Рабочая программа для дополнительного образования по кружковой работе « Волшебные поделки из папье - маше» в средней группе
рабочая программа (средняя группа)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_dop_obrazovaniyu.docx118.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

для дополнительного образования

по кружковой работе

« Волшебные поделки из папье - маше»

в средней группе

Воспитателя

Смокотиной Олеси Олеговны

на 2020-2021 учебный год

   

http://www.rumvi.com/products/ebook/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D1%8C%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B5/8c1bcb82-0ad1-4e82-a9c3-e1a30ed36c19/preview/i_004.png

                                       

 Содержание

I. Целевой раздел

Пояснительная записка…………………………………..…………..   3 стр.

  1. Актуальность программы…………………………………….   4 стр.
  2. Нормативно - правовое обеспечение ……………………….    5 стр.                        
  3. Цели и задачи реализации Программы………………………  6 стр.
  4. Принципы и подходы к формированию Программы ………   6 стр.
  5. Прогнозируемые результаты освоения  Программы………. . 7 стр.

   1.6.     Система оценки результатов освоения Программы………...   7 стр.      

1.7.    Формы проведения итогов доп. образовательной программы  8 стр.

II. Содержательный раздел

  1. Образовательная деятельность в соответствии

с направлениями развития детей:

  • образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………………………………………………...…9 стр.
  • образовательная область «Познавательное развитие»…...….. 9 стр.
  • образовательная область «Художественно-эстетическое

 развитие»………………………………………………………. .9  стр.

  1. Описание структуры Программы, ее форм, способов, методов и средств реализации ……………………………………………..10 стр.
  2. Организационно-педагогические условия…………………….11 стр.

III.Организационный раздел

  1. Календарно-тематическое планирование…………………….. 14стр.
  2. Особенности организации предметно-пространственной

среды…………………………………………………………....  17 стр.

  1. Материально-техническое обеспечение Программы……...… 17стр.

Приложение………………………………………………………………18стр.        

Приложение 1.Конспекты занятий

Приложение 2.Работа детей в технике папье – маше

Приложение 3.Перечень видео-файлов

Приложение 4. Описание диагностических методик

Приложение 5.Используемая литература

                                             

  I. Целевой раздел программы

  Пояснительная записка

Творчество – это двигатель человеческого развития.

Не будь творчества, мы  остались бы первобытными людьми.

Моё творчество приносит мне радость.

Вот поэтому мне хочется поделиться мастерством с вами.

     

          Способность к творчеству – отличительная черта человека. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

        Детский  сад, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает не только сознательного гражданина, но и творческую личность. Ярким примером являются  выставки творческих работ, проектов.

        Учитывая особенности детей среднего дошкольного возраста необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путём созерцания и разговоров, но и сам вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

        В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Вариативная часть программы, которая формируемая участниками образовательного процесса.

        Разработанная данная  программа «Волшебные поделки из папье - маше». Работа кружка  вызвана тем, что в условиях введения ФГОС ДО для решения задач художественно  - эстетического развития дошкольников, внесены изменения в традиционные формы работы с детьми, создать условия для развития их творчества и способностей в работе с различными художественными материалами. 

         Занятия по выклейке папье-маше позволят решить многие образовательные и воспитательные задачи.

          Папье –маше – это удивительный материал, так незаслуженно забытый в наше время. Папье-маше (франц. papier mâché)  в переводе означает жеваная или рваная бумага. Измельченная бумага и клей в умелых руках становятся воистину волшебным материалом, благодаря которому можно создавать самые разнообразные формы - от плоских до объемных.

        Программа «Папье - маше» поможет раскрыть секреты приготовления этого удивительного материала. Дети узнают, как готовить массу папье-маше; как работать в разных техниках – послойной, лепки; как правильно обрабатывать изделия после изготовления. И конечно, с легкостью смогут сделать замечательные поделки, начиная от простейших форм и заканчивая уникальными подарочными изделиями.

       

1.1.Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности –  художественно-эстетическое воспитание. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на занятии, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид самостоятельной деятельности: творческий, познавательный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия дошкольников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

2.Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения  по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

3. Возрастными психологическими особенностями среднего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в кружке помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей. Очень важным является то, что на занятиях по ручному труду дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье- маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки, способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов. Способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье- маше влияет на развитие эмоционально- волевой сферы личности, формируя ряд положительных личных качеств.

  1.2.  Деятельность кружка «Волшебные поделки из папье - маше»»  разработана на основании нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

  • Уставом ДОУ,

  • Образовательной программой ДОУ,

  • Положением о кружке.

  • Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый  конечный результат)

  • Планом работы кружка на год,

  • Списком детей.

  • Расписанием занятий. 

  • Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

1.3. Цель и задачи Программы

        Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.

Для реализации целей поставлены следующие задачи:

  1. Учить воспринимать действительность и конструировать художественный образ.
  2. Развивать скульптурные навыки детей, передавать впечатления, полученные в жизни.
  3. Развивать  творческую фантазию детей, психические процессы: логическое  мышление,  пространственное воображение, художественный вкус, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
  4. Приобщать детей к искусству кукольного театра.
  5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
  6. Воспитывать интерес к технике  «папье – маше», развивать коммуникативные навыки детей.
  7.  Формировать культуру трудовой деятельности.
  8. Формирование эстетический вкус, художественно-пластические умения и навыки  работы с бумагой;
  9. Создавать  условия, способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;

1.4. Принципы и подходы к формированию программы:

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков (от простого к сложному
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение           применять свои знания в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип сезонности.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Формирование и развитие индивидуальных творческих навыков; опираясь на индивидуальные особенности ребенка.
  • Принцип доступности и наглядности. Учёт возрастных особенностей.
  • Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация.
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата.
  • Принципы взаимодействия с детьми:
  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

1.5. Ожидаемые результаты: личностные, предметные.

В результате занятий в творческом объединении по программе 1-го года предполагается, что дети получат следующие результаты:

Личностные результаты:

Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность усидчивость, трудолюбие. В процессе работы дети знакомятся с правилами выбора цветных сочетаний, что помогает воспитанию хорошего вкуса. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Ребята получают удовлетворение от выполненной работы, так как видят результат своей работы. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

Предметные результаты:

  • Сделают приятные подарки родственникам и друзьям, выполненные в технике папье – маше.
  • Дети станут кукловодами, а куклы выполненные их руками могут быть персонажами  кукольного или настольного  театра.
  • Будут знать что такое «папье –маше»  и этапы работы в технике папье – маше,  методы изготовления: слоеный метод и метод массы.
  • Будут соблюдать правила личной гигиены и основные  требования к оформлению изделий из папье – маше, способ приготовления клейстера и способы соединения с помощью клейстера.
  • Узнают виды отделки: раскрашивание, аппликация, рисование, декоративная роспись.
  • Будут качественно выполнять  изученные приемы по изготовлению изделий в технике папье – маше.
  • Научатся  наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения, следовать  устным инструкциям.

  • Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

1.6. Для выявления результативности работы данная программа обеспечена системой отслеживания знаний и умений воспитанников.

Мониторингом являются следующие способы выявления результативности детей:

  • организация фотоотчета как процесса изготовления поделок, так и готовых, художественных работ воспитанников,
  • тестирование детей в начале и в конце цикла занятий,
  • составление каждому воспитаннику портфолио, состоящее из    фотографий художественных работ.  

Формы подведения итогов:

  •  Конкурсы прикладного творчества.
  •  Организация выставок детских изделий в качестве показателя достижений и успехов детей на праздниках.
  •  Участие в ДОУ.
  •  Презентации детских работ родителям на собраниях.
  •  Показ и инсценирование сказок с использованием поделок.
  • Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду и т. д.
  •  Размещение фотографий готовых поделок в Интернете.
  • Выставки – ярмарки.

                                II. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы «Волшебные поделки из папье - маше» интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Ребенок в творческом процессе учится общению со сверстниками, самовыражению в коллективе, т.к. именно через неформальное общение с другими детьми, с педагогом кружка дошкольники  начинают понимать и ценить себя, воспринимать себя субъектом общения, а не объектом.

Дети  за столами работают парами, такая организация занятия позволяет воспитывать в них толерантность, вежливость, уважительное отношение к личному пространству другого человека.  

Формирование гендерной,  семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

       Образовательная область «Познавательное развитие»

Бумажная пластика развивает тактильную чувствительность, моторику

пальцев, пространственное восприятие, мышление, внимание, воображение, повышает исследовательский интерес и познавательную активность - все это способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Взаимодействие с материалом из бумаги позволяет уменьшить эмоциональное напряжение, снизить страхи.  Дети не боятся испортить работу, они знают, что можно легко все исправить. Работа с рванной, мокрой, жёванной, масса из бумаги служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне. Во время творческих занятий дошкольники расслабляются, избавляются от негативных мыслей и напряжения. В результате нервная система укрепляется, исчезает обидчивость и агрессивность.

      Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

   Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

По мере освоения техники папье-маше обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Дети учатся высказывать свое эмоционально-эстетическое суждение, рассказывать о своих эмоциональных переживаниях, создавать оригинальные творческие замыслы.

