Кружок "Волшебный квадратик" в старшей группе
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодня время вносит свои коррективы в развитие дошкольников.
Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата
своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами–это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они
овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и
способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными объяснениями приемов складывания. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
В процессе складывания фигур оригами, дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Дети учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь. Речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека и взаимно влияют друг на друга. В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
·умение слушать воспитателя, ·принимать умственную задачу и находить способ ее решения,
·переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения,
·развитие самоконтроля и самооценки,
·осознание собственных познавательных процессов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 542.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Волшебный квадратик»
Воспитатель: Катаева Е.А
2021-2022
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодня время вносит свои коррективы в развитие дошкольников.
Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в
результате совместного общения, игры, в результате осознания результата
своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по
ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами–это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность
бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они
овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими,
как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать
поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и
способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными объяснениями приемов складывания. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
В процессе складывания фигур оригами, дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Дети учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить
целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении
складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к
противоположным углам. Оригами развивает мелкую моторику рук, а,
следовательно, и речь. Речевой центр и центр, управляющий
мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека и взаимно влияют друг на друга. В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что
посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
∙умение слушать воспитателя,
∙принимать умственную задачу и находить способ ее решения,
∙переориентировка сознания детей с конечного результата на способы
выполнения,
∙развитие самоконтроля и самооценки,
∙осознание собственных познавательных процессов.
Актуальность кружка «Волшебный квадратик».
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Кружок «Волшебное оригами» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данного кружка. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги
Задачи:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую
моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способности детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
- Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
- Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
- Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,
- Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Организация занятий кружка:
Работа кружка «Волшебный квадратик».
Охватывает период с сентября по май в течении года.
Четыре занятия в месяц по 25 минут.
Дни недели среда –
Ожидаемый результат работы кружка:
В результате обучения по данной программе дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- научаться различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- приобретут навыки работы в коллективе.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей по темам:
«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Лечебные свойства оригами».
- Индивидуальное консультирование;
- Проведение мастер-классов на родительских собраниях;
- Совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д.
Список используемой литературы:
1. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». М, «Айрис Пресс», 2005г
2. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду», 2010г
3. Морозова Г. В. «Конспекты комплексных занятий с использованием изодеятельности». 2010г
4. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников», «Детство-Пресс», 2004 г
5. Интернет ресурсы.
Перспективный план кружковой работы.
Месяц | Название занятия | Программное обеспечение | Материал | ||||
Сентябрь | 1 занятие Знакомство с оригами. | Познакомить детей с японским искусством оригами. Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Рассмотреть разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется). Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Развивать творческое и логическое мышление. Воспитывать интерес детей к искусству оригами. | Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей. | ||||
2 занятие Базовая форма «Квадрат» | Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств - сменяемостью, научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук, воспитывать аккуратность. | Набор геометрических фигур разного цвета и размера, по два листка бумаги, ножницы. | |||||
3 занятие «В некотором царстве, в бумажном государстве». | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами | Различные поделки, выполненные в технике оригами | |||||
4 занятие «Бабочка» | Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. | Два бумажных квадрата для каждого ребёнка белого цвета, два бумажных квадрата любого цвета, ножницы, клей- карандаш. | |||||
Октябрь | 1 занятие «Книжка» | Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | Три прямоугольника формата А4, клей. | ||||
