«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики во второй младшей группе.»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Ковалева Анна Сергеевна

Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок, хлеб, воск.Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Непосредственная образовательная деятельностьс тестом способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_testoplasitika_-_kopiya.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей среднего возраста»

Пояснительная записка:

Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок, хлеб, воск.

Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.

Актуальность проблемы:

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Непосредственная образовательная деятельностьс тестом способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

Формирование практических умений и навыков;

Обучать различным навыкам работы с тестом.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

Совершенствование движений рук;

Воспитательные: воспитывать усидчивость; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, сочувствие); воспитывать и развивать художественный вкус.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

·  доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;

·  салфетки - бумажные и тканевые;

·  различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

·  инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;

·  печатки и штампы для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки;

·  формочки для кексов, формочки для игр с песком;

·  трафаретки для печенья, пластиковые крышки, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;

·  соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;

·  природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки);

·  бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки);

·  пуговицы, бисер, блестки, фольга;

Для развития моторики рук используются следующие приемы,игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны уметь работать с тестом, координировать работу обеих рук и глаз, научиться создавать простейшие формы, пользоваться приспособлениями для создания новых форм, пальчики станут более гибкими, послушными.

Тема занятия

Програмное содержание

Автор № страницы

Сентябрь

1

Волшебное тесто

Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами, развивать инетерес к лепке. Познакомить с приемами лепки из соленого теста. Формировать умение раскатывать, разминать, работать ладонями обеих рук, развивать мелкую моторику.

Лычагина И.А. стр. 16

2

Составление узоров

Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами, учить составлять узоры с помощью оттисков. Вызывать эмоционально положительный отклик, на созданные изделия

Лычагина И.А.стр.17

3

Составление узоров (продолжение)

Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами, учить составлять узоры на тесте с помощью оттисков и отпечатков, развивать творчество, воображение.

Лычагина И.А. стр. 18

4

Раскрашивание узоров

Учить детей раскрашивать изделия из соленого теста и правильно наносить на них краску; пользоваться кистью, правильно держать ее, промывать в воде, промакивать в салфетке. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Лычагина И.А. стр.19

Октябрь

1

 Ягоды

Учить детей лепить из соленого теста предметы круглой формы, пользуясь приемами скатывания круговыми движениями рук. Воспитывать аккуратность, активность.

Лычагина И.А.стр. 20

2

Яблоки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста предметы круглой формы, ползуясь приемами скатывания круговыми движениями рук. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего мира.

Лычагина И.А. стр 21

3

Огурцы

Познакомить детей с приемами лепки овальной формы. Учить передавать особенности предмета: оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Лычагина И.А. стр. 23

4

Морковки

Учить детей лепить предметы удлененной формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой. Закреплять умение лкепить предметы разной величины. Воспитывать аккуратность.

Лычагина И.А.стр. 24

5

Гриб

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание теста прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями и др.

Лычагина. И.А. стр. 25

6

Раскрашивание грибов

Продолжать учить детей раскрашивать изделия из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью, водой. Воспитывать аккуратность, стремление добиваться хорошего результата.

Лычагина И.А.стр.26

7

Гусеница

(коллективное)

Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров. Учить объеденять свою работу с работами других ребят. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Лычагина И.А.стр.27

8

Гусеница (продолжение)

Продолжать учить детей наносить краску на изделия из соленого теста, правильно пользоваться кистью, водой. Развивать эстетическое восприятие.вызывать чувство радости от созданной вместе работы.

Лычагина И.А.стр.29

Ноябрь

1

Курочка Ряба

Закреплять умение определять овальную форму предмета, понятия «тупой», «острый». Побуждать детей более точно передавать форму в лепке. Развивать мелкую моторику, речь, внимание.

Лычагина И.А. стр. 30

2

Рыбка

Закреплять умение лепить предметы овальной формы (лепка прямыми движениями ладоней, пальцами). Упражнять в приемах оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей. Учить работать стекой ( обозначать чешуйки, прорисовывать хвостик, плавнички).

Лычагина И.А.стр.31

3

Угощение для кокул

Учить детей лепить изделия из соленого теста, используя разнообразные приемы, усвоеные ранее. Развивать образные представления, воображение. Воспитывать стремление делать что-то для других.

Лычагина И.А.стр.33

4

Панно «Аквариум с рыбками» (коллективное)

Учить передавать в лепке разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но разные внешние особенности. Учить украшать чешуйки рыбок с помощью дополнительных материалов: чечевицы, половинок горошин...Закреплять освоенные приемы лепки. Продолжать формировать навыки коллективного творчества.

