"Клубочек,покажи нам край родной"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Маркина Анна Сергеевна

Закрепить и расширить знания детей о родном крае, его красоте, природе, животном мире, государственной символике города, активизировать умственную и речевую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubochekpokazhi_nam_kray_rodnoy.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«Ты катись, клубочек мой, покажи нам край родной!»

Образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Обучающие задачи: закрепить и расширить знания детей о родном крае, его красоте, природе, животном мире, государственной символике города, активизировать умственную и речевую деятельность;

Развивающие задачи: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие, эстетическое восприятие природных объектов; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, диалогическое общение, расширять и активизировать словарный запас.

Формирующие задачи: формировать обобщённые представления детей о красоте родного края, развивать наблюдательность, активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос; формировать предпосылки к здоровому образу жизни, активизировать двигательную активность детей.

Воспитывающие задачи: Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к народам, проживающим в Саранске, познавательный интерес к природе своего родного края, желание охранять природу.

Словарная работа: республика, государственная символика, герб, флаг, гимн, названия деревьев, цветов, названия рек.

Предварительная работа: «Животные и растения Мордовского леса», «лесные звери, иллюстраций с изображением природы Мордовии, рассматривание флага и герба Саранска, чтение легенд, заучивание стихотворений, беседы;

Ход занятия.

Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло). Правильно – тепло. Это тепло ваших добрых рук. Возьмите обе ручки, приложите друг к другу пусть наши ручки согреются.

Дети присаживаются на свои места.

Воспитатель: нашим помощником сегодня будет этот красивый клубок, он будет катиться от начала и до конца этого стола, но, он будет останавливаться на остановках, чтобы отдохнуть, и мы ему в это время расскажем, что знаем о нашем городе.

Воспитатель: Но сначала мы с вами послушаем стихотворение

Владислава Амелина «Мой город»
Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной, голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…
С ним связана судьба и жизнь моя…
Пусть скажут, что есть город, лучше где-то…
Но мой родней, он лучший для меня…
Со всей любовью утверждаю — это…
Мой город — это где-то часть меня…
Мои падения, взлёты и ошибки…
Впервые пережила, что душа…
Полёта очертания закрылки…
Мой город — это сердца отчий дом…

Воспитатель: О чём это стихотворения?

Дети: О родном городе

Воспитатель: У каждого человека на земле есть малая Родина - это место, где он родился и живёт. Как называется наша малая Родина?

Дети: Саранск

Воспитатель: Саранск - это наша маленькая Родина. Это место где вы родились, сделали первые шаги, сказали первые слова, пошли в детский сад, у вас появись первые друзья. Здесь живут ваши родные, близкие, знакомые, которые знают вас с самого рождения и готовы вам помочь в трудную минуту.

Воспитатель: Как называется наша республика?

Дети: Республика Мордовия

Воспитатель: Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: У нашей республики Мордовия свои символы.

Воспитатель: Какие цвета у флага Республики Мордовия?

Дети: У флага Республики Мордовия темно-красный (мареновый, белый и темно-синей цвет флага.

Темно- красный цвет обозначает благополучие, рост, процветание.

Белый цвет символизирует мир.

Синий цвет обозначает приверженность традициям.

Воспитатель: Что находится в середине флага?

Дети: В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка.

Воспитатель: Что она означает?

Дети: Розетка – это символ солнца, тепла, доброты.

Воспитатель: Саранск – это прежде всего памятники культуры, достопримечательности и, традиции, обычаи, мордовские узоры и орнаменты, а так же народные блюда Мордовии.

Первая остановка.

Игра «Назови свой домашний адрес»

(Дети называют свой домашний адрес).

Воспитатель: Все из вас живут на разных улицах города Саранска. Наш детский сад находится в Пролетарском районе, на Проспекте 60 лет Октября. А названия ещё каких улиц в Пролетарском районе вы знаете?

Дети: Улица Коваленко, Войнова, Пушкина, Есенина, Веселовского, Н. Эркая и др.

Вторая остановка.

Воспитатель: А какие памятники, достопримечательности нашего города вы знаете? Что бы вы показали друзьям, которые приехали к вам в гости?

Дети: Собор святого праведного воина Фёдора Ушакова, Памятник Семье, Памятник А. С. Пушкину, Краеведческий музей, Музей имени Степана Дмитриевичка Эрзи, Музейно-этнографический центр Мордовское подворье, Краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, музей мордовской народной культуры.

А сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Что? Где? Когда?».

Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
1. Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (детский сад)

5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)

Игра «Можно - нельзя».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок- правильно, руки вниз - нет.
• Переходить улицу на красный свет.
• Рвать цветы на клумбе.
• Любоваться цветущей клумбой.
• Сажать деревья и цветы.
• Бросать фантики от конфет.
• Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
• Кричать, шуметь в общественных местах.
• Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

Третья остановка:

Воспитатель: Ребята посмотрите на доску, что вы видите?

Дети: Флаги.

Воспитатель: совершенно верно. Но нам с вами нужно найти флаг Мордовии.

Дети: Флаг России, Флаг Мордовии.

Воспитатель: А это ребята флаг Турции.

Воспитатель: А что изображено на гербе Мордовии?

Дети: лисица и три стрелы.

Воспитатель: верно.

Четвертая остановка:

Воспитатель: И конечно же важную роль и основную часть Мордовии составляют мордовские узоры и орнамент.

Основными среди мордовских узоров являются ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.

1. Квадрат или чаще всего ромб являются главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений и самое важное из них изобилии, плодородие.

2. Зигзаг можно считать символом воды.

3. Восьмиконечная звезда символизировала солнце.

4. Роговидные узоры символизировали деревья и траву.

5. S-овидные фигуры символизировали водоплавающих птиц и конские головы.

Мордовскими орнаментами украшали в основном одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов.

Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: синий, зачастую чёрный с синим оттенком и тёмно - красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Предлагаю вам изобразить на наших кувшинах мордовские узоры, а вечером вы сможете забрать их домой и показать родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....