Русские традиции
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Нургазизова Лейсан Зуфаровна

Формировать знания и представления о русских народных традициях и предметах быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lepka.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по изобразительному искусству (лепка)

тема:  «Русские традиции» во второй младшей группе

«Ладушки»

                                        

Подготовила воспитатель

Нургазизова Л.З

г.Санкт-Петербург

Март 2023г

Цель: Формировать знания и представления о русских народных традициях и предметах быта.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с предметами быта; учить детей слушать потешку, проговаривать слова; отвечать на вопросы; упражнять в подборе существительных к глаголу; раскатывать и сплющивать комочек при лепке из солёного теста.

Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей; развивать представление об окружающем мире, воображение.

Воспитывающие: воспитывать интерес к игре-занятию, результатам работы, аккуратно работать при лепке из соленого теста.

Интеграция образовательных областей«познавательное развитие»«речевое развитие»«социально-коммуникативное развитие»«физическое развитие»«художественно-эстетическое развитие».

Материал: тесто для лепки, дощечки, салфетки, поднос.

Ход занятия

Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся

по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

- А что означает слово «Здравствуйте»(Ответы детей.)

- Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

- Ребята, а кто мне скажет, как называется наша страна, в которой мы живём?

Правильно, мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь.

Я приглашаю вас в путешествие в прошлое, мы узнаем, как жили люди на Руси, а поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

(Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу. Дети заходят в избу, где их встречает бабушка Арина)

Бабушка АринаЗдравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен, а вы загадки любите отгадывать, послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Стою я у печи, помощницы своей, посмотрите, какая она у меня расписная, красивая. В каждой избе была печь. Строилась она из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печь не только обогревала избу. Печка — деревенская кормилица. -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами». На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Давайте посмотрим, какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

А что бы в печь поставить горячий чугунок, нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

-Что это? (Сковорода). Что готовят на сковороде? (Ответы) На сковороде еще оладушки пекут. Для этого нужно замесить тесто, потом налить его в сковородку, а сковородку в печку посадить, и получатся оладушки: очень вкусные, румяные, душистые. Ой, засиделись мы, давай попляшем!

Звучит русская народная мелодия, дети выполняют движения по тексту.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам давала

Нике дала, Маше дала

Дане дала, Никите дала.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Бабушка Арина: Ой, ребята, я совсем забыла, скоро дедушка придет. Он тоже любит оладушки, а у меня все кончились, поможете

мне? Давайте каждый слепит оладушек дедушке.

Дети садятся за стол, где на досках лежит тесто для лепки.

Бабушка Арина: Давай разомнём наши пальчики.

Шел старик дорогою

Увидел козу безрогую

Давай коза попрыгаем

Ножками подрыгаем

А коза бодается

А старик ругается.

(Бабушка Арина показывает приемы лепки. Дети лепят оладушки.

В конце занятия собирает оладушки на поднос, при этом поощряя каждого ребенка).

Бабушка Арина: Спасибо ребятки. Ой, детишки пора вам в группу. Прощайте, приходите ко мне в гости еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "О русских традициях, обычаях и народном творчестве"

Педсовет в рамках работы с педагогами по теме "Толерантность". Проводится в  форме деловой игры. Полный текст педсовета не загружается (очень много материала).  Кого заинтересует этот матери...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.

Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...