Лычагина И.А.стр.34

5

Солнышко

Упражнять детей в лепке предметов круглой формы. Сплющивании шара, лепке «колбасок» (лучики солнца), в использовании стеки. Воспитывать самостоятельность и активность.

Лычагина И.А.стр.35

6

Солнышко

(продолжение)

Продолжать учить детей раскрашивать готовые изделия, правильно наносить краску, пользоваться кистью, водой. Воспитывать аккуратность, стремление добиваться хорошего результата.

Лычагина И.А.стр.36

7

Цыпленок

Формировать умение создавать выразительный образ цыпленка, используя осовенный образ цыпленка, используя освоенные приемы лепки. Украшать работу с попомощью дополнительных материалов (обкатывание в пшене; трубочки-лапки). Развивать мелкую моторику, воображение.

Лычагина И.А.стр.37

8

Улитка

Продолжать учить детей использовать в лепке форму «колбаски», скручивая ее в виде спирали. Формировать эмоциональное-положительное отношение к работе, развивать эстетическое чувство.

Лычагина И.А.стр.39

Декабрь

1

Разноцветные бусы

Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку. Развивать мелкую моторику, внимание, речь.

Лычагина И.А.стр.41

2

Разноцветные бусы (продолжение)

Продолжать учить детей расписывать готовые изделия, правильно наносить краску. Пользоваться кистью, водой. Развивать воображение, творчество.

Лычагина И.А.стр.42

3

Игрушки на елку

Развивать навыки лепки: разминание, раскатывание, учить правильно пользоваться скалкой, добиваясь нужной толщины теста и размера. Учить вырезать формочкой игрушку. Воспитывать положительное отношение к результату своей деятельности.

Лычагина И.А.стр.43

4

Игрушка на елку (продолжение)

Обогощать представления детей о красоте, о сочетании цветового и композиционного решений. Развивать творческие способности, фантазию. Подводить детей к эмоциональной и эстетической оценке своих работ.

Лычагина И.А.стр.44

5

Пирамидка

Закреплять приемы изготовления предметов удлененной формы «колбаски» (раскатывании прямыми движениями ладоней, соединение в виде кольца); умение прикреплять колечки пирамидки к устойчивой основе. Развивать образное восприятие.

Лычагина И.А.стр. 45

6

Пирамидка (продолжение)

Упражнять в раскрашивании готовых изделий, правильно нанося краску, передавая цветовую гамму. Вызывать чувство радости, удовольствия от совместного творчества.

Лычагина И.А.стр. 46

7

Конфетки на палочке

Закреплять приемы лепки при созданиипредметов круглой формы. Учить прикреплять вылепленную (конфетку) к палочке, заворачивать в обертку. Воспитывать активность, самостоятельности и аккуратности.

Лычагина И.А.стр. 47

8

Снег, снег, снежные сугробы

Учить отображать в лепке выразительность зимнего пейзажа(налеплять тесто в виде падающего снега, снежных сугробов).развивать умение создавать изображение на основе впечетления от окружающего. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Лычагина И.А.стр. 48

Январь

1

Новогодняя елка

Учить детей передавать в лепе образ новогодней елки используя знакомый прием лепки «колбаски», формировать умение лепить утолщенный ствол, ветви, удлиняющиеся к низу.учить украшать елочку с помощью дополнительных материалов (поедки, бусины ит.д.). воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Лычагина И.А.стр. 50

2

Новогодняя елка (продолжение)

Продолжать учить правильно пользоваться красками, водой, кистью при раскрашивании, готовых изделий подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных подделок. Развивать творческие способности.

Лычагина И.А.стр.51

3

Снеговик

Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины.развивать мелкую моторику, внимание, речь.закреплять усвоенные приемы лепки.

Лычагина И.А.стр. 52

4

Заинька беленький

Учить детей лепить животное, передавать овальную форму туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать образные представления, интерес к лепке.

Лычагина И.А.стр.54

5

Заснеженный домик

Продолжать учить налеплять тесто на готовую форму, изображая  крышу, а затем украшать черепицей из дополнительных материалов(фасоль, чечевица). Воспитывать самостоятельность, активность.

Лычагина И.А.стр. 56

6

Белая береза

Формировать представления о зиме и зимних природных явлениях. Учить детей изображать в лепке дерево в зимний период, используя знакомые приемы лепки, применяя дополнительные матери алы для большей выразительности. Закреплять умение лепить ствол, ветки.

Лычагина И.А.стр.57

7

Медальки

Закреплять умения работать с дополнительным материалом и на его основе создавать поделки, используя освоенные приемы лепки, украшать поделку с помощью оттисков, используя инструменты: стеку, палочки, колпачки, и т.д. воспитывать самостоятельность.

