Программа "Пластилинография" для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Программа расчитана на 1 год обучения детей младшего дошкольного возраста пластилинографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №118» муниципального образования г.Братска

Российская Федерация, Иркутская область, город Братск,

жилой район Центральный, улица Рябикова, 61

ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете № 1

Протокол № ___ от____________г         

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № __ от ______________г.

Заведующий МБДОУ «ДСКВ №118»

________________Л.А. Антипова

Дополнительная общеразвивающая программа

«Пластилинография»

Направленность: художественная

Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор –составитель:

Томилина Марина Владимировна  

воспитатель

г. Братск

2022 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные   результаты  и  сам  процесс  работы  раскрывают  творческие способности  ребенка, делают  детский  мир красочнее и духовно  богаче.

Цели реализации программы: совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • Учить создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы.
  • Формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Формировать умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.
  • Развивать интерес к художественной деятельности.
  • Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

Уровень сложности и направленность: уровень сложности базовый, направленность – художественная.

Категория учащихся: дети от 3-4 лет. Специальный отбор не проводится

Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка, стихотворения, загадки;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- отбор содержания доступного детям 3-4 года,

-постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- индивидуальный подход к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения  по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с пластилином, передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из пластилина;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер.

Формы подведения итогов реализации программы:

- составление альбомов работ;

- проведение выставок детских работ.

Объем в срок освоения программы:

1 год обучения, работа проводится вне занятий во вторую половину дня,  с 15.30-15.45,

1 раз в неделю. Длительность занятия 15 минут.

                                                                1.

                                    Перспективный план

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.«Волшебный пластилин»

(вводное занятие)

2. «Грибочки»

3. «Овощи»

4. «Фрукты»

1.Познакомить детей с некоторыми приемами использования пластилина: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.

2.Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику пальцев

Октябрь

1.«Петушок»

2.«Барашек»

3.«Ежик»

4.«Жираф»

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Ноябрь

1.«Осеннее дерево»

2.«Птичка»

3.«Варим варенье»

4.«Воздушные шары»

Формировать умение детей, скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.

Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

Декабрь

1.«Снеговик»

2.«Елка

3.«Новогодние игрушки»

4.«Апельсин»

Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме , но разных по величине, создавая образ снеговика.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток елочки.

Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы

Январь

1.«Украсим чашку»

2.«Украсим платье»

3.«Подарок»

4.«Украсим торт»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность  путем равномерного расплющивания на поверхности основы.

Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.

Февраль

  1. «Черепаха»
  2. «Светофор»
  3. «Машина»
  4. «Самолет»

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание.

Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путем равномерного расплющивания на поверхности основы.

 Нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Март

  1. «Сердечко»
  2. «Цветы»
  3. «Украсим туфельку»
  4. «Курочка»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики для передачи образа.

Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоскостного изображения.

Апрель

1. «Улитка»

2.«Космос»

3. «Рыбка»

4. «Осьминог»

Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями, оттягивать нужные части тела.

Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Май

1.«Бабочка»

2.«Божья коровка»

3.«Радуга».

4.«Цветик-семицветик»

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилина на плоскости.

Воспитывать чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

Количество занятий- 36

Количество часов- 9ч

Материально-техническое обеспечение: Группа.

Материалы и оборудование: Столы, стулья по количеству детей. Пластилин, картон, шаблоны, стека.

             

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Фамилия, имя ребенка

Отделяет небольшие комочки пластилина и раскатывает прямыми и круговыми движениями ладоней

Н.г.

К.г.

Лепит предметы из 1-3 частей, использует разнообразные приёмы лепки

Н.г.

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого:

Список литературы:

1. Абрамова Л.П. « Бушки – барашки. Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2003.

2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,2004.

3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали.Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2004.

4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.»– М.:АСТ: Астрель, 2006.

5 .Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,1999.

6. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и  упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.

7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2003.

8. Курнышева Л.Е. Истоки: «Базисная программа развития ребенка-дошкольника.» – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»).

9.Кипхард, Эрнст Й. « Как развивается ваш ребенок? «– М.:Теревинф, 2006.

10.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»– М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007

11.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.

12.Под редакцией Серебрякова Н.В. «Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.» – СПб.:КАРО,2008

13.Шницкая И.О.  «Аппликация из пластилина «Д.:Феникс, 2008.

14.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» – М.:Мозаик – Синтез,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...