Картотека дидактических игр с использованием камешек MARBLS для всестороннего развития детей
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Горьковец Инна Александровна

        Игры с камешками MARBLS приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить множество коррекционных задач:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4. Развитие тактильных ощущений

5. Развитие пространственных представлений

6. Формирование представления о буквах и звуках

7. Развитие лексико- грамматических понятий

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

9. Развитие связной речи

10. Формирование математических представлений и понятий

11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

12. Развитие фантазии ребёнка.

       Поэтому мной была разработана картотека игр с камешками «Марблс», котоые могнут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_s_kameshkami_marbls.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека дидактических игр с камешками Марблс»

Воспитатель: Горьковец Инна Александровна

МАДОУ «Детский сад № 304»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Большинство дошкольников имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум. По мнению известного философа Канта, «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т. д. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка.

Игра – это основной вид деятельности дошкольников. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек Марблс.

Что же такое Марблс?

Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Увеличение числа воспитанников с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях.

Использование шариков Марблсна практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4. Развитие тактильных ощущений

5. Развитие пространственных представлений

6. Формирование представления о буквах и звуках

7. Развитие лексико- грамматических понятий

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

9. Развитие связной речи

10. Формирование математических представлений и понятий

11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

12. Развитие фантазии ребёнка.

Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются камешки, карточки и т. Д

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

«Помоги ежику найти грибочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.

Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.

«Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание:

1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.

2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

«Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

«Художник»

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

Игра «Камешки, дающие радость».

Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Психолог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его.

Игра «Назови ласково».

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

Игра «Радужные камешки».

Ребенок сидит в кресле. Психолог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения».

Игра «Сухой бассейн».

Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.

Игра «Зеркало».

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.

Игра «Строители».

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.

Игра «Разговор наедине».

(извлечение из-под сознания актуальной проблемы).

Психолог приносит камешки марблс или кабошоны, говорит: «К нам пришел очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет и легко решит все ваши проблемы».

Заданная установка на мудрость и проницательность способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу обычно с проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их беспокоит и заботит больше всего.

Игра «Абракадабра».

Психолог предлагает выбрать камешек марблс или кабошон, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети рассказывают о своем герое.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце.

Игра «Азбука настроения».

Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек это его самая лучшая на свете рыбка. Дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр листа, синий камешек - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний угол; оранжевый камешек - в левый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.

Игра «Продолжи узор».

Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор.

Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы».

Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается.

Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров, считают и украшают гусениц.

Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку…

Продолжение сказки придумывают дети.

Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается сказка.

Игры «Лабиринты».

Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание.

Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.

Релаксация с камешками «Волшебный сон».

помогает стабилизации психических процессов, снимает напряжение, заряжает энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание активизации делают ребенка добрее и восприимчивее.

Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная музыка.

Психолог говорит: «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох носиком - выдох губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется, вдох-выдох, вдох-выдох. Я слышу моря шум, прибой волны, которая перекатывает красивые камешки у самого берега. Волна гладит их гладкие бока и беседует с ними: «Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните, послушайте шум моря», но камешки никак не хотят успокаиваться. Они просят тепла и ласки (Психолог вкладывает в руки каждого ребенка по камешку).

Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь, и руки отдохнут. Вдохните чистый воздух моря, расслабьте тело, ноги. Прислушайтесь к себе… тепло и свет входят в тебя. У нас уносятся все огорчения, плохое настроение. Послушай тишину она молчит. Послушайте тишину и тихое переговаривание камешков, вдох-выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, камушки повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться. Всем открыть глаза, проснуться». Загадайте желание и попросите камень его исполнить.  Молодцы. Хорошо. Давайте уберем камешки в чудесную шкатулку. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Массаж стеклянными камешками марблс и кабошонами:

- вертим в руках;

- щелкать по ним пальцами;

- стрелять;

-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания.

«Растереть орех».

 Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар.

«Обезьяна хватает банан».

 Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

«Уголёк на ладони».

Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).

Упражнения на снятие мышечного напряжения.

(Все упражнения повторяются 3-4 раза)

Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.

Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен  стать камешком.

Динамическая пауза.

Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.

(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек)

Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают камешки)

Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел.

(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки)

Детки  шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)

Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год»,

«Рыбки в аквариуме».

Игра «Выложи по контуру»

Игра «Заполни пустой кружок»

Цель: развитие пространственных представлений, внимания.

Использование камешков марблс и кабошонов при изучении лексических тем, геометрических фигур.

Математические игры с камешками.

Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:

- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот.

Из камешков  дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.

- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

Игра «Сортируем камешки».

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера  - для маленьких, средних, больших камней;

По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра  - для овальных камней, круглых;

По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования занимательных игр и задач для всестороннего развития детей. (подготовительная группа)

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с перспективным планом использования занимательных игр и задач для всестороннего развития ребёнка. Работая в речевой группе длительное время, я столкнулась с те...

Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...

Доклад мастер - класса по теме «Использование логоритмических упражнений для всестороннего развития детей» в подготовительной к школе группе.

Доклад мастер - классапо теме «Использование логоритмических  упражнений для всестороннего развития детей»в подготовительной к школе группе...

Мастер - класс "Использование логоритмических упражнений для всестороннего развития детей"

Доклад мастер - классапо теме «Использование логоритмических  упражнений для всестороннего развития детей»в подготовительной к школе группе...

Картотека игровых упражнений с использованием камешек "МАРБЛС"

Все упражнения представленные в картотеке варьируются в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.В занятие может включаться одно или не...

Сообщение: "Межполушарное развитие. Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей."

 Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют специальными упражнениями воздействовать на мозговые структуры. Это помогает создавать нейронные связ...

Консультация для родителей «Значение дидактической игры с использованием блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей»

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательно...