Система обобщений в лепке дошкольника
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Надежда Валерьевна Матвеева

"Система обобщений в лепке дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obobshcheniy_v_lepke_doshkolnika.docx359.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Система обобщений в лепке дошкольника"

Лыкова И.А считает, что одна базовая фигура, например шар, создает ассоциативно – информационное поле, то есть из одной фигуры может получиться множество фигур. Но только при одном условии, что материал, из которого будут делать, например шар, будет пластичным. Создав форму шара, осмыслив ее, мы создаем ассоциативное поле на основе шара. Мы можем создать огромное разнообразие предметов и даже явлений окружающего мира. Ассоциативное информационное поле – пространство образов, замыслов, тем, построений из которых черпается тот образ, тот замысел, который ребенку интересен и важен. Выбор идеи для творческого воплощения не будет, ели не будет из чего выбирать. Например: русалка - у художника было представление, как выглядит женщина, и как выглядит рыба. Одно информационное поле – как выглядит человек, его строение, а другое информационное поле – как выглядит рыба, ее строение. Свободно перемещаясь по информационным полям, свободно сочетая их в творческом процессе, художник создал новое, чего не было. Получается, что ассоциативное поле – это такое свободное перемещение по информационным полям, способствует этому интеграция между несколькими образовательным областям. Свобода перемещения по информационным полям – как основа для творчества, поддержка инициативы, индивидуальности.

Сегодня творчество понимается как создание нового, связанного с выходом за пределы  заданного и со свободным перемещением по информационным полям. Творчество – это процесс с целью создания чего - то нового, создание новизны. Этот процесс связан в свою очередь со свободным перемещением по информационным полям и свободой выхода из заданного. Так проявляется детское творчество. Детская новизна – это то, что ребенок открыл сам, что сделал для себя новое, совершил открытие.

Авторская позиция Лыковой И. А.о системе обобщений: «Что мы изображаем?», «К чему мы передаем свое отношение?», «Какое настроение?», «Какой характер у этого героя, персонажа и у нас? У авторов?». С помощью этих обобщенных способов, создается красота и произведения. В младшем дошкольном возрасте эти обобщения остаются за кадром, они важны для самого педагога. Система обобщения создается через понимание, через осмысления формы, где форма – это носитель смысла. Система способов преобразования – это творчески преобразующая деятельность. Происходит преобразование материала, преобразование самой ситуации. Например: на чистом листе бумаги вдруг появились пятна, благодаря тому, что мы пальчиками оставили следы. Произошло преобразование поверхности листа бумаги, не только материала, но и самого субъекта – ребенка – который оставил эти следы.

Автором предлагается диагностика «Глиняный Ляп». С одной стороны это диагностика, а с другой форма - формирующая, направлена на развитие воображения. Ее рекомендуется проводить 1 раз в год.

«Жил- был  Глиняный ляп, слепят из него что-нибудь, а ему не нравится. Шлёпнется Ляп на пол — и снова становится куском глины». Мастер решил отправить Ляпа ребятам, чтобы они превратили его в кого-либо, придали ему форму.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_202433.jpg

Глиняный Ляп сказал, что хочет посмотреть на подводное царство! В кого мы можем его превратить?

Превращаем ляпа в задуманный образ и отправляем в подводный мир. Воспитатель дает возможность детям поиграть с вылепленным образом, рассмотреть картинку, пофантазировать.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_202948.jpg

Ляп говорит, что не хочет больше быть под водой – хочет посмотреть, что под землей.

В кого мы можем его превратить?

Превращаем Ляпа в червяка. Даем возможность детям поиграть с червячком, рассмотреть картинку, назвать, что червячок видит под землей.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_203101.jpg

Надоело Ляпу под землей, теперь он хочет по травке поползать и превратился он в Улитку!

Дети играют с улиткой, совершают плавные движения.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_203159.jpg

Ляп говорит, а что это я такой не грамотный? Хочу грамоте обучиться! И стал превращаться в разные буквы.

Ребята превращают Ляпа в буквы, показывают и называют их.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_203404.jpg

Буквы я знаю, теперь хочу счету обучиться.

Превращение Ляпа в цифры.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_203522.jpg

Ой, какой я умный стал – могу книжки читать! Хочу в сказки отправиться, по сказочным дорожкам покататься и стал Ляп в Колобка превращаться.

Даем возможность ребятам поиграть с колобком, покатать его по листу, по дощечке.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_203620.jpg

 Покатался Ляп по сказочным дорожкам, всех сказочных героев посмотрел, от всех укатился, но, не захотел, чтобы его съела Лиса. Хочу вообще все знать!

И стал Ляп в человека превращаться…

Походил по разным городам, странам, мир посмотрел.

Ребята называют города, страны с которыми знакомы.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_204056.jpg

 Походил Ляп по разным городам, странам, по лесам, по полям, по горам, да по морям, и решил он другие миры посмотреть, в космосе пожить и стал он превращаться в звездочку. Отправляем Звездочку в космос, даем возможность рассмотреть картинку, поиграть.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_204238.jpg Ребята, понравилось вам превращать Ляпа в разные формы? Если понравилось, то нарисуйте вашей звездочке веселую улыбку, а если не понравилось, то грустную.

Ребята берут стек, либо зубочистку и рисуют.

 Ляп говорит вам спасибо, за то, что вы показали ему МИР!

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220317_204305.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система социально-личностного развития дошкольника»

Практико-ориентированный проектС самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

«Разработка системы познавательного – речевого развития дошкольника.»

В своей практики обращала внимание, что если к общесадовому родительскому собранию тщательно не готовиться, то теряешь тонкую связь с родителями и на о...

использование мнемо-техники в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Методика работы с мнемотаблицами при заучивании стихов, а также сами  таблицы с литературным текстом...

Система занятий развивающих память дошкольников

В материале представлен опыт работы по развитию памяти старших дошкольников с помощью мнемотехники....

Система коррекционной работы с дошкольниками с ОНР (3-7лет)

В материале преложено описание системы работы в МБДОУ д/с комбинированного вида № 46...

МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Одним из главных направлений в работе воспитателя по социальному развитию дошкольников является привлечение родителей к сотрудничеству, а это можно сделать только через внимательное отношение к их нуж...