Открытое занятие"Нежно-голубое чудо"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Куницына Анастасия

Квиллинг ,творчество,аппликация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

«Нежно-голубое чудо»

(с использованием нетрадиционной техники – квиллинг)

Составил: воспитатель

Куницына А.В.

г. Вихоревка

2022 г.

Цель: систематизация знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве – гжельской росписи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством;
  2. Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла;
  3. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой художественного конструирования – квиллинг;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыков работы с бумагой в технике квиллинг;
  2. Способствовать развитию мелкой моторики рук, памяти, мышления, воображения, речи.

Воспитательные:

воспитывать интерес к народному промыслу и уважение к труду гжельских мастеров.

Предварительная работа: ООД  «Знакомство с квиллингом», ООД по рисованию «Знакомство с гжельской росписью, ее элементами», рассматривание гжельской посуды.

Оборудование: шаблоны посуды на каждого ребенка, клей пва, кисточки на каждого ребенка, баночка для клея, полоски цветной бумаги 0.5-1 см шириной и длиной 20 см, инструменты для квиллинга, тарелочка для полосок, салфетки, ноутбук, проектор, презентация, аудиозапись фоновой музыки.

Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей: Здравствуйте, ребята!

(дети встают в круг, берут друг друга за руки)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

Доброе утро!

Солнце и птицы!

Доброе утро!

Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

 Дети приветствуют воспитателя и друг друга.

Воспитатель: ребята, чтобы узнать, чем мы с вами сегодня будем заниматься, нужно отгадать загадку! Готовы ее послушать?

Дети: Да!

Воспитатель:

Эта роспись – просто чудо!

Голубая вся посуда,

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Кобальтом синим роспись создана была

Отгадайте, как же называется она?

Дети: Эта роспись называется гжель.

Воспитатель: И сейчас я предлагаю вам послушать историю возникновения гжельского промысла 1 слайд. Нас с ней познакомят Юля и Вари

2 ребенка заранее заучивают историю возникновения гжельского промысла.

История возникновения гжельского промысла

2 слайд. Давным-давно на берегу реки Гжелка появилось село Гжель. Свое название село получило от слова «жечь» или «обжечь».

3 слайд.  Собрались жители села однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. И нашли они в селе Гжель белую глину самую лучшую на всем белом свете и начали добывать ее.

Павлом Куликовым был основан первый фарфоровый завод в Гжели. Он положил начало Гжельскому фарфоровому производству.

4 слайд. Позже  мастерами было принято решение покрывать белую глину кобальтовыми красками, которые обладают особым темно-синим цветом. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

5-9 слайд. Основные элементы Гжельской росписи: агашка-гжельский цветок, бордюры, листья, трава, ягодки, точки и линии, капельки.

10-11 слайд. Из Гжельского фарфора делают посуду, игрушки, статуэтки.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась у гжельцев роспись.

Воспитатель: Спасибо, девочки, за ваш увлекательный рассказ. Ребята, что вы узнали о народном промысле Гжель? Где появилась гжельская роспись? Какого цвета используют глину для изготовления фарфора? Как называются краски, которыми рисуют гжельские узоры? Какого цвета эти краски? Какие основные элементы гжельской росписи вы запомнили?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: вот такая сказочно-красивая роспись – гжель. Ребята, а вы любите сказки?

- Я расскажу вам свою, необычную сказку, послушайте (звучит музыка):

«Нежно-голубое чудо» М. Боброва

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. И была у неё единственная дочь Настенька. Уйдёт женщина на базар, горшки, посуду продавать, а Настенька и пол подметёт, и печь натопит, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так и жили. Наступила зима суровая с метелями и морозами лютыми. И надо же было случиться несчастью. Заболела Настенька, лежит в постели, встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Только в доме у Настеньки не до праздника. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания.

-Настенька, скоро праздник придёт - веселье, радость принесёт. Может и тебе силы придаст? – говорит матушка.

- Не до праздника мне, не до веселья. А вот есть у меня одно заветное желание. Хочется мне голубые васильки и колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться, - отвечает Настя.

- Да где же мне среди зимы васильков тебе найти? Подожди, весна придёт, появятся и васильки и колокольчики.

Ничего не ответила Настенька, только ещё грустнее стала, а этот разговор услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало жалко ей Настеньку, и решила она помочь больной девочке, тем более, что под Рождество чудеса всякие случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что не в сказке сказать, не пером описать. Чего только там не было: и васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звездочка, но так и не закончила свою работу. Тогда обратилась она к ясному солнышку помочь ей. Солнышко согласилось, осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело на солнышке. Да и мороз от солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно-голубые цветы на её посуде: на кувшинах, на чашках, на блюдцах.