   Образовательная область «Физическое развитие»

Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков,  формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

2.2. Описание структуры Программы, ее форм, способов, методов и средств реализации.

           

       Программа реализуется в форме творческого объединения детей.

Данная программа творческой направленности предназначена  для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) желающих создавать красивые изделия. Количество обучающихся в группе 10  человек.

Наличие программы является основным условием ее реализации, она рассчитана на пять лет.

     Режим работы вне занятий, один раз в неделю во вторую половину дня, длительностью 20 – 25 минут в зависимости от возраста и психологических особенностей детей.

     В качестве опорных знаний используется материал, полученный на занятиях изобразительной деятельностью.

Используя данную технику, необходимо соблюдать следующие условия работы:

  • согласие и желание ребенка;
  • наличие специальной подготовки педагога, творческий подход к проведению  занятий;
  • отсутствие аллергии на пыль от сухой бумаги, клея, кожных заболеваний и порезов на руках.

Формы занятий: 

беседы, игры, театрализация, теоретический материал, практические занятия, встреча с интересными людьми, экспериментальная и познавательно – исследовательская работа.

Виды занятий: 

техника изготовления из пропитанной клейстером бумаги,       лепка из пластилина, декоративная работа, аппликация, рисование, иллюстрирование освоение возможностей художественных материалов,  коллективное творчество.

Структура занятия:

каждое занятие разделено на три этапа: вводный, основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).

Вводный этап (Приветствие с релаксационным компонентом)

Задачи:

  • создание положительного настроя на совместную работу,
  • установление эмоционального контакта.

Основной этап

Задачи:

  • формирование навыка саморегуляции,
  • расширение кругозора и общей осведомленности,
  • развитие познавательной сферы,
  • развитие творческих способностей, воображения и фантазии,
  • развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук,
  •  формирование стрессоустойчивости, стабилизации и гармонизации     эмоционального состояния.

Заключительный этап  (Ритуал прощания)

Задачи:

  • подведение итогов,
  • обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на     занятиях.

Методические  рекомендации и  приёмы:

  • Главное в кружке – создание условий для творческой увлеченности детей.
  • Эстетическое воздействие на детей: создание красивых изделий.
  • Экологическое воздействие: дать  старым газетам и ненужным бумажкам вторую жизнь.
  • Нравственное воздействие:  усилия окупятся сторицей: вы сможете сделать своими руками, вазы и декоративную посуду, посудку для куклы, игрушки, фигурки различных животных, маски для карнавалов, куклы и многое другое, что можно подарить друзьям, с чем можно играться детям.

Базовые способы и приемы работы по технике папье - маше

Папье-маше  легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т.

Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, клейстера, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью. Существует несколько технологий изготовления папье-маше:

  • Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.
  • Работа с тестом из бумаги. Другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.

Этапы работы:

1 этап – подготовка материалов (дети рвут бумагу на мелкие кусочки, берут основу и обклеивают бумагой 1- 2  слоями  без использования клейстера, последующие 2- 4 слои на основе клейстера)

2 этап – детская поделка по всему объёму смазывается клейстером и подвергается моделированию. Желаемая форма фигуры достигается путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов. В самых тонких местах работы должно быть 7-8 слоев бумаги. Поделку отложить и дать ей полностью высохнуть и отвердеть.

3 этап – отделение полученной формы от основы и грунтовка гуашью.

4 этап – роспись изделия гуашевыми красками или оформление  аппликацией.

Формы работы по кружковой работе

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Формы организации детей

Групповые

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Индивидуальные

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр,

Наблюдение,

Консультации, рекомендации

Участие в конкурсах, выставках,

Экспериментирование

рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства,

игры: дидактические, строительные, сюжет.

Тематические досуги

Проектная деятельность.

Рассматривание привлекательных объектов природы

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Конструирование из песка

Обсуждение произведений искусства, средств выразительности и др.

Саздание коллекций

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Рассматривание эстетически привлекательныхобъектов природы, быта, произведений искусства

Самостоятельная

изобразительная деятельность.

Консультации.

Участие в конкурсах, выставках.

Совместное творчество с детьми.

                                 III. Организационный раздел

                              ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

                                   ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

                                               (2020 – 2021 Г.)

Тема.

Содержание работы.

                                                         СЕНТЯБРЬ

1 - 2

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство России, других стран и народов.

Папье-маше.

Основные и прикладные материалы.

Техника безопасности.

Знакомство с художественными промыслами России.

История возникновения папье-маше.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для папье-маше.

Знакомство с безопасностью во время работы над созданием игрушек и изделий из папье-маше

3 - 4

Тарелочка для кукол

Изготовление и украшение готового изделия.