Лычагина И.А.стр.59

8

Медальки (продолжение)

Закреплять навыки раскрашивания изделий из соленого теста, воспитывать аккуратность инициативу.

Лычагина И.А.стр.60

Февраль

1

Терелочка

Учить лепить детей посуду, используя приемы раскатывания шара, вдавливания, сплющивания, оттягивания краев и уравнивания их пальцами. Поддерживать интерес к лепке, положительное эмоциональное отношение к созданным работам.

Лычагина И.А. стр.61

2

Тарелочка (продолжение)

Закреплять навыки раскрашиваний изделий из соленого теста. Развивать воображение, творческие способности.

Лычагина И.А.стр.62

3

Поздравительная открытка «кораблик»

Закреплять приемы и навыки лепки: разминание, раскатывание, использование скалки, вырезание трафаретом (формочкой), использование дополнительного материала. Воспитывать любовь к родным и близким, желание доставить им радость.

Лычагина И.А.стр. 63

4

Поздравительная открытка «кораблик» (продолжение)

Закреплять умение раскрашивать изделия из соленого теста. Развивать стремление добиваться желаемого результата. Поддерживать инициативу и творчество.

Лычагина И.А.стр.65

5

Черепаха

Закреплять умения лепить предметы круглой и удлененной формы(«колбаски»), сплющивать  шар в лепешку панцирь, использовать соломенку для изображения узора на панцире. Развивать мелкую моторику, мышление и речь.

Лычагина И.А.стр. 66

6

Черепха(продолжение)

Продолжать упрожнять детей в раскрашивании изделий из соленого теста, закреплять навыки и умения. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Лычагина И.А.стр. 68

7

Подарок маме-цветы

Закреплять навыки работы с соленым тестом: разминание, раскатывание, вырезание готовой формы. Воспитывать любовь к маме, желание порадовать, создать для нее что-то красивое и приятное.

Лычагина И.А.стр.69

8

Подарок маме-цветы (продолжение)

Закреплять технические навыки раскрашивания, учить создавать красивое изображение. Развивать чувство цвета, образное восприятие, представление о красоте.

Лычагина И.А.стр.71

Март

1

Сердечко

Закреплять навыки раскатывания теста скалкой, добиваясь нужной толщины теста и размера, с помощью формочки вырезать «сердечко», украшать его дополнительным материалом ( бусины, горошины, и т.д.) воспитывать самостоятельность, активность.

Лычагина И.А.стр.72

2

Погремушка

Учить создавать поделки, используя готовую форму (капсулу из- под «киндер-сюрприза», наполненную горохом), облеплять тестом, вставлять в отверстие палочку-ручку. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, мышление, речь.

Лычагина И.А стр. 73.

3

Погремушка (продолжение)

Упражнять в раскрашивании изделий из соленого теста. Закреплять умение придавать поделке законченный вид. Воспитывать аккуратность, инициативу.

Лычагина И.А.стр. 74

4

Смаолет

Учить составлять изображение из деталей, пользуясь способом лепки предметов удлененной формы (корпус самолета, крылья) прямымми движениями рук. Закреплять приемы оттягивания, сплющивания, сглаживания. Учить скреплять части изделия с помощью водя и кисти. Развивать образное восприятие, образные представления.

Лычагина И.А.стр. 75

5

Самолет (продолжение)

Учить детей продумывать цветное решение поделки. Закреплять приемы и навыки лепки. Развивать желание анализировать готовую работу, обосновывать свой выбор.

Лычагина И.А. стр.76

6

Красивая птичка

Учить детей лепить птичку, украшать поделку дополнительным материалом ( зернышки, круцпа и.т.д.). развивать образные представления, интерес к лепке.

Лычагина И.А.стр.78

7

Красивая птичка (продолжение)

Развивать эстетическое восприятие, творчество. Закреплять приемы раскрашивания изделия. Формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям, к созданным работам.

Лычагина И.А. стр.79

8

Верба

Развивать умение передавать в лепке впечатления от окружающей весенней природы, создаввая образ дерева, у которого распустились почки. Закреплять освоенные способы лепки. Развивать инициативу, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.

Лычагина И.А.стр.80

Апрель

1

Чебурашка

Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки (персонажа), передавать форму, расположение частей фигур, их относительную величину. Закреплять умения использовать разнообразныеприемы лепки. Развивать образные представления, воображение, творчество.

Лычагина И.А.стр.82

2

Чебурашка продолжение

Закреплять умение аккуратно раскрашивать готовые изделия. Подводить к образному выражению содержания, образному видению результатов работы, к их оценке.

