Дополнительная образовательная деятельность по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации, ручного труда "Чудеса своими руками"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Нурисламова Лариса Салаватовна

Занятия по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации и ручному труду побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_svoimi_rukami.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

детского сада № 4 г.Туймазы

___________ Такашова Л.Г.

Пр. №  от «01» 09.2022 г.

Рабочая программа дополнительной образовательной

деятельности педагога с детьми «Чудеса своими руками»

подготовительная к школе группа №  1 «Белочка»

на 2022-2023 учебный год

Составила: воспитатель

Нурисламова Л.С.

Рассмотрена на педагогическом совете

МАДОУ детского сада № 4 г.Туймазы

Протокол №  1 от 1 .9. 2022 г.

г.Туймазы, 2022г.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………..3

Перспективный план ……………………………………………………….9

Заключение ………………………………………………………………….17

Список использованной литературы …………………………………… .…18

Пояснительная записка

      Кружок «Чудеса своими руками» направлен на развитие художественно-творческих способностей посредством занятий по нетрадиционному рисованию и ручному труду. Кружок рассчитан для детей дошкольного возраста, подготовительной к школе группы.

     В процессе реализации программы «Чудеса своими руками» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

     Занимательность работы по созданию рисунков, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

      Рисование и ручной труд являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческой деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение лепки, пластилинографии,  нетрадиционным техникам рисования.

Занятия по нетрадиционной технике рисования побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Цель: развивать  у детей творческие способности, средствами лепки, аппликации и нетрадиционного рисования.

Задачи. 

Обучающие:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  • Продолжать знакомить с методами работы пластилинографии, лепки и аппликации, используя различные природные и бросовые материалы.
  • Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок,вата, манная каша), познакомить с их свойствами.
  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов.
  • Формировать умение видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
  • Формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развивающие:

  • Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
  • Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  • Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
  • Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
  •  Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

      Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи,  дает возможность творческой самореализации самостоятельной личности ребенка.
       Новизной и отличительной особенностью программы «Чудеса своими руками» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисунки детей 6-7 лет приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Этот возраст - ключевой в развитии воображения.

 Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Материал для работы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки, вата
  • поролоновые печатки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки, бумажные;
  • природный материал (шишки, скорлупа грецких орехов, косточки фруктов, семена);
  • цветная бумага, ножницы;
  • бросовый материал (упаковки из под сока, пластилиновые коробки, контейнер из киндера, коктейльные трубочки);
  • крупа;
  • нитки.

Используемые методы

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Принципы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип доступности материала.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Режим занятий: подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36занятий. Длительность занятии - 30 минут.

Ожидаемый результат. Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Перспективный план

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

«Ежик» (из скорлупы грецких орехов и пластилина)

Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством пластилина, преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Октябрь

«Деревья». Вид снизу на верх. Рисование листьев тычком жесткой кисти

Учить детей рисовать с помощью тычка кисти, приемом примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Октябрь

«Дары осени».

(мятая бумага)

Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Октябрь

«Норка мышки».

(по сырому манка)

Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя природные материалы. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Ноябрь

«Ведьма из праздника Хеллуин».

 

 Учить детей составлять из деталей аппликации изображение ведьмы из праздника Хеллуин. Использовать усвоенные приемы вырезания. Совершенствовать умение работать аккуратно с клеем и ножницами. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

«Ботанический барельеф» (печатание листьев и цветов на глину)

Познакомить с техникой ботанический  барельеф, печатать листьями. Учить выдавливать глину с помощью листьев и цветов, приклеивать на глину растения. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

«Белочка».

(Ручной труд)

Учить детей создавать объемную аппликацию образа белки. Вырезать 2 круга для создания 2 конусов (для тела и головы), 1 длинная полоска –для хвоста, и 4 полосы с округленными концами – для лап. Воспитывать у детей умение работать аккуратно.

Ноябрь

«Портрет моей мамы».