ОКТЯБРЬ

1 - 2.

7.

«Овощи на грядке».

Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности  заготовки

Создание 7 слоёв из бумаги и клея ПВА. Просушка.

3- 4

Украшение готового изделия красками и бросовым материалом

Раскраска овощей.

НОЯБРЬ

1 - 2

Изготовление вазы для цветов

Изготовление лепной массы (рваная бумага с клейстером)

Лепка ваз из готовой массы.

3 - 4

Украшение, роспись.

Грунтовка  вазы, выбор рисунка, нанесение контура рисунка на вазы.

Раскраска ваз.

ДЕКАБРЬ

1 - 2

Шар как  ёлочная игрушка.

 

Приемы изготовления и оформления .

Обрыв бумаги.

Намажем шар вазелином.

Выкладывание первых 2  слоев  папье-маше  из обычной бумаги.

Наложение  6 – 8 слов рваной бумаги на клей.

Просушка в течение 5-6 часов.

3 - 4

Подбор рисунка, росписи, красок.

Роспись  изделий.

Отделяем папье-маше от шара. При необходимости все неровности грунтуем.

Роспись игрушки Украшение шара.

Доводка украшения как подвесного. Крепёж  ушка и нитки (бечёвки).

ЯНВАРЬ

1-2

Изготовление подноса

Обрыв бумаги и наложение ее по всей поверхности подноса на мокрый слой.

Просушка.

Создание 3 слоёв из бумаги и клея ПВА.

Просушка. Создание еще 3 – 5 слоев из бумаги и клея ПВА. Просушка

3 - 4

Украшение подноса

Роспись подноса под «гжель»

ФЕВРАЛЬ

1 - 2

«Бусы для мамы»

 Изготовление лепной массы (рваная бумага с клейстером)

Лепка бус из готовой массы.

3 - 4

Украшение  бус

Украшение  без грунтовки и без краски. Делается отверстие под нитку.

Покрытие цветной краской, бумагой приемом аппликации.

МАРТ

1 - 2

Изготовление  дидактических игрушек (лягушка, рыбка, лошадка…)

Обрыв бумаги и наложение ее по всей поверхности игрушек  на мокрый слой.

Просушка.

Создание 3 слоёв из бумаги и клея ПВА.

Просушка. Создание еще 3 – 5 слоев из бумаги и клея ПВА. Просушка

3 - 4

Раскрашивание игрушек.

АПРЕЛЬ

1 - 2

3 - 4

Изготовление игрушек -животных для театра игрушек по сказке «Два жадных медвежонка».

Обрыв бумаги и наложение ее по всей поверхности игрушек  на мокрый слой.

Просушка.

Создание 3 слоёв из бумаги и клея ПВА.

Просушка. Создание еще 3 – 5 слоев из бумаги и клея ПВА. Просушка

Снятие с формы.

Роспись и украшение изделий по своему усмотрению.

Изготовление декораций к сказке.

5

Изготовление пасхальных яиц

Изготовление с помощью воздушного шара.

Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея.

Наложение  6 – 7 слоев с клеем ПВА.

Просушка 5 – 6 часов.

Создание 4 слоёв из бумаги и клея ПВА.

Просушка. Покраска

МАЙ

1 - 2

Стаканчик для карандашей.

Салфетницы.

Обрыв бумаги и наложение её по всей поверхности формы без клея.

Наложение  6 – 7 слоев с клеем ПВА.

Просушка 5 – 6 часов.

Создание 4 слоёв из бумаги и клея ПВА.

Просушка. Покраска

3 - 4

Оформление готового изделия.

Выставка детских работ.

 Раскрашивание .

Оформление выставка детских работ за отчетный период.

3.2.  Особенности организации предметно-пространственной среды.

Кружковая работа проводятся в групповой комнате детского сада – это светлый, просторный, хорошо оборудованный кабинет с удобной мебелью для занятий прикладным творчеством, с материально – техническим оснащением, с постоянно действующей и обновляющейся выставкой детских работ.

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Для успешной реализации программы необходимы:

 Материалы: газетная и тетрадная бумага, клейстер или клей ПВА, вазелин для смазывания твердых поверхностей, воздушные шары, пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисточка, гуашь или акварель, бесцветный лак, бросовый или природный материал.

Инструменты: острый нож, ножницы, кисточки, емкости для приготовления клейстера, наждачная бумага, тряпичные салфетки,

  • Дидактический материал:
  • конспекты занятий;
  • образцы изделий;
  • образцы эскизов для самостоятельной работы;
  • образцы изделий из папье-маше;
  • презентации, фильмы, специальная литература (журналы, книги)

Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.