Лычагина И.А.стр. 83

3

Уточка

Упражнять создание изделий на основе заготовки и фольги (облеплять заготовку туловище тестом ), передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы скатвания, сдавливания , сплющивания (клюв уточки). Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Лычагина И.А.стр.85

4

Весенняя картинка

Учить передавать в лепке впечатления от весны, создавать изображение (солнышко, трава, цветы и.т.д.), используя освоенные приемы лепки.развивать творческие способности, восптывать бережные отношения к природе.

Лычагина И.А.стр.86

5

Весення картинка (продолжение)

Закреплять навыки раскрашивания. Учить правильно располагать вылепленные части изображения на листе. Развивать чувство цвета, композиции, формировать эстетические чувства.

Лычагина И.А.стр.88

6

Подставка для яиц

Развивать самостоятельность, воображение, творчество, умение аккуратно использовать материал. Закреплять приемы надавливания, размазывания, сглаживание; умение крашать готовое изделие с помощью дополнительного материала (крупа, бусинки, и.т.д.).

Лычагина И.А.стр.89

7

Расцвели красивые цветы

Расширять образные представления умение создавать изображение применяя освоенные способы лепки. Воспитывать стремление создавать красивые подделки.

Лычагина И.А.стр90

8

Расцвели красивые цветы (продолжение)

Закреплять умение правильно набирать краску, тщательно споласкивать кисточкуводой, аккуратно наносить краску, не смешивая цвета. Разивать эстетические чувства, представления об красоте.

Лычагина И.А.стр.92

Май

1

Божья коровка на листочке

Учить детей передавать в лепке образ божьи коровки, применяя знакомые приемы в лепке; для большей точности и выразительности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки). Развивать образные восприятия, образные представления. Воспитывать самостоятельность, активность.

Лычагина И.А.стр.93

2

Божья коровка (продолжение)

Закреплять прием работы с тестом, умение раскраштвать готовые изделия, использование дополнительных материалов. Продолжать формировать положительно-эмоциональное отношение к творческой деятельности.

Лычагина И.А.стр.95

3

Подсолнух

Учить детей лепить подсолнух, передавая характерное строение: большая кругрлая середина, небольшие вытянутые лепестки, толстый стебель. Закреплять навыки работы всей ладонью, пальцами, умение наносить тесто внутри контура, размазывать, для скрепеления деталей использовать кокрую кисть. Развивать творческие способности, воображение.

Лычагина И.А.стр.96

4

Панно «Подсолнух» (коллективное)

Закреплять знакомые навыки лепки, прием скатывания кругообразными движениями ладоней, сдавливания пальцами, расплющивания. Закреплять умение ипользовать  дополнительный материал. Подводить детей к умениютьэстетично оформлять свою работу, доводить начатое до конца. Воспитывать художественный вкус. Развивать навыки коллективного творчества.

Лычагина И.А.стр.97

5

Пасущиеся овечки

Закреплять навыки работы с тестом по контуру, внутри контура, применяя способы скатывания, расплющивания, размазывания. Развивать мелкую моторику, мышление, инициативу. Воспитыватьжелание добиваться нужного результата.

Лычагина И.А.стр99

6

Пасущиеся овечки (продолжение)

Продолжать учить создавать образ животного, добиваясь более точной передачи характерных особенностей. Закреплять навыки раскрашивания. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к лепке.

Лычагина И.А.стр.101

7

Салют

Учить детей передавать в лепке праздничное настроение. Закреплять приемы и навыки лепки. Развивать образное восприятие, умение передавать изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

Лычагина И.А.стр. 102

8

Салют (продолжение)

Упражнять детей в умении пользоваться красками, кистью, закрашивании. Развивать эстетические чувства. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

Лычагина И.А.стр.104

Подведение итогов « Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики».Оформление результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

план работы по развитию мелкой моторики для второй младшей логопедической группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе: «В гости к лисичке».

Учить детей соотносить слова стихотворения с движениями: имитировать игру на различных музыкальных инструментах, подражать их звукам...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ " К БАБУШКЕ В ГОСТИ!"

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ      Тема: «К бабушке в гости»Цели:Укреплять у детей артикуляционный аппарат, мимические мышцы.С помощью...

Учебно-тематический план по развитию мелкой моторики во второй младшей группе.

Сентябрь.1, 2 неделя. Диагностика.3 неделя. Овощи. Фрукты. 1 занятие. Объемная лепка овощей и фруктов. «Собираем урожай».Цель: учить катать пластилин между ладонями, придавая форму круга или овала.Пал...

план по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» в младшей группе

план по самообразованию  «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» в младшей группе...

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» в младшей группе

План по самообразованию  «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» в младшей группе...

родительское собрание на тему :ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необычное  родительское собрание на тему :ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...