Форсайт-центр
презентация к уроку по аппликации, лепке (младшая группа)

Изиланова Анастасия Аркадьевна

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

«Художественное конструирование с применением пластилинографии, как средство развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста»

Работать над темой «Художественное конструирование как средство развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста» я начала с 2020 года. Эту тему выбрала для себя неслучайно, так как считаю, что потребность развития творческой активности у детей была всегда, а сегодня эта проблема актуальна как никогда.

Дошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики. 

СЛАЙД 2.

«Конструирование» (от латинского слова соnstruerе – строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование, как вид деятельности обладает моделирующим характером. В ходе конструирования происходит моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Конструированию принадлежит большая роль в формировании сенсорных способностей детей. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение), практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета.

СЛАЙД 3.

К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала. 

СЛАЙД 4. 

Одним из основных и интереснейших видов детской деятельности выступает художественное конструирование, а именно художественное конструирование из плоских элементов конструктора с применением пластилинографии. Она способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из картона и «рабочих полей». Работа с конструктором предполагает выкладывание фигур, с заменой некоторых деталей пластилином, на фон в соответствии с замыслом. Дети с успехом осваивает основы композиции, учатся различать и называть геометрические фигуры, их цвета. В отличии от аппликации конструктор позволяет исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину».

СЛАЙД 5.

Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

Работа по художественному конструированию началась с детьми раннего дошкольного возраста от 1-3 лет. Занятия проводила 2 раза в неделю, в рамках совместной деятельности.  

В рамках обучения детей конструированию применяю различные методы и приемы работы: наблюдение за реальным объектом, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения задания, постановка перед детьми задач.

СЛАЙД 6.

На каждом занятии использую эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии:

конструирование по образцу,

конструирование по замыслу, по теме,

конструирование по условиям.

Когда дети не имеют достаточного опыта конструирования и способы действий им незнакомы применяется показ и анализ всех действий выполнения образца.

Пояснения, вопросы использую наряду с наглядными методами. Продумываю вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Через вопросы обращаю внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Таким образом, помогаю сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша).

Постепенно дети узнают о большем количестве признаков. У однородных предметов с помощью сравнения они начинают выделять общие особенности. Например, у всех видов городского транспорта имеются общие части: кабина, кузов, колеса и т.д.

СЛАЙД 7

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

Детям для обследования и последующего конструирования предлагаются знакомые предметы простых конструкций: машина для зайки, поезд для мишки и т.д.

После накопления детьми определенных конструктивных умений использую методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью организую конструирование по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, построить тот же грузовик, но с дверями, и выполнить так, чтобы деталь была соразмерна кабине машины, с заменой некоторых деталей пластилином.

СЛАЙД 8-9

С целью закрепления у детей знаний и формирования умений конструировать использую занятия по замыслу, по теме.

Так, например, в теме "Превращение геометрических фигур в сказочных героев" с применением пластилинографии, интегрируются области познавательное и художественно-эстетическое развитие. Дети учатся сравнивать предметы по величине, и различать геометрические фигуры. У детей формируются представления о математических свойствах и закономерностях. Полученные знания и умения на занятиях они применяют в практической деятельности.

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов необходимо помнить, что основная цель обучения художественному конструированию с применением пластилинографии заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

СЛАЙД 10

Для целостного восприятия предмета, необходимо научить детей способам обследования предметов, а именно научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

  1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой
  2. Определение общей формы предмета; выделение основных его частей, определение их формы и величины.
  3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга
  4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным. Уточнение какую деталь будем заменять пластилином.
  5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики

СЛАЙД 11

Рассмотрим каким образом строится работа по конструированию из геометрических фигур с применением пластилинографии, на примере проекта сказки «Колобок»

1 этап. Организационный. В рамках целостного восприятия предмета детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки к сказке колобок. Какие особенности. Далее определяем общую форму. Обговариваем с детьми о том, что у всех животных есть: голова, туловище, лапы, глаза, хвост, уши, нос, рот. Какой они формы.

Далее детям предлагается рассмотреть готовый образец проекта сказки «Колобок». Определяем из каких геометрических фигур состоит каждое животное (Заяц состоит из 2 кругов серого цвета, туловище-круг побольше, голова-круг поменьше располагает, голова располагается над туловище. Лапы, нос, глаза и уши у зайца заменяем пластилином. Волк состоит из прямоугольников серого цвета, туловище-большой прямоугольник, голова- прямоугольник поменьше располагается на туловище. Остальные части можно заменить пластилином. Медведь состоит из кругов коричневого цвета. Туловище-большой круг, голова-круг поменьше располагается над туловищем, также маленькие круги — это уши медведя, лапы, глаза, нос, рот можно заменить пластилином. Лиса состоит из нескольких треугольников какие-то части также можно заменить пластилином, он придает сказочной фигуре эффект объёмности).

2 этап. Подготовительный.

Детям предлагается панно с изображение дедушки бабушки и геометрические фигуры, из которых они будут конструировать животных. Далее обговариваем с детьми в какой последовательности будем конструировать животных из геометрических фигур.

3 этап. Моделирующий этап.

Переходим в практической части выкладывание из геометрических фигур сказочных животных. Оживляем сказку колобок, перемещаем его от одного сказочного героя к другому.

Вот результат к которому мы стремимся.

СЛАЙД  12

По такому алгоритму работаем по следующим темам:

Растения: елочка, цветочек, репка;

Транспорт: поезд, машина;

Домашние животные: кошка, собака, кролик, курочка;

Дикие животные: заяц, лиса, медведь;

Герои из сказок: «Гуси-Лебеди», «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок»

СЛАЙД  13

Воспитанники участвуют в конкурсах разной направленности, где занимают призовые места.

Уважаемые коллеги, я поделилась с Вами разнообразными методами и приёмами организации обучения художественному конструированию с применением пластилинографии с детьми дошкольного возраста, которые использую в своей работе. Надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в вашей работе, а мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в ФОРСАЙТ-Центре

laquo;Проектная деятельность: реализация новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к...

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа

Представленная  программа направлена на развитие  научно-технического и творческого по­тенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...

Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни - выступление на заседание форсайт - центра

Мастер-класс по Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни, выступление на заседание форсайт-центра, памятка....

Протокол форсайт - центр.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий....

Форсайт-центр

Участие в заседании форсайт-центра от 16.03.2021г. "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей дошкольного возраста" по теме: "Развитие интеллектуального потенциала...

Форсайт-центр «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников - путь к инженерному мышлению в будущем»

Место проведения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина». Заседание проводилось в дистанционном формате. Присутст...