Программа кружковой работы «Волшебные комочки» по пластилинографии в младшей разновозрастной группе
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Альмухамбетова Алтын Ракимжановна

Программа кружковой работы «Волшебные комочки» по пластилинографии в младшей разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_plastilinografiya.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7» п.НовоорскНовоорского района Оренбургской области

 

 

 

 

Программа кружковой работы

«Волшебные комочки» по пластилинографии

художественно-эстетического направления

 

     младшая разновозрастная группа

     на 2023-2024 учебный год

п.Новоорск

Кружок «Волшебные комочки» по пластилинографии во младшей разновозрастной  группе

Составила: воспитатель Альмухамбетова А.Р.  МДОУ «Детский сад №7» п. Новоорск

Содержание программы:

1.Пояснительная программа

2.Актуальность кружка

3.Цель кружка

4.Задачи кружка

5.Перспективный план

6.Методы проведения кружка

7.Ожидаемый результат реализации программы кружка                              

8.Список используемой литературы

Пояснительная записка.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений

искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь

ему разбудить в себе творческие способности помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Новизна настоящей программы заключается в том, что использование

данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.

Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

Но главное значение занятий по пластинографии состоит в том, что в конце обучения у ребёнка развивается умелость рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей младшего возраста.

           Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи:

- Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;

- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

- Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

-  Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно - игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Ожидаемые результаты:

Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

Предполагаемый результат обучения:

  • Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
  • Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
  • Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
  • Дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год для детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю: по 15 минут, занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

 Перспективный план работы кружка.

Продолжительность Занятия

Периодичность в неделю

Всего занятий в неделю

Количество часов в год

15

1

1

35

Учебно-календарный план

Месяц

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Вид деятельности

Название занятий

Задачи занятия

сентябрь

1

Беседа

Волшебный пластилин «Поиграй-ка»

Вводное занятие. Знакомство с пластилином, с некоторыми его свойствами и приёмами его использования

2

Лепка

«Украсим кукле платье»

Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пласт.и скатывать шарики.

3

Лепка

«Воздушные шары»

Закрепить умение раск-ть.комочки пластилина кругообразными движениями.

4

Лепка

«Бусы для Аси»

Закрепить умение раскатывать комочки, Формировать умения прикреплять готовую форму на плоскость путём расплющивания.

октябрь

1

Лепка

«Овощи для засолки»

«Овощи для засолки»

Продолжать форм-ть умение раскатывать пластилин. Закреплять умение расплющ-ть шарики –помидоры, знания о красном цвете.

2

Лепка

«Созрели яблочки в саду»

Ощипывание небольших кусочков красн. пласт., расплющ-е шариков.

3

Лепка

«Варим варенье»

Лепка предметов круглой формы , скатывание комочков пласт. красн цвета, произвольное располож-е на поверхн-и.

4

Беседа, лепка

«Чудо-грибочки»

Беседа о временах года,, харак-х признаках осени, ежах.грибах

ноябрь

1

Лепка

«Осеннее дерево»

Скатывание из пластилина «колбасок» прямыми движ-ми, деление на части при помощи стеки, скатывание маленьких шариков и преобразование в оваль-ю форму. Цвета: оранж. жёлт.красн.

2

Лепка. Соединение из частей в целое

«Птичка»

Раскатывание комочков пласт.прямыми и круговыми движениями. Прикреплять готовую форму на поверхность.

3

Лепка

«Ёжик»

Закрепл. знаний оваль. формы и приёмов её изготов-я. Использовать дополнит.предметы для передачи харак-х признаков объектов.

4

Лепка, сворачивание колбаски спиралью

«Клубочки для котёнка»

Раскаты-е пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола и сворачивание длинной колбаски по спирали.

Декабрь

1

Лепка, работа со стекой

«Вырастала ёлка на горе»

Формир-ть умение передавать харак-е особенности внешнего строения ели, раскат-е палочек прямыми движениями движениями. Наносить стекой штрихи –«иголочки».

2

Лепка, работа со стекой

«Вырастала ёлка на горе» (продолжение)

Развивать умение раскатывать длинную колбаску прямымидвиж-ми. Разделять её на 2 и несколько равных частей.

3

Лепка, соединение частей в целое

«Снеговик»

Формировать умение составлять изображения целого объекта из частей одинаковых по форме и разных по размеру.

4

Лепка, работа со стекой

«Украсим ёлочку новогодними украшениями»

Упражнять в раскатывании комочков пласт-а.кругов. движ-ми и расплющ.наповерхн. Развивать цветовоспр-е в сочетании зелёного цвета с яркими цветами украшений.

январь

1

Лепка

«Новогодняя открытка»

Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение при украш-и елочки, снеговика.закреп-е приёмов раскат-я.