(ватные палочки, разноцветная соль)

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство гордости за свою маму.

Выставка детских работ ко дню матери

Декабрь

«Снежинки».

(с помощью из мороженых палочек, пластилина и пайеток)

Учить детей применять в работе бросовый материал (палочки от мороженых) .

Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Декабрь

«Зимний лес».

(набрызг и ватные палочки)

Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг.

.

Декабрь

«Здравствуй, дедушка Мороз»! (жесткой полусухой кистью и  вата)

Учить детей рисовать Деда Мороза с помощью гуаши и восковых карандашей, применять при создании образа вату. Соразмерять размер изображения с величиной листа. Развивать воображение, творчество,чувство композиции.

Декабрь

«Новогодняя ночь»

Техника граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Выставка работ «Скоро, скоро Новый год!

Январь

«Снегири на ветке».

(композиция)

Учить передавать образ птицы в аппликации. Закреплять умение вырезать и наклеивать изображения знакомых птиц. Совершенствовать координацию движений рук. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известны. Развивать воображение, творчество

Январь

«Баба яга».

(ручной труд)

Развивать у детей чувство цвета, умение создавать образ Бабы Яги  с помощью пластилина и природных бросовых материалов. Развивать эстетическое восприятие, воображение

Январь

«Метель в лесу».

(ниткография)

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

Февраль

«Лиса в снегу» -  (ручной труд)

Упражнять в создании поделки из ваты, бумаги и бросового материала. Учить создавать голову лисы из контейнера яичной упаковки. Учить применять бросовый материал при создании поделки. Развивать чувства композиции.

Февраль

«Военный вертолет»

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. чить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Февраль

«Медведь в берлоге».

(рисунок губкой

и аппликация)

Закрепить умение рисовать при помощи губки. Учить рисовать берлогу, расширить знания о медведях, учить вырезать медведя и приклеивать на рисунок, украсить ватой (снег). Развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к животным.

Выставка работ

Март

«Русалка».

(пластилинография)

Учить детей рисовать при помощи пластилина. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить детей тянуть пластилин по листу. Развивать композиционные умения. Учить украшать хвост русалки пайетками (чешуя).

Выставка ко Дню 8 Марта.

Март

«Ранняя весна».

(аппликация)

Учить детей делать бумажные вырезки, и, применять их при создании подтаявшего снега. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Март

«Подводное царство».

(граттаж, восковые мелки)

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Март

«Тюльпаны».

(отпечаток с помощью пластиковых вилок)

Продолжать развивать навыки рисования при помощи отпечатка пластиковых вилок. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Апрель

«Иноземцы».

(акварель и  цветная соль)

Учить детей придумывать образ иноземцев (инопланитян). Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение Галактики с помощью соли Развивать чувство композиции.

Апрель

«Космос».

(граттаж, набрызг, восковые мелки)

Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Выставка работ ко Дню Космонавтики

Апрель

«Сказочная поляна».

(монотипия предметная)

Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Апрель

«Сакура».

(ватные палочки и пластиковая бутылка)

Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью дна пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Май

«Праздничный салют».

(восковые мелки, гуашь, набрызг, граттаж)

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Май

«Цветы из пластковых тубочек».

(композиция из пластиковых трубочек)

Совершенствовать умение делать отрезки из пластиковых трубочек. Упражнять детей в нанизывании отрезков трубочки в проволоку. Закреплять умение продумывать расположение и формуцветка. Развивать воображение и творчество.

Выставка всех работ. Диагностика за год

Заключение

Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. 

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. 

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения эмоций.

Список использованной литературы:

1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

2.. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.  И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя, старшая группы). - Цветной мир,2011

5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.

6. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.

9. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.

10.Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ежик» (нетрадиционная техника рисования — рисование мятой бумагой)

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ежик» (нетрадиционная техника рисования — рисование мятой бумагой)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников. Тема: «Белый медведь и северное сияние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников....

Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе

Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности понетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе...

Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет...