Открытый показ ООД по аппликации в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР «Мастерская Вани и Мани»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

Открытый показ ООД по аппликации в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР «Мастерская Вани и Мани» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_natasha.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Конспект ООД по аппликации в  группе «Б»

компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР

по теме: «Мастерская Мани и Вани»

Подготовила: Кузнецова Н.В.

Дата: 28.10.2021г.

Время: 09.00

       

        Программное содержание:  

         Обучающая: познакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Учить подбирать подходящую одежду для мальчика и девочки. Расширять знания о русской народной культуре.  

         Развивающая: развивать умение составлять узоры из готовых элементов по мотивам русского народного искусства - украшать сарафан и рубаху;

совершенствовать технику разрезания бумаги, сложенной вдвое,  умения аккуратно вырезать и правильно размещать детали на бумаге; продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их в нужном месте; развивать эстетический вкус.

         Воспитательная: формировать навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать у детей интерес к аппликации.

         Материал:  аудиозапись русской народной  мелодии; картинки мальчика и девочки в русских народных костюмах; иллюстрации с изображением русского народного костюма; альбомные листы бумаги с изображением силуэтов одежды: рубаха, сорочка, сарафан; на магнитной доске штаны, рубахи, кофты сарафаны; для мальчиков: изображение на листе силуэт мальчика;

для девочек: изображение на листе силуэта девочки; вырезанная из цветной бумаги русская народная одежда: рубахи и штаны, кофты и сарафаны; полоски цветной бумаги, клей, клеёнки, ножницы, салфетки.

        Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, методы контроля. аудиозапись, сюрпризный момент, пояснения. указания, показ, поощрение, помощь ребенку. анализ, вводная беседа.

        Словарь: косоворотка, сарафан, орнамент

        Индивидуальная работа: разрезание полоски пополам (Никита), правильное наклеивание одежды на силуэт (Анита).

        Предварительная работа: рассматривание презентации «Русский народный костюм»; составление русских орнаментов, беседа об истории русского костюма; чтение стихотворений, пословиц, поговорок об одежде; рассматривание иллюстраций с изображением русских национальных костюмов; рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия

Организационный момент.

Минутка вхождения в день «Круг радости» (Воспитатель вместе с детьми собираются на ковре в круг).  Ребята, я хочу начать нашу с вами встречу красивыми и тёплыми словами. Повторяйте со мной:

Я желаю тебе добра 

Ты желаешь мне добра

Если тебе будет трудно, я помогу

Давай с тобой обнимемся,

И над землёй поднимемся,

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

     Воспитатель: - К нам сегодня в гости пришли Ваня и Маня. Они приглашают нас с вами  в свою мастерскую, чтобы вспомнить, как одевались русские люди в старину. Звучит русская народная музыка

     Воспитатель: Тогда, возьмемся за руки, и отправимся в путь.

     Аутотренинг (под тихую светлую музыку)

День наступает,

Природа оживает

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

      Воспитатель: - Вот мы с вами и пришли  в мастерскую Вани и Мани

Посмотрите, сколько интересных работ  (Рассматривание  работ в  мастерской)

      Воспитатель: Ваня и Маня мастера своего дела, любят шить русскую народную одежду и расписывать её разными русскими народными орнаментами (обратить внимание на одежду, в которую одеты они сами).

      Воспитатель: - Поступил заказ сшить одежду детям на праздник. У Вани и Мани так много заказов от своих друзей, что они просто не успевают закончить свою работу. Одежду они уже сшили, а вот расписать её не успели. Ребята, как нам помочь Ване и Мане? (ответы детей)

- Прежде чем нам помочь давайте вспомним, кто носил штаны и рубахи? (Ответы детей)

- Кофты и сарафаны? (Ответы детей)

       Воспитатель: -  Давайте рассмотрим, какую одежду Ваня и Маня  сшили на заказ. У мальчика белая рубаха и штаны синего цвета. Да, в старину основу любого русского костюма составляла рубаха.  Её одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, белого цвета.  Еще эту рубаху по - другому,  называли  косоворотка, потому что  разрез воротника был не на середине груди, а сбоку, считалось, что это лучше защищает от холода. Рубаха – самый древний элемент народного костюма. Белую косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. И обязательно подпоясывали нешироким поясом.

      Воспитатель: - А у женщин поверх рубахи надевался сарафан. «Сарафан» - означает "одетый с головы до ног".  Он украшался спереди узорной полосой.

-Ребята, обратите внимание  на доску, что вы видите?

(на магнитной доске штаны, рубахи, кофты сарафаны; дети рассматривают и называют одежду).

      Воспитатель: - Какими узорами украшена одежда у ребят? (Ответы детей)

       - Давайте вспомним,  украшение (узоры),  какого-нибудь предмета, которые повторяются и чередуются как называются (Орнамент )

 Основная часть.

Рассматривание образца.

       Воспитатель: - Ребята, я уже помогла Ване и Мане. Одела на них одежду украшенную орнаментом

Воспитатель: - Обратите внимание на  сарафане – вертикальная полоса украшенная узорами – орнамент.

- Из каких фигур состоит узор? (из треугольников, квадратов, ромбов)

- Правильно, это геометрический орнамент.

-А вы хотите помочь Ване и Мане украсить одежду? (ответы детей).

Прежде чем приняться за работу давайте немного отдохнем.

