Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка» (Стартовый уровень)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Чекмарева Татьяна Сергеевна

Актуальность данной дополнительной программы художественной направленности в том, что занятие лепкой в дошкольном возрасте охватывает многие сферы. Лепка - очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество и воображение, мелкую моторику рук, координацию глаз, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, данное занятие социализирует и имеет успокаивающее и терапевтическое воздействие, благотворно влияет на нервную систему в целом. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка» направлена на достижение целей: Цель программы: развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lepke.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Городского округа Коломна Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко».

Тел.(496)618-35-00; факс (496)618-32-48;

e-mail:solnyshko40@mail.ru 140405, г. Коломна, бульвар 800-летия Коломны, д.3.

=====================================================================

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

«Лепка»

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Воспитатель

Чекмарева Татьяна Сергеевна

2021 год

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки .

Актуальность данной дополнительной программы художественной направленности в том, что занятие лепкой в дошкольном возрасте охватывает многие сферы. Лепка - очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество и воображение, мелкую моторику рук, координацию глаз, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, данное занятие социализирует и имеет успокаивающее и терапевтическое воздействие, благотворно влияет на нервную систему в целом. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка» направлена на достижение целей: Цель программы: развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей детей 4-5 лет.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучающие:
  • закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки;
  • закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки;
  • учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки;
  • учить сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
  • побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
  • учить создавать предметы, состоящие из 3-5 частей, соединяя их путём прижимания друг к другу, предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию, вызывать радость от восприятия результата общей работы.
  • закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;
  1. Развивающие:
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
  • Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • Развивать умение строить композицию, творческую активность и инициативу.
  1. Воспитательные:
  • Формировать интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  • Формировать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.

Объем реализации программы: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

• дидактические игры;

Ожидаемые результаты программы

Дети свободно владеют пластичными материалами и инструментами. Оценивают результат работы. Отмечают выразительность формы, цветового сочетания, симметричность декоративного узора. С помощью средств выразительности создают образ в рисунке и лепке. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству на более сложном уровне.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, перечень готовых работ, фото, видео. 

Условия реализации программы

Оснащение для игровой деятельности:

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты:

- Куклы мелкие и средние (до 30 см)

-мягкие антропоморфные животные (крупные, средние,

- наборы масок сказочных персонажей,

-набор элементов театральных костюмов (шапочки, накидки, маски, шарфы и пр. ,

- тематические плоскостные фигурки сказочных персонажей на подставках,

- картинки с тематическими рисунками,

- наборы мелких фигурок (животные, сказочные и фантастические персонажи  и пр.)

Игрушки-предметы оперирования:

- наборы столовой и кухонной посуды;

- Набор аксессуаров и одежды к куклам среднего размера

- набор медицинских принадлежностей,

- транспорт различного назначения средних и мелких размеров,

- объемные модули, крупные, разных форм,

- крупный строительный набор,

- ящик с мелкими предметами-заместителями,

- мозаика.

Природные и бросовые материалы:

- наборы цветной бумаги, фольги и картона различной фактуры,

-упаковочные материалы, катушки, мелкая пластиковая упаковка, ленты, тесьма, нитки, пенопласт, кусочки меха, кожи и ткани, пробки,

- шишки, мох, желуди, морские камешки, семена подсолнечника, тыквенных культур, сухоцветы, орехи и пр.

Образцы изделий художественных народных помыслов, мелкой пластики.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:

-наборы иллюстрации,

-наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала,

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Занятие

Название

Задачи

Сентябрь

1.

«Желудь»

Знакомство с дубом, интересные факты о желудях. Учить катать ровные шарики, делать из них овальную фигуру; расплющивать из шарика блинчик, соединять детали в композицию.

2.

«Мухоморчик»

Знакомство с грибами. Учить катать ровные шарики, преображать их в конус; расплющивать из шарика блинчик, соединять детали в композицию.

3.

«Ёжик»

Рассказ о ёжике. Учить вытягивать шарик только с одной стороны, соединять детали в композицию.

4.

«Белка»

Раскатывание, вытягивание, сплющивание, поэтапное составление композиции из деталей.

Октябрь

1.

«Тыква»

Обучать добавлять детали в композицию при помощи стеки.

2.

«Колобок»

Лепка композиции по мотивам сказки. Коллективная работа.

3.

«Подарок для щенка»

Развивать чувство соотношения размерности изготавливаемых деталей.

4.

«Крендельки»

Раскатывание колбасок, составление композиции по схеме.

Ноябрь

1.

«Угощение для друзей»

Лепка угощения из предложенных вариантов по образцу.

2.

«Леденцы»

Освоение нового элемента «скручивания» колбасок между собой. Использование деревянных палочек в своей композиции

3.

«Медведь»

Развивать умение

4.

«Лепка по замыслу»

Развивать творческие идеи, помогать в их реализации.

Декабрь

1.

«Снегирь»

Интересные факты о птицах. Развивать навыки аккуратности и порядка на рабочем месте.

2.

«Зайчик»

Учить находить готовой композиции место, обыгрывать с подручным материалом.

3.

«Снеговик»

Знакомство с зимними развлечениями. Учить соединять детали в композицию.

4.

«Ёлка»

Поддерживать праздничное настроение. Коллективная работа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Ребёнок

• умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, придавать кусочку различную форму;

• лепит различные предметы, состоящие из 3-5 частей, используя разнообразные приемы лепки;

• предлагает объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию.

Литература

Агапова, И., Давыдова, М. 114 игрушек из всякой всячины./И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009

Лыкова, И.А. Мастерилка. Наглядно- методическое пособие./И.А. Лыкова. - М.: Карапуз - дидактика, 2007

Лыкова, И.А. Техника лепки. // Клепа № 1.- М.: Союз-К, 2012

Хворостунина, С.А. Оригинальные поделки для дома./С.А. Хворостунина. - М.: Издательство Мир книги, 2010

Ахмадуллин, Ш.Т. Расзвиваем мозг ребенка. Пластилин.// Филипок и К, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».

Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"

                Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...