Самообразование
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей средней группы 4-5 лет с помощью аппликации»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
Индивидуальный план самообразования 2023- 2024 учебный год
Средняя группа №2
Воспитатель: Матвеева Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
ФИО: Матвеева Екатерина Сергеевна
Образование: среднее профессиональное, «Гатчинский педагогический колледж им.К.Д.Ушинского»
Тема МДОУ: «Развитие профессионально- педагогической компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей средней группы 4-5 лет с помощью аппликации»
Начало работы над темой: сентябрь 2023 года.
Завершение работы над темой: май 2024 года.
Цель:
Углубление знаний в области методов аппликации для развития мелкой моторики рук и творческой личности.
Задачи:
- Повысить уровень своей профессиональной компетенции по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
- Изучить содержание и специфику художественного творчества детей дошкольного возраста в технике аппликации.
- Повысить свой теоретический, научно-методический уровень путем внедрения технологии педагогической мастерской в образовательном процессе.
- Разработать и апробировать комплекс занятий занимательного характера по аппликации с детьми дошкольного возраста с использованием технологии педагогической мастерской.
- Разработать перспективные планы работы с детьми средней группы;
- Организовать систематическую работу с детьми;
- Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей и педагогов
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
- Развить творческую активность, фантазию, самостоятельность.
Предполагаемый результат:
Используя нетрадиционные виды аппликаций, развивать и выполнять последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин.
Научить детей правильно держать ножницы и работать ими; научить резать по прямой, составлять из полос изображения разных предметов; вырезать
круг из квадрата, овал из прямоугольника. Составлять изображения предметов из частей. Составлять узоры из заготовленных геометрических элементов. Дорисовывать поделку для создания выразительного образа.
Расширить знания детей о разнообразии видов аппликации. Научить их
использовать разные предметы (пуговицы, ленточки, ватные диски, бусинки, засушенные листики, салфетки, изоленту, крупу, ткань и др.)
Познакомить детей с техникой изготовления фрески, оригами, объемного конструирования.
Форма самообразования: индивидуальная.
Основные этапы работы:
Диагностический.
Сбор необходимой литературы:
- Изучение истории бумажных техник, их виды.
- Методы и способы, способствующие развитию мелкой моторики рук,
свойства применяемых материалов по техникам бумажного творчества.
- Влияние различных технологий на развитие ребенка.
Прогностический.
Обозначить значимость различных бумажных технологий на развитии ребенка, ознакомление его с окружающим миром, окружающим нас, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и труду. Познакомить
педагогов с содержанием некоторых бумажных технологий, влияющих на формирование положительных качеств, к трудовой деятельности.
Практический.
Подборка материала. Использование различных бумажных технологий на практике.
Обобщающий.
Подготовка альбома с подборкой способов аппликации для детей средней группы, возрастом 4-5 лет.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.
месяц | тема занятий | задачи | материал | |
Сентябрь 2023 | Знакомство с видами бумаги «Мы в лесок пойдем, мы грибы найдем» «Фруктовый сад» | Познакомить детей с разными видами бумаги, определить их св-ва, фактуру Научит детей создавать форму гриба, передавать пропорции и реальность. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону. | Бумага разной фактуры (цветная, гофрированная, картон, салфетка и др.) Цветная бумага, клей, муляжи грибов ½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки. | |
Октябрь 2023 | «Листочки разноцветные» «Золотое деревце»(обрыв ная аппликация) «Ветка рябины» «Медвежата» | Учить создавать композиции из разных осенних листочков разной величины и форм. Закреплять навыки намазывания клеем листьев и приклеивания. Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать творческое воображение, чувство цвета. Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику. Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. | Настоящие листочки разного размера, формы и цвета, клей. Заготовка бумаги с изображением ствола, цветная бумага, клей. ½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. ½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки. | |
Ноябрь 2023 | «Мы улыбаемся друг другу» «Украсим чашку с блюдцем» «Осенний букет для мамы» (коллективная работа) «Петушок – золотой гребешок» | Создать лицо человека, правильно соблюсти пропорции частей лица, передать положительные эмоции. Учить составлять узор на основе круглой формы (тарелочка), располагать узор по краю и в середине из форм разного размера и цвета. Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам. Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище) | Контуры лиц мальчиков и девочек, цветная бумага, клей, карандаши цветные. Шаблон тарелки, цветная бумага, клей, картон, заготовки мелкой формы. Ватман, пластилин, Разноцветная пряжа, Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки. ½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей. | |
