? (затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой).

- Если руки грязные? (вытираем тряпочкой).

3. Рефлексивно – корригирующий этап организованной деятельности

Хозяйка. Посмотрим, как наши мастера справились с работой.  Недаром на Руси говорили «Каков мастер, такова и работа».
- Все ли игрушки ладные?
- С каким новым промыслом вы познакомились?

- Чем же калининские птички отличаются от дымковских?

- Каким способом лепили птичек?  

- Важно ли то, что вы сегодня вылепили? Для чего это может пригодиться в дальнейшем?

Хозяйка. Ребята, конечно же, ваши глиняные птички по - своему хороши, получились аккуратные и не похожие друг на друга. Спасибо, вам за работу. Я думаю, что город Мастеров очень рад, что у него появились такие друзья, как вы! Ну а вам пора возвращаться в детский сад, к своим друзьям! До свидания, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности «Калининские птички»  

Работая над содержанием образовательной деятельности «Калининские птички», которая взята из перспективного планирования,  я учитывала возрастные особенности детей, подбирала материал, способствующей решению поставленных задач:

Образовательные задачи: дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина).

Изобразительные задачи: формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениями налепами.

Технические задачи: слепить птицу из целого куска; вытягивая части тела из исходной формы - овала.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному искусству, вызвать эмоциональный отклик.

Задачи решались через интеграцию образовательных областей, таких как: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое  развитие». Единый сюжет способствовал  сохранению интереса на протяжении всей образовательной деятельности.

     Методы и приёмы обучения (игра, вопрос-ответ, ответы-повторения) обеспечили мотивацию деятельности и мое сотрудничество с детьми. Все дети были включены в разные виды деятельности (игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная).

    На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, продуктивной деятельности, игр и сюрпризного момента.

    Во время всей образовательной деятельности я заботилась о здоровье детей, об их хорошем психоэмоциональном состоянии, следила, чтобы дети не утомлялись, чему способствовала смена видов деятельности.      

Считаю, что поставленных целей достигла, задачи были решены. Дети результатом остались довольны своей продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по лепке«В мастерской дымковской игрушки»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по лепке «В мастерской дымковской игрушки»...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...