Программа кружка по лепке "Весёлый пластилин"
элективный курс по аппликации, лепке (средняя группа)

Рыжакова Юлия Валентиновна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolyy_plastilin_20-21.docx70.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 88.

Принято на заседании                                        Утверждаю

Педагогического совета № 1                                Заведующий МДОУ № 88

Протокол № ____                                        ____________ Н. Д. Федорова

от «___» __________ 2020 г.                                Приказ № __________

                                                                от «___» __________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. зав. по ВМР

____________И. А. Мун

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»

(лепка)

для детей средней группы

компенсирующей направленности № 16

срок реализации программы 1 год

на 2020-2021 учебный год

Реализует программу воспитатель:

Рыжакова Юлия Валентиновна

г. Комсомольск-на-Амуре

2020 год.


Содержание

стр

1. Основные характеристики программы

3

1.1. Пояснительная записка  

3

1.2. Цели и задачи реализации программы  кружка

6

1.3. Содержание программы

8

1.4. Планируемые результаты

14

2. Организационно-педагогические условия

14

2.1. Условия реализации программы

14

2.2. Формы  отчетности,    образовательных  результатов

14

2.3. Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов

18

2.4. Оценочные материалы

18

2.5. Методические материалы

20

Литература

21

Приложение

22


Кружок «Волшебный пластилин».

1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка.

        Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Направленность   программы  –  художественно-эстетическая. Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах любовь к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Актуальность  программы  кружка обоснована запросом родителей, а также недостаточным развитием мелкой моторики детей. АООП предусматривает НОД лепкой один раз в две недели – это не достаточно для полноценного развития у детей интереса к лепке. Во время занятий в кружке дети знакомятся с разнообразием приемов и способов лепки, многообразием дополнительного использования дополнительных природных и бросовых материалов при выполнении творческих работ. Происходит своевременное, всестороннее развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребёнку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Отличительные  особенности  программы .  Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка, скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т.д. Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках. Программа направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции мелкой моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении действий.

Адресат программы  –  дети 4-5 лет, группы компенсирующей направленности (амблиопия и косоглазие).

Особенностями художественно-эстетического развития детей с нарушениями зрения выступают:

  • трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов; недостаточность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов;
  • малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и других предметов и объектов действительности;
  • трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.

Особенности  организации  образовательного  процесса -     форма объединения детей кружок. Дети одного возраста, с ОВЗ (амблиопия, косоглазие). Состав группы постоянный.

Объем  и  срок  освоения  программы.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.   Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по август, в подгруппе из 5 детей. Всего 48 занятий по 20 минут.

Режим  занятий,  периодичность  и  продолжительность  занятий    Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю (среда), продолжительность 20 минут. Продумывается удобное размещение пособий на занятиях с учетом остроты зрения и окклюзии, а также используются индивидуальные подставки для рассматривания объекта, показа приемов лепки.

На столах располагаются подставки, которые используются для детей с близорукостью или сходящимся косоглазием. Дети с расходящимся косоглазием рассматривают рисунки на столе либо на горизонтально расположенном индивидуальном фланелеграфе.

Гигиенические требования к освещению:

-        достаточный уровень освещенности;

-        равномерное распределение яркости в поле зрения;

-        отсутствие слепящего действия от источника света;

-        отсутствие резких теней в поле зрения.

1.2. Цели и задачи реализации программы  кружка

Цель программы: Развитие ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством лепки.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- научить новой технике выполнения работ из пластилина –

пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном

виде творческих работ;

– научить детей владению различными материалами и приспособлениями,

необходимыми для изготовления изделий из пластилина;

– обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина;

– закрепить способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный.

– научить приемам декорирования лепного образа (рельефные налепы,

прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по

мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по

собственному замыслу).

2. Развивающие:

– развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

пространственное воображение.

– побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и

коллективных сюжетных композиций, самостоятельно выбирая тему,

материал, способы лепки, приемы декорирования образа;

– способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении

коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их

стремление использовать разные материалы и техники;

– развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

– развивать у детей творческую активность и инициативу.

– развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

глазомер.

3. Воспитательные:

– формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

– совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,

– воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

– воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

4. Коммуникативные:

– способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

деятельности - работы интересен другим (педагогу, детям, родителям,

сотрудникам детского сада).

– формировать умение работать в коллективе.

5. Здоровьесберегающие –

1. Планировать объем материала с учетом утомляемости детей;

2. Соблюдать правильную посадку ребенка;

3. Способствовать созданию  благоприятного психологического климата;

4. Соблюдать режим охраны зрения.


