Гжельская посуда (ООД в средней группе)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Кудинова Надежда Петровна

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_24.04.2022.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА

(образовательная деятельность в средней группе)

Задачи: 

- познакомить детей с особенностями народного промысла Гжели, последовательностью изготовления изделий;

- развивать наблюдательность и внимание, умение находить недостающий фрагмент росписи, составлять целое из частей;

- вызывать у детей интерес к действиям с пластическим материалом.

Материалы и оборудование: 

костюм Емели для ребёнка; картинки гжельской посуды, разрезанные по частям, на каждого ребёнка; 5-6 нарисованных ваз с недостающими фрагментами геометрической формы и «осколки» к ним; экран с проектором, фотографии гжельских изделий, изображение морфологической дорожки «Особенности гжельского промысла»; дощечки для лепки, пластилин; аудиозапись «Сказочная Гжель» (муз. В. Темного).

Ход образовательной деятельности

В комнату заходит Емеля (ребёнок подготовительной группы).

Педагог: - Емеля, что ты такой грустный?

Емеля: - Ох, горе у меня. Вёз посуду на ярмарку, да разбил, не довёз.

Педагог: - А из чего она была сделана? Ребята, вы не знаете?

Дети рассуждают о том, что деревянная посуда не может разбиться, металлическая и подавно. Может, она стеклянная?

Емеля: - Нет, моя посуда была тяжелее и не была такой прозрачной, как стекло.

Если дети затрудняются, педагог рассказывает.

Педагог: - Мне ещё известно, что посуду делают из глины. Только её ещё в печи обжигают, чтобы она стала прочнее. Правда, она всё равно может разбиться. Видно, Емеля, твоя посуда была из глины. А красивая была она?

Емеля: - Очень! На белоснежном фоне ярко-синие узоры. Вот, одни осколки остались.

Игра «Собери целое из частей»

У каждого ребёнка – разрезанная на части картинка с изображением гжельской посуды. Из фрагментов надо сложить целое изображение.

Когда дети соберут все предметы, педагог восхищается:

Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!   (И. Тюфанова) 

Педагог рассказывает об истории возникновения гжельского промысла. На экране – фотографии, иллюстрирующие рассказ педагога. Педагог предлагает рассмотреть гжельские изделия на экране, обращает внимание на характерные особенности.

Педагог: - Ребята, давайте поможем Емеле запомнить все приметы гжельской посуды, чтобы он смог легко рассказывать о ней.

На экране – морфологическая дорожка «Особенности гжельского промысла»:

1) материал – глина

2) два цвета – белый и синий

3) растительный фрагмент

4) посуда и игрушки

Ребёнок (по желанию) рассказывает Емеле о гжельской посуде с опорой на морфологическую дорожку. Емеля благодарит детей и предлагает поиграть.

Игра «Реставраторы»

Дети делятся на команды по 2-3 человека. Каждой команде раздаётся по нарисованной вазе, где не хватает осколка геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). На столах лежат недостающие фрагменты. По команде педагога дети находят подходящий по форме и узору кусочек вазы.

Педагог предлагает детям почувствовать себя в роли гжельского мастера. Все садятся за столы.

Педагог: - Вначале нужно подготовить наши пальчики. Ведь им предстоит нелёгкая работа.

Пальчиковая игра

(самомассаж пальцев)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Дети лепят посуду из белого пластилина, налепы (растительный орнамент) из синего. Звучит музыка «Сказочная Гжель».

По окончании работы педагог предлагает детям подарить новую посуду Емеле. Емеля благодарит детей и уходит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме «Классификация посуды, её предназначение» (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Классификация посуды, её предназначение» (средняя группа)Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответстви...

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"

продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством....

ГБДОУ № 159. Образовательный маршрут в период самоизоляции на тему "ПОСУДА" для детей средней группы.

ГБДОУ № 159. Образовательный маршрут в период самоизоляции на тему "ПОСУДА"  для детей средней группы....

Конспект НОД с детьми средней группы "Посуда.Рисование гжельского узора."

Данный материал по художественно-эстетическому развитию будет плезен детям среднего возраста....

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"

Тема: "Роспись гжельской посуды" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программные задачи: - Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии ...

Конспект занятия «Посуда» для детей средней группы.

Игрушечная посуда,  предметы настоящей посуды, , разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковск...

Занятие «Посуда» для детей средней группы.

Цель:-Продолжать знакомить с разного вида посудой.Задачи:-Закрепить знания детей о старинной и современной  посуде.-Упражнять  детей в умении  применять свои знания в новых условиях, на...