2

Лепка

«Украсим Пате чашечку»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму

3

Лепка

«Рыбки в аквариуме»

Закреплять знания овальной формы и приёмов изготов-я такой формы, передавать харак-е особенности рыбок: хвост, плавники.чешуйки стеками. Продумывать композицон-е построение изображ-я рыбок в разных направ-х.

февраль


1

Лепка,


«Рыбки в аквариуме» (продолж.)

Поощрять инициативу и самостоятельность.упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движ-ми рук при лепке водорослей, камешков. дна аквар-а…


2

Лепка

«Украсим торт»

Формировать умение составлять узор на круге, закреплять умение раскатывать комок пласт.круг. и прямыми движениями.


3

Лепка

«Мы делили апельсин»

Продолж. формировать умение составлять узор на круге, использ-ть в работе дополн-е предметы. Знания о жёл.иоранж. цветах.


4

Лепка

«Утка с утятами2

Формировать умение анализир-ть строение предмета, форму и размер предметаи его отдельных частей, преобразовать овальную.

март


1

Лепка, пространственное расположение

«Веточка мимозы в подарок маме»

Способств-ть радостному весеннему настроению, сделать приятное маме, закреп-ть приемы лепки, разв-ть умение красиво в опред. послед-тираспол-ть шарики у листочков.


2

Лепка

«Украсим платье Кате»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.


3

Лепка

«Украсим туфельку»

Раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму, прикр-ть готов. Форму на поверхность сплющиванием.


4

Лепка, соедин-ие из частей целого


«Вышла курочка гулять»

Продолжать формировать умение составлять изображения целого объекта из частей одинаковых по форме и разных по величине

апрель


1

Лепка, соединение из частей целого

«Самолёт»

Формировать умение делить брусок пластилина на глаз на 2 равные части. Раскатывать прямыми движениями рук, добиваться точной передачи формы предмета.его строения.


2

Лепка, соединение из частей целого

«Разноцветный светофорчик»

Закреплять знания о светофоре, назначении цветов, прикреплять готовую форму на поверхность.


3

Лепка, соединение из частей целого

«Улитка, улитка, выпусти рога»

Упражнять в раскатывании и формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали, учить дополнять объект необходимыми деталями для выразител-и образа


4

Лепка, соединение из частей целого

«Черепаха»

Вызвать интерес к представителям живот-го мира, расск-ть об особен-х внешнего вида , образа жизни черепах, соединения отдель-х частей в единое целое.

май


1

Лепка, соединение из частей целого

«Насекомые На лугу»

Формировать умение лепить насекомых из отдель-х частей в единое целое. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. (проволоку для усиков. спички.бусинки для глаз…


2

Лепка, соединение из частей целого



«Цветик-семицветик»

Формировать умение передавать пластическим образом изображения цветка, части растения, располагая их на плоскости, закрепить умение использовать в работе знакомые приёмы лепки. Закреплять знания об основных цветах спектра


3

Лепка, соединение из частей целого

«Радуга-дуга»

Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямымидвижен-и рук, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4

Лепка

Свободная тема по выбору детей.

Закрепление умений и способов работы с пластелином в технике пластинография.

Возраст детей: 3-4 года (2-я младшая группа).

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю: по 15 минут, занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

-«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

-«Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

- «Музыкальные» занятия.

Ожидаемые результаты:

• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет

последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Методы работы:

  • индивидуально-дифференцированный;
  • групповой;
  • практический;
  • наглядный;
  • интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

  • игра сюжетная и театрализованная;
  • разговор;
  • рассматривание готовых образцов;
  • лепка под руководством воспитателя;
  • самостоятельная деятельность.

Рабочие материалы:

  • пластилин восковой мягкий различных цветов;
  • пластиковые дощечки;
  • стеки пластмассовые;
  • салфетки влажные;
  • бросовый материал.

Форма подведения итогов:

  • выставка детских работ;
  • фотоальбом детских поделок.

Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке

«Волшебные комочки»

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки пластилином;

-Умеет самостоятельно достигать цель;

-Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из пластилина;

-Недостаточная самостоятельность;

-Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из пластилина;

-Отсутствует самостоятельность, интерес;

-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.


Работа с родителями.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.

Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

 Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации Родители заинтересовались на мастер-классе или посетив выставки работ увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.

 Литература:

1.Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

2. Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» – М.:Карапуз, 2010.

3.Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.

4.Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издат-я Группа Аттикус, 2009.

6.Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.

7.Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.

8.Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художеств-о творчества" серия "Мастерилка", 2005

9.Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

Программа кружковой работы «Волшебные комочки».

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятие в круж...

Программа (кружковой работы) «Волшебный мир оригами» средней группы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным дейс...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир» средняя группа

Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.Направления работыПознавательно-экологическое направление ставит целью з...