Приложение

Примерные конспекты занятии

Тема: «Декоративное блюдо

 Цель занятия: Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с бумагой.

Материалы и инструменты: большое керамическое или фарфоровое блюдо в качестве формы, газеты; клейстер или обойный клей, кисточка; белая водоэмульсионная краска, трехслойные бумажные салфетки с узором; клей пва, лак; ножницы

Ход занятия:

- Сегодня мя с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его. А теперь мы отправляемся на выставку тарелок (Рассматривание экспонатов выставки).- А на память о нашем сегодняшнем посещением выставки я хочу предложить вам украсить свою тарелку.- Можно будет есть из такой тарелки? Нет. Тарелки, которые изготавливают не для еды, а для красоты, называются декоративными.

- Декоративной тарелкой можно украсить кухню. Детям предлагаются тарелки и бумага.  1/ блюдо смазать вазелином и наложить первый слой бумаги, затем оклеить всю поверхность 7-10 бумажными слоями.

2/ дать изделию хорошо высохнуть и вынуть из формы.

3/ поверхность блюда покрыть слоем клея пва и дать ему высохнуть.

4/ покрыть блюдо краской и просушить его.

Тема: «Подставка для карандашей»

Цель занятия: Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с бумагой.

 Материалы и инструменты: стеклянный стакан, любой формы; газеты, клейстер или обойный клей; кисточка, вазелин; макетный нож,

разноцветный бисер; белая краска, лак; железный груз (большая металлическая гайка). ход работы

 1/ стеклянный стакан смазать вазелином и оклеить слоями бумаги. всего наложить 12 слоев и оставить изделие до полного высыхания/

 2/ высохшее  папье-маше  аккуратно разрезать вдоль пополам макетным ножом и извлечь стеклянный стакан/

3/ папье-маше  снова сложить и соединить половинки полоской бумаги; проклеивая изделие снаружи и изнутри. нанести 2–3 слоя бумаги и оставить до полного высыхания

 4/ макетным ножом подровнять край бумажного стакана и покрыть изделие краской/ дать ей высохнуть.

5/ смазать поверхность изделия клеем пва и посыпать слоем бисера. просушить

 6/покрыть работу лаком и дать ему высохнуть

Педагогическая диагностика.

Для диагностики составляются таблицы, куда фиксируются данные наблюдений за детьми во время посещения ими творческого объединения. Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками педагог фиксирует в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей. Таблица 1

Ф.И ребёнка

Содержание деятельности

Кол-во детей овладевших деятельностью

Начало года

Конец года

1

Умение принять цель деятельности.

2

Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

3

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место.

4

Использование пооперационных карт.

5

Умение самостоятельно изготавливать сувениры, поделки, расписывать их

6

При декоративной росписи умение самостоятельно создавать оттенки необходимого цвета, грамотно выполнять элементы, знать технику выполнения этих элементов.

7

Умение правильно подбирать кисти и умело ими пользоваться

8

Сформированы следующие навыки: усидчивость, внимание, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, взаимопомощь, уважительное отношение к труду.

9

Освоение несложных приемов хохломской, гжельской, жостовской росписи, изучение орнаментальных сюжетных видов.

10

Умение самостоятельно и с пользой организовать свой досуг.

11

Умение работать в коллективе

12

Умение оказывать взаимопомощь

13

Правильно ли оценивает себя, других.

14

Количество детей в группе.

Данные таблицы  используются при определении, по итогам каждого этапа, уровней основания ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт.

Таблица 2

Уровни

начало

года

конец года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.



Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.



Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.



Количество детей в группе

Второй этап деятельности творческого объединения предполагает:  постепенную смену позиции воспитателя,  (от активной, обучающей – к позиции партнера по совместной деятельности) и активизации позиции ребенка,  как субъекта деятельности, проявляющего творческие способности.

Используемая литература:

1. В.Д.Першина. Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше.

2.И.Лыкова Моделирование из рваной бумаги. Папье-маше

3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Рабочие программы по дополнительному образованию и кружковой работе (структура, технология составления)

Рабочие программы по дополнительному образованию и кружковой работе (структура, технология составления)...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе на 2017 - 2018 учебный год «РАДУГА»

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе разработана в соответствии с парциальной программой И.А.Лыковой "Программа...

Муниципальный профессиональный конкурс педагогического мастерства. Программа для доп. образования по кружковой работе "Поделки-самоделки из папье-маше"

      Разработанная данная  программа «Поделки – самоделки из папье - маше» работа кружка  вызвана тем, что в условиях введения ФГОС ДО для решения за...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.

Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...