Декабрь 2023 | «Забавный снеговик» «Украсим елочку гирляндой» «Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) «Зимняя картина» | Создать композицию снеговика на тонированной бумаге, используя нетрадиц. материал (ватные диски, ткань, пуговицы) Научить создавать красивые открытки, продолжать развивать чувство формы и эстетвкуса. Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию размещая дерево и снеговика на листе | Ватные диски, пуговицы, ленточки, клей, цветные карандаши, тонированная бумага Шаблон елочки, бумага разной фактуры, клей, пуговицы. ½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки. Образец аппликации, Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага; Клей, ватные диски, Простой карандаш, Фломастеры, ножницы, Полоски белой и коричневой бумаги, Салфетка. | |
Январь 2024 | «Новогодняя елочка» «Башмачки для гномика» «Щенок Гав» «Зайка» (обрывная аппликация) | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Учить создавать образ по шаблону, развивать приемы сминания (салфетки) Учить сочетать разные изобразительные техники (аппликация и рисование) развивать чувство пропорции. Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти. Цветная бумага, клей, салфетки разного цвета. Цветная бумага, фломастеры, тонированная бумага, клей. ½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки. | |
Февраль 2024 | «Добрые эмоции» «Корзинка с печеньем» «Снегирь на ветке рябины» «Украсим рукавички» | Закрепление знаний о эмоциях человека. передавать в аппликации мимику лица. Научить работать с гофрированной бумагой аккуратно ее приклеивать. Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами. Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение. | Белая и цветная бумага, клей, цв. карандаши. Гофрированная бумага, цветная пряжа, пуговицы, клей., цветной картон. Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры. Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей. | |
Март 2024 | «Цветок в подарок для мамы» «Узор на круге» «Смотрит солнышко в окно» «Кот и мышка» | Учить составлять изображение по частям воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине, составлять узор в определенной последовательности. Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных. | Цветная бумага, цветные трубочки, клей, бусинки. Клей, карандаш, белый картон, вырезанные геом. Фигуры. Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки. Образец. Фон – плотная Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей | |
Апрель 2024 | «Тайны космоса» «Ландыш» «Веточка вербы» «Божьи коровки» | Учить создавать выдуманный образ пришельца из частей, в каком порядке приклеивать части друг к другу. Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их между пальцами в комочки и наклеивать их на основу. Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
| Цветная бумага, клей, пластилин, кисточки для клея. Картинки с изображением ландыша, вата, цветная бумага, клей. ½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. ½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. | |
Май 2024 | «Самолеты летят в облаках» «Бабочка красавица» «Одуванчики в траве» (коллективная работа) | Учить передавать образ предмета. Продолжать совершенствовать умение изготавливать праздничные открытки, воспитывать патриотизм. Продолжать учить работать с ножницами, составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать формы бабочек на зеленый листочек Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики). Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. | Цветная и белая бумага, салфетки, клей. Цветная бумага, зеленый картон, клей, игрушка бабочка для наглядности. ½ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисти, салфетки. | |
Работа с родителями
Работа с родителями | Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». | Буклеты для родителей «Как развивать творчество». |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
| ||
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами». | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике. | |
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год». | Выставка работ «Рисуют родители». | |
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима». | Выставка совместных работ «Зимушка-зима». | |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике». | Буклет «Виды нетрадиционного рисования». | |
Март | Консультация для родителей «Рисовать- это важно!». | ||
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе». | Выставка совместных работ «Творим вместе». | |
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!». 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими работами Презентация «Мы любим рисовать!». | |
Самореализация | Май | Отчет по теме самообразования. |
Литература
1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М: Сфера, 2010. 2.Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс, 2010.
- Д.Н. Колдина. Лепка и аппликация с детьми 4-5лет .М.: Мозаика синтез, 2011.
- Д,Н, Колдина. «Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. От рождения до школы 2-е изд., М.: Мозаика-Синтез, 20211г.-64с.
- О.В. Павлова. Изобразительная деятельность. Художественный труд старшая группа. Волгоград, Учитель, 2014.
- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. М: Просвещение, 2014.
- Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. М : Сфера,2010.
- Н.С. Голицына. Конспектыкомплексно-тематических занятий (средняя группа) интегрированный подход. М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2020 год.
- Комарова Т.С . Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
