Конспект ОД Декоративная аппликация «Коврик, украшенный геометрическим орнаментом»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Апполонова Екатерина Вячеславовна

Цель: Познакомить детей со старинным художественным промыслом – ковроткачество, украсить коврик геометрическим узором.

 

Задачи: 1. Знакомство со старинным русским художественным промыслом - ковроткачество.

2. Знакомство с инструментами для ковроделия.

3. Учить создавать узор на коврике из геометрических фигур.

4. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя или повторяя элементы)

5. Развивать чувство цвета, подбирая для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета.

6. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД

Декоративная аппликация

«Коврик, украшенный геометрическим орнаментом»

Цель: Познакомить детей со старинным художественным промыслом – ковроткачество, украсить коврик геометрическим узором.

Задачи: 

  1. Знакомство со старинным русским художественным промыслом - ковроткачество.
  2. Знакомство с инструментами для ковроделия.
  3. Учить создавать узор на коврике из геометрических фигур.
  4. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя или повторяя элементы)
  5. Развивать чувство цвета, подбирая для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета.
  6. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям русского народа.

Материалы и инструменты:

Заготовки из цветной бумаги,  коврики, клей, тарелочки для клея, кисти, подставки для кисточек, тканевые салфетки, клеенки, ножницы, схемы для выполнения аппликации,  презентация, домотканый коврик.

Ход занятия:

Орг. момент:

Ты мой друг и я твой друг, становись скорее в круг,

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(дети вместе с воспитателем становятся в круг)

Желаю вам, чтоб хорошее настроение сохранилось у вас на весь день.

Основная часть:

В.: Ребята, у меня в руках сумочка, в которой находятся предметы. Вам нужно будет их потрогать и  сказать, что это за предметы и для чего их используют люди.

(Дети наощупь определяют, что в сумочке нитки)

В.: Для чего люди используют нитки?

(ответы детей)

В.: Правильно, из ниток изготавливают ткань для пошива одежды, вяжут одежду, шьют одежду…. А также еще их используют для изготовления ковров.

(показ тканого ковра)

В.: Для чего людям нужны ковры?

(ответы детей)

В.: Сейчас я вас приглашаю на ковер, присаживайтесь на стульчики. Познакомимся с историей русского народного художественного промысла – ковроткачество.

(показ презентации)

1 СЛАЙД:    Как вы понимаете значение слова «Ковроткачество»?

Верно, ткать ковер.

2 СЛАЙД:    Ковроткачество – одно из самых древних ремесел, освоенных человеком. Русские ковры были любимы народом, их  активно создавали и использовали в быту для украшения и утепления любого дома. В избе у крестьян ковры нашли широкое применение. Необходимым элементом в доме  были половики, дорожки с простым геометрическим орнаментом. Более нарядные и красочные ковры выполнялись для покрытия столов, лавок, сундуков.

3 СЛАЙД:    Что это за предмет?

Прялка. Для чего она нужна была в избе?

На ней  пряли шерсть, нитки. Готовую пряжу наматывали на веретено.

А где брали шерсть? Состригали ее с овец, очищали, мыли, сушили.

Плели на прялке шерстяную нить, которую потом красили в разные цвета.

4 СЛАЙД:     А затем начинали ткать ковер на ткацком станке, используя разноцветные нити.  

Посмотрите на картинку, что прикреплено перед мастерицей на станке?

Предварительный рисунок, выполненный в цвете.

5 СЛАЙД: Ковер на станке изготавливается путем переплетения цветных нитей.

6-7 СЛАЙД: Ковры можно весьма условно разделить по типам узоров – геометрическому и цветочному; по наличию ворса –ворсистые, безворсовые.

8-9 СЛАЙД:  Современные ковры с геометрическим рисунком.

Сегодня я предлагаю вам в нашей мастерской украсить ковер геометрическим орнаментом. Выбирайте, пожалуйста, заготовку для коврика, который вы будете украшать.

(Дети выбирают коврики разного цвета)

В.: Присаживайтесь за столы.

Сначала я предлагаю сделать у коврика бахрому. Возьмите ножницы, сделайте надрезы по коротким сторонам прямоугольника.

А теперь мы будем украшать коврики геометрическим узором. Посмотрите на схему и скажите, какие геометрические фигуры мы можем сегодня использовать?

Ответы детей.

В.: Для украшения коврика мы можем сегодня использовать круги, квадраты, треугольники. Какого цвета? Посмотрите, как сочетаются между собой цвета.

Можно ли для украшения зеленого коврика использовать фигуры зеленого цвета? Почему?

(ответы детей)

Теплые –  геометрические фигуры красного и желтого цвета  лучше использовать для украшения зеленого или синего коврика, а синего и зеленого для украшения желтого или красного коврика. Также для украшения коврика желтого цвета можно использовать фигуры красного цвета, они ярко будут смотреться и наоборот, желтые фигуры для украшения красного коврика. Узор на коврике мастера выполняют симметрично.

В.: А теперь посмотрите, в тарелочках лежат заготовки для аппликации, есть ли нужные нам геометрические фигуры?

Как быть? Рассмотрите схему.

Сложите полоску цветной бумаг три раза (пополам, еще раз пополам и еще раз), разверните ее. У вас получилась подсказка, разрезав заготовку по полоскам, у вас получатся квадраты. Как из квадратов сделать треугольники?

(Ответы детей)

Для того, чтобы вырезать круги – заготовку складываем два раза и вырезаем. Получится сразу несколько штук.

Выберите полоску подходящего цвета и приступайте к вырезыванию геометрических фигур для коврика. Получившиеся фигуры разложите на коврике в виде узора.

(Дети выполняют задание, вырезают и раскладывают нужные фигуры)

Физкультминутка:

Мы старались, вырезали,

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем,

Дружно клеить мы начнем.

В.: Приклейте  узор из геометрических фигур на коврик.

(Дети приклеивают узор, украшают коврик)

В.: Молодцы, ребята заканчиваем работу в мастерской. Пора устроить выставку. Возьмите свои коврики и закрепите их магнитами. Кто закрепил, встаньте так перед мольбертом, чтобы видеть все коврики.

Посмотрите мастера, какие нарядные коврики у вас получились.

С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

Из какого материала ткут ковры?

Ковры с каким узором появились раньше? (геометрическим или растительным)

Из каких геометрических фигур выполняли вы сегодня узор?

Спасибо вам за старание, за творчество.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия аппликация "Коврик для Тузика"

учить украшать коврик геометрическими фигурамиучить вырезать из квадрата треугольники, а так же круг из квадратазакреплять умение правильно пользоваться ножницамиразвивать моторику, творчество...

Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острот...

Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»

Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...

Конспект ООД аппликация "Украсим платочек башкирским орнаментом"

На данном занятии дети знакомятся с новыми для них башкирскими словами и украшают платочек башкирским орнаментом....

Конспект ООД по рисованию «Украшение платочка мордовским орнаментом»

Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки....

Конспект по аппликации в старшей группе «Украшение рукавички элементами национального орнамента»

Цель: продолжать знакомить детей с элементами ханты и манси орнамента.Задачи:1. Учить вырезать из бумаги элементы коми орнамента.2. Развивать умение составлять из элементов ханты и манси орнамента узо...