1.3. Содержание программы 

Учебный план

Название занятия

Количество занятий

1

«Цветы в траве»

1

2

«Посуда для повара»

1

3

«Портрет друга»

1

4

«Подарок другу»

1

5

«Чудо - грибочки»

1

6

«Корзина с овощами»

1

7

«Фруктовый компот»

1

8

«Ёжик»

1

9

«Флаг»

1

10

«Мой дом»

1

11

«Весёлый клоун»

1

12

«Разноцветный светофорчик»

1

13

«Зимнее дерево»

1

14

«Совушка - сова – большая голова»

1

15

«Заяц белый, куда бегал?»

1

16

«Новогодняя ёлочка»

1

17

«Снеговик - почтовик»

1

18

«Герои сказок»

1

19

«Снежинка»

1

20

«Рыбки в аквариуме»

1

21

«Чайная чашка» (гжель)

1

22

«Стол, табуретка»

1

23

«Подарок для папы» (кораблик)

1

24

«Если хочешь быть здоров»

1

25

«Букет для мамы»

1

26

«Праздничный торт»

1

27

«Городецкие узоры»

1

28

«Мышка и золотое яичко»

1

29

«Подснежники»

1

30

«Лесные жители»

1

31

«Одеваюсь в детский сад»

1

32

«Утка с утятами»

1

33

«Праздничный салют»

1

34

«Символ России - берёза»

1

35

«Цветущая сирень»

1

36

«Разноцветный зонтик»

1

37

«Конфетное дерево»

1

38

«Весёлые машинки»

1

39

«Лепим сказку «Теремок»

1

40

«Бабочка-красавица»

1

41

«Красивая рыбка»

1

42

«Моя любимая семья»

1

43

«Любимые игрушки»

1

44

«Весёлый лягушонок»

1

45

«Цветочная поляна»

1

46

«Яблонька»

1

47

«Кто сказал мяу?»

1

48

«Радуга - дуга»

1

всего

48


Календарно-тематический план

Сентябрь

Занятие. Цель

Предварительная работа.

Оснащение

1

«Цветы в траве»

Цель: продолжать освоение навыков работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать

пластилиновые колбаски в жгутики. Учить приёмам рельефной лепке: налеп, декорирование, примазывание, сглаживание, скручивание, лепнина.

Совершенствование техники рельефной

лепки. Способствовать развитию у детей

эстетического восприятия окружающего мира.

Рассматривание иллюстраций «Цветы на поляне».

Картон зелёного цвета, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

2

«Посуда для повара»

Цель: закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы узора близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знания о цвете. Развивать чувство ритма.

Рассматривание иллюстраций «Посуда».

Картонные силуэты предметов посуды, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

3

«Портрет друга»

Цель: учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Познакомить с жанром ИЗО - портрет, его цветовым решением и организовать практику лепки отдельных деталей. Развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от создания портрета друга. Формировать интерес к работе с пластилином.

Рассматривание альбома «Портреты».

Картон, пластилин разных цветов, шаблон лица, доска для лепки, салфетка.

4

«Подарок другу» (игрушки)

Цель: упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

Рассматривание иллюстраций «Игрушки».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Октябрь

Занятие. Цель

Предварительная работа.

Оснащение

5

«Чудо - грибочки»

Цель: закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

Рассматривание иллюстрации «Грибы», «Ежи».

Картон, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

6

«Корзина с овощами»

Цель: учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстрации «Овощи».

Картон, пластилин разных цветов, иллюстрация корзина, доска для лепки, салфетка.

7

«Варим варенье», «Фруктовый компот»

Цель: побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

Закреплять с детьми знания о красном цвете и его оттенках. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстрации «Ягоды», «Фрукты».

Картон, пластилин оттенков красного цвета, шаблоны банок разной формы, доска для лепки, салфетка.

8

«Ёжик»

Цель: закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

Рассматривание иллюстрации «Ёжики».

Картон, пластилин разных цветов, иллюстрация ёжик, доска для лепки, салфетка.

Ноябрь

Занятие. Цель

Предварительная работа.

Оснащение

9

«Флаг»

Цель: учить детей изображать на горизонтальной плоскости российский флаг в технике «пластилинографии». Закреплять приемы работы в данной технике (раскатывание, примазывание, размазывание). Развивать художественные навыки, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать чувство патриотизма.

Рассматривание иллюстрации «Российский флаг».

Картон в форме флага, пластилин красного, синего, белого  цвета, доска для лепки, салфетка.

10

«Мой дом»

Цель: упражнять в умении раскатывать                                                      комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Рассматривание иллюстраций «Улицы города», «Дома».

