Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Русская матрешка».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Рогова Таисия Николаевна

Конспект ООД

 по художественно- эстетическому развитию

в подготовительной к школе группе

Аппликация на тему: «Русская матрешка»

 

Цель: продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.

Задачи:

Образовательные:

  1. На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;
  2. Закреплять навыки работы с шаблонами;
  3. Закреплять умение правильно подобрать цвет.

Развивающие:    

  1. Развивать наглядно-образное восприятие;
  2. Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;
  3. Развивать художественный вкус, чувство композиции.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам;
  2. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы:

Художественное слово, демонстрационный метод, показ, объяснение, беседа, вопросы к детям, физкультурная минутка, напоминание, самостоятельная работа.

Демонстрационный материал: деревянная кукла Матрешка, презентация «Электронное письмо», презентация «История русской матрешки», алгоритм выполнения аппликации.

Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Планируемые результаты (исходя из цели и задач):

Целевые ориентиры:

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

 

для воспитателя

 

Мультимедийный проектор, деревянная кукла Матрешка, презентации, алгоритм выполнения аппликации.

 

для детей

Цветная бумага, картон, квадраты белой бумаги, шаблоны туловища и лица Матрешки, клей, ножницы, листы цветной бумаги, пайетки, мелкие бумажные детали (цветочки, кружки и т.д.).

Предварительная работа: рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской); беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров; рисование матрешек; загадывание загадок о матрешках; чтение стихов о матрешках; прослушивание русской народной музыки.
                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx27.35 КБ
Файл istoriya_matreshek.pptx2.8 МБ
Файл pismo.pptx304.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

 по художественно- эстетическому развитию

в подготовительной к школе группе №2

Аппликация на тему: «Русская матрешка»

Цель: продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.

Задачи:

Образовательные:

  1. На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;
  2. Закреплять навыки работы с шаблонами;
  3. Закреплять умение правильно подобрать цвет.

Развивающие:        

  1. Развивать наглядно-образное восприятие;
  2. Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;
  3. Развивать художественный вкус, чувство композиции.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам;
  2. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: 

Художественное слово, демонстрационный метод, показ, объяснение, беседа, вопросы к детям, физкультурная минутка, напоминание, самостоятельная работа. 

Демонстрационный материал: деревянная кукла Матрешка, презентация «Электронное письмо», презентация «История русской матрешки», алгоритм выполнения аппликации.

Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Планируемые результаты (исходя из цели и задач):

Целевые ориентиры:

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

для воспитателя

Мультимедийный проектор, деревянная кукла Матрешка, презентации, алгоритм выполнения аппликации.

для детей

Цветная бумага, картон, квадраты белой бумаги, шаблоны туловища и лица Матрешки, клей, ножницы, листы цветной бумаги, пайетки, мелкие бумажные детали (цветочки, кружки и т.д.).

Предварительная работа: рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской); беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров; рисование матрешек; загадывание загадок о матрешках; чтение стихов о матрешках; прослушивание русской народной музыки.
                                                         

Содержание ОД:

  • Введение в ОД: мотивация детей.

Воспитатель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:

- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

  • Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.

Раздается звук доставки электронного письма.

- Ребята, а что это за звук? (ответы детей)

- Как Вы думает, кто его нам прислал? (ответы детей)

- А хотите узнать, что в письме?  (ответы детей)

- Тогда, давайте, его откроем! (открываем письмо-презентацию)

«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в дальних странах. Здесь нуждаются в моей помощи!  Собирался я сюда долго да только сувениры забыл с собой взять. Не могли бы вы мне помочь, прислать сувениры жителям дальних стран».

- Ребята, поможем доброму волшебнику? (ответы детей)

  • Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).

- Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей большой стране России, тоже есть свой сувенир. Может Вы знаете какой? (ответы детей)

Если дети затрудняются назвать сувенир, тогда воспитатель загадывает загадку:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки.)

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешки.)

- Правильно, это матрешки. Посмотрите, какие они красивые. (поднимаем платок, под которым спрятаны Матрёшки)

- А что это за кукла? (ответы детей)

- Чем она отличается от других кукол? (ответы детей) 

- Первая матрешка состояла из восьми кукол.

-  Из чего сделаны Матрешки? (ответы детей)

- А Вы знаете, когда в России появились матрешки? (ответы детей)

- А хотите узнать? (ответы детей)

  • Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение)

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья (слайд 1) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал.  (слайд 2) Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.

Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину.  И назвал Матрёшкой.

Как вы думаете, почему так названа Матрёшка? (слайд 3)

Имя Матрёна тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки. 

Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается. (слайд 4)

Вот  Загорская матрешка  (слайд 5) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу), две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.

А Семеновской матрешке (слайд 6) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.

Полхов-майданские матрешки (слайд 7) самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.

Видите, какие матрешки все разные.

- Как Вы думаете, хороший сувенир отправится в дальние страны? Будем делать Матрешек? (ответы детей)

Но, сначала давайте разомнемся:

Физминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

- А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую!

 Работать мы будем в технике “аппликация”. Что нам для этого нужно? (ответы детей)

 Вспомним технику безопасности с ножницами и клеем.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  2. Не подходите к товарищу во время работы.
  3. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  4. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были стороне от лезвия.
  5. Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
  6. Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
  7. Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
  8. Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
  9. Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться
  10. Ножницами нельзя вырезать на ходу

Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

- А теперь, посмотрите, что и зачем мы будем делать. (Открываем алгоритм выполнения аппликации).

Перед детьми лежат шаблоны матрешек из белого картона, листы цветного картона, цветная бумага.

 Детям предлагается:

  1. Обрисовать на цветном картоне шаблон матрешки, вырезать;
  2. Обрисовать на белом квадрате шаблон лица Матрёшки (лицо), вырезать и наклеить на свою Матрешку;
  3. Украсить матрешку (используя пайетки, блестки, цветочки или кружочки из цветной бумаги);
  4. Сделать большой цветок на переднике матрешки (для этого у вас есть   лепестки и наклеить серединку из бумаги или половинки бусины)
  5. Нарисовать матрешке лицо (цветными карандашами или фломастерами).

Давайте сначала сделаем «Пальчиковую гимнастику»

Мы – красавицы матрёшки,

Разноцветные одёжки. (сжимают и разжимают пальцы)

Раз – Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре — Маша,

Маргарита – это пять. (загибают пальцы)

Нас не трудно сосчитать. (хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей (контроль и помощь педагога)

Посмотрите, какой у нас хоровод получился из матрешек.  Какие они красивые, яркие, разные.

- А какая из матрешек Вам понравилась больше всего, не считая вашей? (ответы детей) 

- Чтобы бы вы сейчас изменили в своей работе? (ответы детей)

- Мне Ваши очень понравились, они веселые и добрые.

Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.

Сейчас наши матрешки подсохнут, мы их положим в конверт и отправим доброму волшебнику, а он подарит их своим новым друзьям, жителям дальних стран.

  • Подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).

  1. Кому помогали? (ответы детей)
  2. Чем помогли? (ответы детей)
  3. Что получилось? (ответы детей)
  4. Что нового узнали? (ответы детей)
  5. Какие мы с вами использовали материалы? (ответы детей)
  6. Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей)
  7. А вы бы хотели узнать о других предметах народного искусства, которые также можно подарить жителям других стран в качестве сувениров? (ответы детей)

Об этом мы с вами обязательно узнаем в следующий раз. А сейчас отдыхайте!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Загорская матрешка Двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу), две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.

Слайд 7

Загорская матрешка

Слайд 8

Семеновской матрешке мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.

Слайд 10

Полхов-майданская матрешка Самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в дальних странах. Здесь нуждаются в моей помощи! Собирался я сюда долго да только сувениры забыл с собой взять. Не могли бы вы мне помочь, прислать сувениры жителям дальних стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод в младшей группе. «Художественно-эстетическое развитие».Аппликация. «Люблю берёзку русскую».

Вспитание патриотических чувств и любви к родной природе через творческую деятельность с малышами....

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...

Конспект НОД художественно-эстетическое развитие (аппликация) на тему: «Снегопад».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности художественно-эстетическое развитие (аппликация) на тему "Снегопад". Используются нетрадиционные материалы для наклеивания, комочки из б...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в младшей группе от 3-4 лет общеразвивающей направленности образовательная область: художественно-эстетическое развитие – аппликация по теме: «Нарядные матрешки ».

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельностив младшей группе от 3-4 лет общеразвивающей направленностиобразовательная область: художественно-эстетическое развитие – аппликация по ...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Русская матрешка»

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическомуразвитию в старшей группе «Русская матрешка»...