«Ниткография в развитии детей среднего дошкольного возраста»
консультация по аппликации, лепке (средняя группа)

Петрова Галя

консультация для воспитателей Ниткография – вид изобразительного искусства, пришедший к нам из Мексики и представляющий собой подобие аппликации, в которой на основу наклеивают толстые разноцветные нити.Ниткографией могут заниматься не только взрослые, но и дети дошкольного возраста, так как этот вид декоративно-прикладного искусства довольно прост. Для детей этот вид творчества будет очень полезен.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ниткография в развитии детей

среднего дошкольного возраста»

Ниткография – вид изобразительного искусства, пришедший к нам из Мексики и представляющий собой подобие аппликации, в которой на основу наклеивают толстые разноцветные нити. Таким образом, заранее нанесенный контур шаг за шагом заполняется цветом как при рисовании фломастером. Мексиканские народные мастера создают свои картины, в которых присутствуют этнические мотивы, из толстых шерстяных ниток.

Современная ниткография ориентирована на интересное проведение досуга, творческое самовыражение и практическое применение изделий (украшение интерьера). Любители рукоделия создают из ниток картины разнообразной тематики, которые поражают сложностью рисунка, плавными линиями и множеством цветных оттенков.

Ниткографией могут заниматься не только взрослые, но и дети дошкольного возраста, так как этот вид декоративно-прикладного искусства довольно прост. Для детей этот вид творчества будет очень полезен. Благодаря занятию ниткографией, развиваются воображение, зрительное восприятие, мелкая моторика рук, а так же моторно-зрительная координация. Все вместе это позволяет подготовить руку ребенка к письму, наладить с ним психологический контакт, привить уважение к прекрасному, а так же развить талант в декоративно-прикладном творчестве.

Исследователи детской физиологии считают, что нужно стремиться к тому, чтобы тренинг пальцев был максимально разнообразным, неутомительным и динамичным. Для того чтобы достигнуть необходимых результатов, следует применять разнообразные средства развития мелкой моторики. Выполняя различные упражнения и задания, которые требуют точности движения рук, дети достигают хорошего развития мелкой моторики. Ниткография очень хорошо для этого подходит. Работая с нитками, клеем, ножницами, красками и карандашами, дети не только выполняют сенсорно-двигательные упражнения, но и получают более детальное представление о предметах, что способствует развитию умственной и речевой активности.

К сожалению, в детских садах ниткография не особенно популярна, хотя является очень доступным видом творчества. При этом задания для детей можно корректировать в соответствии с их уровнем развития мелкой моторики рук.

В средней группе я провожу аппликацию нитками, как разновидность ниткографии, вместо цельных ниток использую кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детьми помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

Ниткографию можно считать одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.

На занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие детей;

в) развивать зрительно-моторную координацию;

г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

Итак, ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность: от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.

Возможности ниткографии для развития мелкой моторики у дошкольников.

Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Такие авторы, как М. М. Безруких, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова, Л. В. Антакова-Фомина, С. П. Ефимова, М. М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т. к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Выполняя пальчиками различные упражнения, к которым относится: массаж, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина, а так же задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук, разные виды плетений из бумаги (например: плетение букв из цветных полос, выкладывание различных узоров, букв из семечек, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Вопросы развития мелкой моторики детей изучались С. Е. Большаковой, Г. Г. Галкиной, О. И. Крупенчук, И. С. Лопухиной, Н. Г. Метельской, Т. А. Ткаченко, Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквириной, В. В. Цвынтарным. По мнению исследователей, следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Художественно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать ниткографию. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Этим определяется связь ниткографии с коррекционным обучением.

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

В детских садах ниткография не очень популярна, несмотря на то, что, в общем, легкодоступна, а главное задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики усложнять, если ребенок уже справляется с заданием.

Корни ниткографии идут из прикладного искусства индейцев племени Уичоли, проживающих в западной и центральной Мексике. Широко известны своеобразные картины Уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.

Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие детей;

в) развивать зрительно-моторную координацию; г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

Обучение рисованию при помощи нити можно начать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает ребенку уже готовую «картинку» для того, чтобы он ее скопировал. Здесь важно соблюдать поэтапность от простого к более сложному. Нельзя переходить к следующему этапу, если ребенок не усвоил первый. Иногда возможности детей переоцениваются – им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы.

Но не должно быть также и недооценки возможностей детей, чрезмерного сужения задач, «топтание» на одном месте также может отбить интерес у детей.

Только когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к следующему этапу «рисованию» по представлению. В рисунке по представлению ребенок свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет. Для успеха в этом надо досконально изучить натуру, «разучить предмет» проговорить все детали. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького человека.

Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа можно предложить ребенку рассказать о героях, предварительно побеседовать с ним о том, какие формы ему для этого понадобятся. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Поначалу изобразительные задания лучше давать в конце занятия как его самостоятельную часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно перейти к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным.

На следующем этапе можно попробовать соединить пересказ и изобра-зительную деятельность. Для этого взрослый просит ребенка пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной» нити.

Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и кинестетический типы восприятия.

Для занятий ниткографией, в качестве «волшебной нити» может быть использована толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.

Нужно взять толстый картон или ДВП, нанести произвольный рисунок карандашом. Рисунок по контуру покрывается клеем. Затем на клей выкладываются нитки. Нитки можно брать любые: шерстяные, акриловые. Даже самые маленькие остатки от вязания идут в дело (в общем, расход для ниткографии небольшой). Можно использовать нитки как новые, так и после роспуска, если на них нет катышков. Распущенные нитки выпрямляются наматыванием на тугой клубок. Толщина нитей желательна одинаковая, если, конечно, речь не идет о специальной рельефной работе. После этого клей наносится на отдельный участок, по которому затем выкладывается нить одного цвета. И так далее, постепенно заполняются все участки.

Когда работы будут выполнены, можно устроить, выставку, чтобы дети смогли оценить свое творчество, порадоваться, показать свои работы родителям.

Итак, Ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...

Презентация к родительскому собранию в средней группе: "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способ...

Родительское собрание в средней группе «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической культуры родителей.План проведения:1. Вступительная часть.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.3. Особенности организации образовательного процесса в средней гру...