2 занятие «Стаканчик». | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы, полученного треугольника на противоположные стороны. | Квадрат любого цвета. | |||||
3 занятие «Флажок» | Формировать умение складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. | Два красных квадрата 15#15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей. | |||||
4 занятие «Дом» | Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | по два листка бумаги, ножницы | |||||
Ноябрь | 1занятие «Рыбка» | Формировать умение складывать рыбку с использованием базовой формы квадрат. | Листы- Квадраты белой бумаги | ||||
2 занятие «Курочка» | Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой». | Красный квадрат3*3 см, желтый 15*15, клей, фломастеры. | |||||
3 занятие «Гномик» | Продолжать закреплять умение делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко выполнять инструкцию | Квадраты 8*8,6*6 разного цвета, клей, ножницы. | |||||
4 занятие «Щенок» | Закреплять умение детей изготавливать из бумаги треугольник. Развивать художественный вкус | Коричневый квадрат3*3 см, желтый 15*15, клей, фломастеры. | |||||
Декабрь | 1 занятие «Новогоднее украшение» | Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение | Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы. | ||||
2 занятие «Ёлочка». | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Три квадрата зелёного цвета 15*15,10*10, 5*5 см, клей | |||||
3 занятие «Снеговик» | Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. | Три квадрата 10*10, 8*8, 5*см. Клей, карандаши. | |||||
4 занятие «Снежинки» | Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. | Квадраты синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см | |||||
Январь | 1 занятие «Лисичка с чёлочкой» | Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. | Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей. | ||||
2 занятие «Собака.» | Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Квадрат 10*10 см, карандаши | |||||
3 занятие «Кошка» | Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание. | 1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей. | |||||
4 занятие «Приключения разных волшебных квадратиков». | Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы; активизировать словарь детей: слева, справа, между, вверху, внизу; развивать мелкую моторику рук, усидчивость, желание довести работу до конца, аккуратность в работе, бережное отношение к продуктам своего и чужого труда. | Квадрат 10*10 см, карандаши | |||||
Февраль | 1 занятие «Кораблик для папы» | Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук. | Прямоугольные листы 20*15см. | ||||
2 занятие «Самолёт» | формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности | Прямоугольник любого цвета. | |||||
3 занятие «Цветы» | Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей. | |||||
4 занятие ««Кораблики в море» (коллективная композиция) | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне. | Ватман, Прямоугольные листы 20*15см. | |||||
Март | 1 занятие «Подарок для мамы» | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. | ||||
2 занятие «Цветы» | Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей. | |||||
3 занятие «Грачи прилетели». | Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук | Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей. | |||||
4 занятие «Ветка рябины» | Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию. | Квадраты красного, зелёного цвета для листьев, клей. | |||||
Апрель | 1занятие «День космонавтики» | Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. | Бумага, клей, ножницы. | ||||
2 занятие «Звезды» | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение чередовать цвета, соединять детали. | 8 квадратов 10*10, 4из них одного цвета, 4 другого, клей. | |||||
3 занятие «Ракета» | Формировать умение складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). | Бумага, клей, ножницы. | |||||
4 занятие «Весёлые человечки» | Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. | Бумага, клей, ножницы. | |||||
Май | 1 занятие «Божья коровка» | Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому. | Бумага, клей, ножницы. | ||||
2 занятие «Звёздочки» | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение чередовать цвета, соединять детали. | 8 квадратов 10*10, 4 из них одного цвета, 4 другого, клей. | |||||
3 занятие «Лягушка» | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами | Квадрат зелёного цвета 10*10см. | |||||
4 занятие «Моё любимое оригами» | Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами. | Разноцветные карманы 10*10см. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "История веселого Квадратика" в старшей группе
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей группе...
Программа кружка по оригами в старшей группе «Волшебный квадратик»
Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....

Программа кружковой работы по конструированию из бумаги "Волшебный квадратик" в старшей группе
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук, в том числе с развития движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что в развитии кисти руки заложена важн...

Конспект занятия по оригами кружка "Волшебный квадратик". Тема "Гуси". Старшая группа.
В данном конспекте представлено занятие по оригами в старшей группе. Детей в игровой форме подводим к конструированю игрушки. Занятие раскрывает у детей имеющиеся знания по окружающему миру. Полный фо...

Конспект занятия по оригами в кружке «Волшебный квадратик». Тема «Утки». Старшая группа.
В данном материале представлен конспект занятия по оригами в кружке «Волшебный квадратик». Тема «Утки». Старшая группа. Данный конспект - продолжение цикла занятий по разд...

Конспект занятия по оригами в кружке «Волшебный квадратик». Тема «Петушок». Старшая группа.
Материал содержит в себе конспект занятия кружка оригами "Волшебный квадратик" в старшей группе. Тема занятия "Петушок". Это третье завершающее занятие в блоке занятий "Домашн...

