Модуль по художественно-эстетическому воспитанию "Валенки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Поздяева Светлана Анатольевна

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей валенок;
  • расширять знания детей о русском быте;
  •  учить передавать свои впечатления через художественное творчество.

Развивающие:

  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками;
  • продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Оборудование: магнитофон, мольберт, валенок для игры

Демонстрационный материал: фотографии валенок села Урусова, предметов производства валенок.

Раздаточный материал: шаблон валенка, пластилин, доски для лепки, стеки по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Методические приемы: объяснение, рассказ с показом практических действий;

Интерактивный: наглядный, практический

Словарная работа: валенки, Урусово.

Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valenki.docx352.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №112»

Модуль

мастер-класса

по художественно-эстетическому развитию

в средней группе №12

на тему: «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки»

Подготовила: воспитатель Поздяева С.А.

Саранск, 2021-2022 учебный год

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей валенок;
  • расширять знания детей о русском быте;
  •  учить передавать свои впечатления через художественное творчество.

Развивающие:

  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками;
  • продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Оборудование: магнитофон, мольберт, валенок для игры

Демонстрационный материал: фотографии валенок села Урусова, предметов производства валенок.

Раздаточный материал: шаблон валенка, пластилин, доски для лепки, стеки по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Методические приемы: объяснение, рассказ с показом практических действий;

Интерактивный: наглядный, практический

Словарная работа: валенки, Урусово.

Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества.

Ход модуля:

1. Вводная часть.

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

Дети, посмотрите, сегодня я к вам пришла не в обычной обуви. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Это валенки. Валенки – род башмаков или сапог. А вы знаете, почему они так называются? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Валяние – забытый, но постепенно возрождающийся вид промысла.

Валяют валенки из овечьей шерсти, и считаются они обувью хоть и добротной, но дорогой. Трудоемкий процесс валяния выполняется в основном мужчинами. Валяльный промысел в Мордовии ранее носил сезонный характер, крестьяне занимались им в осенне-зимний период. Сейчас валенки изготавливаются на заказ в любое время года с учетом всех пожеланий.

Данный промысел развивается везде, но в особенности в трёх соседних мордовских селах в Ардатовском районе – Жабино, Старое Ардатово, Урусово, а также в Инсарском районе Республики Мордовия. Валенки, чёсанки, домашние валенки с коротким голенищем, детские валенки! Чего там только нет! Часто валенки украшают геометрическим орнаментом; некоторые вышитые детские валенки напоминают домашних животных. В с. Урусове открыт музей мордовских валенок.

Дети, что такое музей? (то место где собраны коллекции вещей по темам, по видам).

Посмотрите, каких только валенок здесь нет: белые, черные, вышитые, сувенирные. Валенки на заборе, на печке, на бревнах, свисают с коромысла эрзянки в старинном уборе, один застрял в «паутине» под потолком. Тут же представлены необходимые для валки инструменты. Так что каждый может попробовать себя в такой профессии. Урусовские валенки, изготовленные по старинным технологиям, стали одним из национальных брендов Мордовии и известны во многих уголках России.

Валенки служили не только как обувь, с валенками придумано очень много игр. Давайте поиграем в одну из них.

Подвижная игра: « В валенок» Правила игры таковы: На земле чертится круг. По очереди нужно бросить валенок. Если валенок попадает в круг, то мы хлопаем, если валенок перелетает – топаем. Все запомнили? Начинаем.

2. Практическая часть

А теперь я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Где вас уже ждут валенки. Как настоящие мастера этого старинного промысла, мы будем украшать свои валенки. Сейчас они все одинаковые, но стоит нам над ними немного поработать и у каждого из вас получатся свои неповторимые валенки. Украшать мы будем пластилином.

Дети начинают работать под песню Л. Зыкиной «Валенки»

3. Рефлексия.

Наши девки маленьки –

Чуть побольше валенка.

Ну а как заголосят –

Всех в округе удивят.

Итак, ребята. Сегодня у нас было интересное занятие. Вам понравилось?

Что особенно запомнилось?

Хотелось бы вам самим попробовать сделать валенки?

А как называется изготовление валенка?  

А помните, где самые знаменитые валенки Мордовии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по художественно-эстетическому развитию. Модуль "Рисование". Ранний возраст.

Предлагаю планирование по художественно-эстетическому развитию для раннего возраста. Модуль "Рисование". Соответствует ФГОС ДО....

Планирование по художественно-эстетическому развитию. Модуль "Рисование". Младшая группа

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в младшей группе по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» (образовательный модуль «Рисование»). Соответствует...

Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы

Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбор...

Авторская разработка модуля НОД художественно-эстетического направления по образовательной области "Художественное творчество: рисование, аппликация, ручной дизайн" для старшей группы ДОО (возраст детей 5 - 6 лет), модуль состоит из 5-ти блоков

Разработка модуля НОД художественно-эстетического направленияпо образовательной области"Художественное творчество: рисование, аппликация, ручной дизайн" для старшей группы ДОО (возраст детей...

КОНСПЕКТ организации образовательной деятельности "Весна в лесу" с детьми 6-7 лет по направлению «Художественно - эстетическое развитие» (тематический модуль «Художественное творчество»)

Данный учебный материал поможет специалистам по изодеятельности и воспитателям старших групп повысить свой  профессиональный  уровень в овладении знакомых и новых методов и технологий индиви...

Модуль по художественно-эстетическому воспитанию "Жаворонки, прилетите, нам весну принесите"

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям.Задачи: Обучающие:познакомить с праздником Жаворонки;расширять знания детей о русском быте; учить передавать свои впечатления через художествен...