Настенька, глядя на такую красоту сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправилась. А скоро и совсем выздоровела.

С тех пор, посуду, расписанную голубой краской, называют небесно-голубая Гжель.

(Звучит музыка, входит Настенька (девочка в платье с гжельским узором)

- Здравствуйте, ребята! Слышала, вы про меня сказку читаете, и решила к вам в гости заглянуть. А пришла я не с пустыми руками, а с подарками от моей матушки. Она для вас сделала разную посуду, только расписать ее не успела. Хотите пофантазировать и создать уникальные узоры на посуде?

Дети соглашаются. Настенька раздает детям шаблоны посуды

Перед тем, как начать украшать посуду, воспитатель предлагает детям размяться.

Физкультурная  минутка

Наши синие цветки (дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит, (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Головой качают, (раскачиваются)

Тихо засыпают (садятся на корочки)

После выполнения физ. минутки дети садятся за столы.

На столах разложены в тарелочках по 10 синих полосочек цветной бумаги шириной 0,5-1 см и длиной 20 см. Клей пва, кисточки, баночки под клей, салфетки, шаблоны посуды, инструмент для квиллинга на каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, создавать гжельский узор мы будем не красками, а с помощью цветной бумаги. И в этом нам поможет необычная техника художественного конструирования – квиллинг. Вспомните, что означает это слово?

 Дети: Квиллинг – это умение скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, это слово означает «птичье перо». Потому что изделия, выполненные в этой технике похожи на кружевную паутинку.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! И на нашей посуде мы будем выполнять такие узоры.

12 слайд. Для этого нам нужно сделать вот такие элементы квиллинга. Ребята, вспомните, как они называются?

Дети:  Свободная спираль, рожки, завиток, веточка.

Воспитатель: Верно! Но прежде, чем начать выполнять узоры на посуде, вспомним правила при работе с бумагой в технике квилинг:

1. Бумагу нельзя сильно давить и тянуть, потому что она может порваться;

2. Когда будете  накручивать полоску бумаги, старайтесь накручивать ее плотнее;

3. Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь, возьмите еще одну полоску бумаги и попробуйте правильно скрутить ее;

4. Когда будете приклеивать узоры, не берите много клея на кисточку, потому что работа получится не аккуратной;

5. Обязательно проверьте, приклеился ли ваш узор.

Воспитатель включает (фоном) музыкальные произведения и дети приступают к работе.

По окончанию работы Настенька отмечает, какая замечательная роспись получилась у детей, угощает их гостинцами от матушки, прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, с каким русским промыслом мы сегодня познакомились?

Что нового вы узнали на занятии? Как называется техника, с помощью которой мы сделали узор на посуде? Какие элементы квиллинга мы сделали на посуде?

Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получилась очень красивая посуда. Мы разместим ваши работы на выставке в нашем творческом уголке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гжельский народный промысел

Слайд 2

Село Гжель Московская область

Слайд 3

Гжельская белая глина

Слайд 4

Гжельская посуда расписанная кобальтом

Слайд 5

Основные элементы Гжельской росписи Агашка -гжельская роза

Слайд 6

Основные элементы Гжельской росписи

Слайд 7

Основные элементы Гжельской росписи

Слайд 8

Основные элементы Гжельской росписи

Слайд 9

Основные элементы Гжельской росписи

Слайд 10

Гжельская роспись

Слайд 11

Предметы расписанные Гжелью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Что за чудо - настольный театр"

Открытое занятие "Что за чудо настольный театр",  занятие по кружковой работе по театрализованной деятельности. Конспект занятия для второй младшей группы. В процессе занятия ребята знакомятся с ...

Творческий проект (старшая группа) "Нежно-голубое чудо".

По содержанию: практическая деятельность, реализуемая через разнообразные формы образовательной деятельности с детьми с учётом интеграции образовательных областей.По числу участников: групповой.По вре...

«Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

КОНСПЕКТ  организованной образовательной деятельности  с использованием ИКТОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»  Интеграция образовательных областей: соци...

Педагогический проект "Нежно-голубое чудо"

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно  важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь с...

Открытое занятие по рисованию "Чудо -дерево"

формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы....

Открытое занятие на тему "Чудо в паутине"

Знакомство с тем, что паук - полезное животное, а не насекомое....