Картон, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

11

«Весёлый клоун»

Цель: учить детей выполнять изображение клоуна в технике пластилинографии. Продолжать знакомить с жанром ИЗО - портрет, его цветовым решением. Развивать у детей чувство цвета.

Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна - веселить людей, доставлять им радость своей работой.

Рассматривание иллюстраций «Клоун», «Цирк».

Картон с силуэтом клоуна, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

12

«Разноцветный светофорчик»

Цель: закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Рассматривание иллюстраций «Улица», «Транспорт», «Светофор».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Декабрь

Занятие. Цель

Предварительная работа.

Оснащение

13

«Зимнее дерево»

Цель: подводить к образной передаче природных явлений и учить передавать образ зимнего дерева посредством пластилинографии. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями и сплющивании их, стимулируя активную работу пальцев. Развивать у детей эстетическое восприятие зимней природы, образное и пространственное восприятия.

Рассматривание иллюстраций «Зимний пейзаж», «Деревья зимой».

Картон, пластилин пастельных цветов, доска для лепки, салфетка.

14

«Совушка - сова – большая голова»

Цель: учить детей создавать композиции из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание,

расплющивание. Сформировать первоначальное

представление о модульной лепке. Научить детей моделировать поделку на основе готовых форм.

Научить создавать композицию, целесообразно размещая объекты на основе. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции.

Рассматривание иллюстрации «Сова».

Картон, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

15

«Заяц белый, куда бегал?»

Цель: учить детей использовать стеку, для

создания эффекта пушистости, шубки

для зайца. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Развивать согласованность работы обеих рук.

Рассматривание иллюстрации «Зайцы».

Картон тёмных цветов, пластилин белого цвета, доска для лепки, салфетка.

16

«Новогодняя ёлочка»

Цель: развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Формировать интерес к работе с пластилином. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Развивать стремление добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала

(блестки).

Рассматривание иллюстрации «Новогодняя ёлка».

Картон, пластилин ярких цветов, блёстки, бусины, пайетки, доска для лепки, салфетка.

Январь

Занятие. Цель

Предварительная работа.

Оснащение

17

«Снеговик - почтовик»

Цель: формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина.

Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

Рассматривание иллюстрации «Снеговик».

Картон, пластилин белого цвета, доска для лепки, салфетка.

18

«Герои сказок»

Цель: учить создавать целостный образ героя сказки из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук. Доставить детям радость от встречи с любимыми героями сказок. Формировать интерес к работе с пластилином.

Рассматривание иллюстраций «Сказки».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

19

«Снежинка»

Цель: обобщать знания и впечатления детей о зиме.

Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать детей передавать разнообразие форм снежинок.

Рассматривание иллюстраций «Снежинки».

Картон синих цветов, пластилин белого цвета, доска для лепки, салфетка.

20

«Рыбки в аквариуме»

Цель: развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение передавать характерные особенности рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

Рассматривание иллюстрации «Рыбки в аквариуме».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Февраль

Занятие. Цель

Предварительная работа.

Оснащение

21

«Чайная чашка» (гжель)

Цель: продолжать учить детей выполнять лепную полуобъёмную работу на горизонтальной плоскости. Закрепить представления детей о

натюрморте. Развивать у детей чувство

композиции, цвета — учить располагать

элементы узора на поверхности предмета.

Рассматривание иллюстраций «Гжель».

Картон, пластилин синий, голубой, белый, силуэт чашки, доска для лепки, салфетка.

22

«Стол, табуретка»

Цель: учить соблюдать пропорции деталей предметов мебели при лепке. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части заготовки, сглаживать поверхность формы. Учить пользоваться стеком: делить пластилин на равные части. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Рассматривание иллюстраций «Мебель».

Пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

23

«Подарок для папы» (кораблик)

Цель: продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику, творчество.

Рассматривание иллюстрации «Петушок».

Картон, пластилин ярких цветов, иллюстрация петуха без хвоста, доска для лепки, салфетка.

24

«Если хочешь быть здоров»

Цель: формировать умение экспериментировать и создавать простейшие образы из пластилина. Развивать самостоятельность при передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства (пластилин). Учить детей лепить спортивный инвентарь конструктивным способом. Формировать первоначальные представления детей о спортивном инвентаре.

Рассматривание иллюстраций «Спортивный инвентарь».

пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Март

25

«Букет для мамы»

Цель: учить детей создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг серединки цветка. Формировать композиционные навыки. Развивать умение декорировать готовое изделие плоским или рельефным орнаментом используя растительные,

геометрические или смешанные элементы для создания узора. Воспитывать отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций «Цветы».

Картон нежного цвета, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

26

«Праздничный торт»

Цель: продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями. Вызывать радость от проделанной работы. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность.

Рассматривание иллюстраций «Кондитерские изделия».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

27

«Городецкие узоры» «Ковш-петух»

Цель: познакомить детей с основными элементами Городецкой росписи. Учить составлять из этих элементов узор. Развивать изобразительные умения и навыки. Закреплять умения работать пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность.

Рассматривание иллюстраций «Городец».

Картонный силуэт ковша, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

28

«Мышка и золотое яичко»

Цель: формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев. Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

Развивать сюжетно-игровой замысел.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Апрель

29

«Подснежники»

Цель: формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Развивать воображение, умение замечать особенности строения подснежников. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

Рассматривание иллюстраций «Первоцветы».

Картон, пластилин пастельных оттенков, доска для лепки, салфетка.

30

«Лесные жители»

Цель: вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных. Учить добиваться выразительных образов. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций «Лесные жители».

Общая полянка, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

31

«Одеваюсь в детский сад»

Цель: вызвать интерес к декорированию предметов одежды. Учить добиваться выразительных образов. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций «Одежда».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

32

«Утка с утятами»

Цель: формировать умение анализировать строение птицы, форму и размер отдельных частей её тела.

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка). Развивать чувство формы.

Рассматривание иллюстраций «Утка с утятами».

Картон, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

Май

33

«Праздничный салют»

Цель: познакомить детей со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстрации «Петушок».

Картон, пластилин ярких цветов, иллюстрация петуха без хвоста, доска для лепки, салфетка.

34

«Символ России - берёза»

Цель: формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения берёзы (ветки направленные вниз, белый ствол и ярко-зелёный цвет листьев) посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток берёзы. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Рассматривание иллюстрации «Петушок».

Картон, пластилин ярких цветов, иллюстрация петуха без хвоста, доска для лепки, салфетка.

35

«Цветущая сирень»

Цель: продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. Укреплять познавательный интерес к весенней природе. Развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание иллюстрации «Сирень».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

36

«Разноцветный зонтик»

Цель: учить детей создавать плоскостное изображение - «раскрашивать» зонтик, пластилином, отщипывая маленькие кусочки от целого. Упражнять в скатывании маленьких

шариков. Формировать умение подбирать цвета пластилина поочередности.

Рассматривание иллюстраций «Зонтики».

Картон с силуэтом зонтика, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Чтение стихотворений А.

Марк «Зонтик в дождь пошел гулять»,

отгадывание загадок.

Июнь

37

«Конфетное дерево»

Цель: продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой. Научить приёмам рельефной лепки: налеп,

декорирование, примазывание, сглаживание, скручивание, лепнина. Совершенствование техники рельефной лепки. Изготовить конфетное дерево из

пластилиновых конфет. Развивать фантазию, творчество детей.

Рассматривание иллюстраций «Конфетное дерево». Чтение сказки

– крошки В. Кротова «Конфетный кактус».

Картон, пластилин ярких цветов, салфетка.

38

«Весёлые машинки»

Цель: формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции машины. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками. Формировать интерес к работе с пластилином.

Рассматривание иллюстрации «Машины».

Пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

39

«Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа)

Цель: закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах. Развивать умение согласованно выполнять общую работу. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику, творчество, умение работать коллективно, дружно.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

40

«Бабочка-красавица»

Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочек. Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов). Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций «Бабочки».

Картон с контурным изображением бабочки, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

Июль

41

«Красивая рыбка»

Цель: формировать умение создавать лепной образ на основе каркаса, используя комбинированные способы лепки; расширение знаний о многообразии подводного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники).

Способствовать стремлению добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала

(ракушки, блестки. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Рассматривание иллюстрации «Рыбы».

Картон, пластилин ярких цветов, иллюстрация подводный мир, доска для лепки, салфетка.

42

«Моя любимая семья» (портрет)

Цель: закрепить основные способы работы с пластилином: скатывание шарика, раскатывание, расплющивание, нанесение тонкого слоя пластилина на основу. Способствовать развитию творческих способностей и художественного воображения. Развивать навыки работы с пластилином. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Рассматривание иллюстраций «Портреты».

Картон, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

43

«Любимые игрушки»

Цель: продолжать работу по созданию образа любимой игрушки. Совершенствовать навыки лепки. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание игрушек. Чтение А. Барто «Игрушки».

Пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

44

«Весёлый лягушонок»

Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций «Лягушата».