      Физминутка: « Одежда»

Это платье для Наташки  (4 поворота  вправо/ влево)

Красные горошки.  (4 прыжка)

А на платье два кармашка, («рисуем» на животе кармашки)

Спрячем в них ладошки (прикладываем руки к животу)

Это брюки для Илюши (топают правой/левой ногой)

Сшила бабушка из плюша (показывают, как шить)

Ходит в них гулять Илья  (идут по кругу)

Он большой, как ты и я. (руки вверх, тянутся на носочках)

      Воспитатель: Сейчас приглашаю вас за рабочие места.

      Техника безопасности

      Воспитатель:  - Ребята, давайте перед работой вспомним технику безопасности с ножницами!

1.        Работай ножницами только на своём рабочем месте;

2.        Следи за движением лезвий во время работы;

3.        Ножницы клади кольцами к себе;

4.        Подавай ножницы кольцами вперёд;

5.        Не оставляй ножницы открытыми;

6.        Не подноси ножницы к лицу;

7.        Не играй с ножницами;

     Воспитатель: - Молодцы, ребята, не забудьте эти правила в ходе выполнения работы!

     Воспитатель:  - У каждого на столе силуэт мальчика и  девочки в костюмах.

     - Ребята, кто напомнит,  что мы должны с вами сделать? (украсить одежду)

    - Давайте, мы с вами для начала вспомним, как мы можем из широкой полоски получить узкую полоску?

(сложить широкую полоску пополам уголок к уголку, пальчиком разгладить сгиб и затем,  мы раскрываем полоску, аккуратно берем ножницы в правую руку, держим их прямо и по сгибу  разрезаем полоску, убираем ножницы в сторону, и у нас получились две узкие полоски).

    - Когда у вас будут готовы полоски, можно будет приступить к оформлению орнамента. Нужно будет выложить орнамент на силуэт, не наклеивая пока его. Только потом наклеивать детали орнамента. Детали нужно брать по одной, кистью набираем клей и аккуратно промазываем всю деталь на клеенке. Убираем кисть на подставки и деталь наклеиваем  на соответствующее место. Используем салфетку, чтобы убрать лишний клей.

  - Как мы будем вымерять цветную полосу  на ворот и рукава? (приложить узкую полосу к вороту  и отметить нужный размер карандашом, отрезать)

  - С чего мы с вами начнем при украшении   мужской рубахи. Следует отрезать и приклеить полоски бумаги на ворот рубахи, на нижнюю часть рукавов. Застежку на рубахе приклеиваем на боку. У нас ведь не просто рубаха, а косоворотка. Пояс сделаем из полос бумаги.

      Правила безопасной работы с клеем:

1.        Не допускать попадания клея в глаза.

2.        После окончания работы клей  убрать в безопасное место.

- Ребята для того чтобы у нас  получились красивые узоры на одежде русские мастера разминали пальчики, и мы с вами перед тем как начать работу тоже разомнем свои пальчики.

      Пальчиковая гимнастика:

Стала Маня гостей созывать:  (Вращение кистей рук к себе)

И Иван приди, и Степан приди,  (Поочередный массаж пальцев правой руки)

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Дашенька – ну, пожалуйста.

Стала Маня гостей угощать:  (Поочередный массаж пальцев левой руки)

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Дашеньке – мятный пряничек.

А теперь мы готовы к работе.

      Самостоятельная работа детей. 

Дети выполняют работу. Воспитатель помогает, дает советы, отмечает наиболее удачные приемы в работах детей.

      Воспитатель: Чтобы узор получился красивым его нужно выполнять аккуратно, не отвлекаться.

- Чтобы у нас клей быстрее подсох давайте подуем на наши работы (делаем вдох через нос, плечи расправлены, щеки не надуваем и плавный выдох через рот на свою работу)

- А сейчас я предлагаю вам, обменяться  работами, рядом с вами сидящем товарищем и оценить работы друг друга. Если работа выполнена аккуратно и правильно, то возьмите красную карточку, если есть замечания синюю.

     Воспитатель: Ребята, как вы думаете,  справились мы с вами?

Для этого,  нужно посмотреть больше какого цвета карточек? (красных - и это означает, что мы справились с вами с заданием)

По окончании работы воспитатель вывешивает аппликации на магнитную доску.

- Молодцы ребята, посмотрите,  какие красивые костюмы у вас получились!

     Воспитатель: Детям Ваня и Маня приготовили для вас сюрприз вот эти мини-силуэты мальчиков и девочек на бумаге. Дома вы сами придумайте для них русские народные костюмы, украсьте русским народным орнаментом и оденьте своих девочек и мальчиков.

А сейчас нам пора прощаться с Ваней и Маней и возвращаться в детский сад.

     Воспитатель: Тогда, возьмемся за руки, и отправимся в путь.

     Аутотренинг (под тихую светлую музыку)

День наступает,

Природа оживает

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

      Рефлексия:

- Ребята кто к нам в гости приходил?

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что нового вы узнали? (какую одежду носили в старину)

- Чему научились?

- С какими словами познакомились? (косоворотка, орнамент, сарафан)

- С какой работай вы справились быстро?

- Какую работу трудно было выполнять?







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. ОО «Речевое развитие» Тема: «Игрушки»

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.  ОО «Речевое развитие»Тема: «Игрушки»...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Теремок".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Стакший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Те...

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема"Помощь сказочнику"

Итоговое ООД составлен для детей  старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Приоритетеные образовательные области "Речевое развитие" "Позновательное развитие&qu...

Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет «Веселый паровозик»

Образовательная область: Художественно- эстетическое развитие.Цель:Создать условия для закрепления у детей знаний и навыков по работе с бумагой и клеем. Закрепить знания детей о наземном транспорте.За...