Картон с силуэтом лягушонка, пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетка.

Август

45

«Цветочная поляна»

Цель: продолжать формировать знания детей о цветах. Формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке. Формировать умение лепить бутоны цветов из шара способом сплющивания, лепестки - способом вытягивания, прищипывания. Продолжать развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Формировать чувство цвета и формы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание иллюстраций «Цветы».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

46

«Яблонька»

Цель: развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Формировать умение создавать объёмную композицию. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций «Фруктовые деревья».

Картон, пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

47

«Кто сказал мяу?»

Цель: учить лепить туловище кошки путем выгибания «столбика», оттягивания лапок.

Закрепить технические приемы: в соединении частей при помощи стеки, заглаживание.

Развивать творческие способности у детей. Формировать интерес к работе с пластилином.

Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?».

Пластилин ярких цветов, доска для лепки, салфетка.

48

«Радуга - дуга»

Цель: формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Рассматривание иллюстрации «Радуга».

Картон, пластилин 7 цветов, доска для лепки, салфетка.

1.4. Планируемые результаты

        В конце обучения:

У ребёнка развит интерес к творческой деятельности (охотно лепит по предложению воспитателя и собственной инициативе);

Усвоены основные приёмы лепки:

  • отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона (прижимая, размазывая и сглаживая его);
  • создает выразительные образы, используя изученные техники лепки;
  • использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа;
  • умеет работать на заданном пространстве;
  • проявляет творческую фантазию в работе с пластилином;

Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе.

Мелкая моторика развита на достаточном уровне.

Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

2. Организационно-педагогические условия

2.1. Условия реализации программы

Для достижения цели программы кружка необходимо выполнение следующих условий:

  • обеспечение ребёнку постоянной ситуации успеха, стимулирование его к достижению успехов;
  • учёт возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения.

Материально-техническое  обеспечение:

Занятия проводятся в групповом помещении. Для проведения занятий используются следующие материалы и пособия:

  • Пластилин разных цветов;
  • Бросовый материал (различные крупы, бусины, блёстки, шишки);
  • Плотный картон разного цвета для основы работы;
  • Доска для лепки, салфетка для рук.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В процессе занятия требуется выполнять зрительную гимнастику и физкультурные минутки.

Кадровое  обеспечение:  занятия проводит воспитатель высшей категории Рыжакова Ю. В.

 

2.2. Формы  отчетности, образовательных  результатов

  • Отчёт о работе кружка «Весёлый пластилин»;
  • видеозаписи, фотоматериалы;
  • журнал посещаемости;
  • материалы диагностики.

2.3. Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов

  • готовые работы, которые дети забирают домой;
  • подарки, изготовленные к праздникам («Новогодняя ёлочка», «Подарок папе», «Букет для мамы»);
  • фотоматериалы.

2.4. Оценочные материалы

К концу года ребёнок средней группы:

  • Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его;
  • Создает выразительные образы, используя изученные техники лепки;
  • Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа;
  • Умеет работать на заданном пространстве;
  • Проявляет творческую фантазию в работе с пластилином;
  • Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе.

Диагностика:

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;

2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;

1 балл - ребёнок с помощью педагога частично справился с заданием;

0 баллов - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-12 – средний уровень; 13-18 – высокий уровень.

Ф.И. ребёнка

Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его

Создает выразительные образы, используя изученные техники лепки

Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа

Умеет работать на заданном пространстве

Проявляет творческую фантазию в работе с пластилином

Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе

Итог

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

2.5. Методические материалы

Краткое  описание  методики работы по программе. 

Методы  обучения:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Методы  воспитания:  поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы  организации образовательного  процесса: индивидуально-групповая  и  подгрупповая.  Основанием выбора данной формы организации образовательного процесса являются индивидуальные особенности детей.

Категории обучающихся: дети с ОВЗ (дети с амблиопией и косоглазием).

Формы  организации     занятий:    беседа,  игра,  работа в малой группе.

Структура занятий.

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.


Литература

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». – Скрипторий, 2003 г.

2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.

3. Деревянко Т. «Забавные зверушки». – ООО АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011 г. 4. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми». Конспекты занятий.- М.: Мозайка-Синтез, 2007 г.

5. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

6. Шкицкая И. О. «Аппликация из платилина». – Феникс, 2011 г.

7. Интернет сайты: Maam.ru,  infourok.ru, nsportal.ru, http://raskras-ka.com/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет

Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

программа кружка "Чудеса из пластилина" (пластилинография)

Я разработала свой  кружок «Чудеса из пластилина» и  хочу познакомить  детей старшей группы  с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пласт...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...