Паспорт проекта "Тряпичная кукла" разработанный для детей средней группы.
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Заярко Светлана Александровна
Одним из негосударственных символов России является - тряпичная кукла. Издревне на Руси такую куклу мастерили из подручных материал, начиная с младенческого возраста ребенка. В разном возрасте изготавливались разные куколки. Самую первую мастерила мать из своего платка, бережно укладывая ее в колыбельку малыша, для того, что бы он мог впитывать родной запах и быть спокоен пока мама нет рядом. Подрастая дети сами делали себе куколок. С каждым годом улучшая свое мастерство, делая более искусные наряды.
 
Тряпичная кукла помогала ребенку социализироваться, понять как устроен быт и какие есть особенности культуры его края.
 
В наше время, возрождая традиции русского народа, мы даем детям возможность более глубоко проникнуться семейными ценностями. Ведь взяв в руки тряпичную куклу, ребенку так и хочется играть в "дом", "семью", "свадьбу"...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Паспорт проекта «Тряпичная кукла.» Воспитатель: Заярко Светлана Александровна Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Сертоловский сад комбинированного вида №3 Всеволожского района Ленинградской области

Слайд 2

Позиция паспорта Содержание Название проекта «Тряпичная кукла » Авторы проекта Воспитатели: Заярко С.А. Направленность (соотнесение с предметной областью) Народное творчество Участники проекта Дети средней группы и их родители, воспитатели Сроки реализации (дата начала – дата окончания) 01.11 – 30.11.202 4 г. Цель проекта Повышение уровня нравственного и познавательного воспитания детей Краткое описание - ознакомительная консультация для родителей о проекте, провести занятия познавательного цикла, - организовать творческую деятельность детей Продукты проекта рисование, аппликация, создание тряпичной куклы, русские народные игры, - этнографический мини – музей «Народная кукла и предметы быта », - проведение мастер класса .

Слайд 3

СТРУКТУРА ПРОЕКТА: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Актуальность проекта 1.2 Цели и задачи 1.3 Ожидаемые результаты и форма предъявления 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Учебно-тематический план 2.2 Содержание 2.3 Модель трех вопросов для детей 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Календарно-тематическое планирование 3.2 Выводы по проекту 3.3 Использованные источники

Слайд 4

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Актуальность проекта : связана с формированием основ общей культуры дошкольника, развитием познавательного интереса к нетрадиционным символам России, а именно, тряпичкой кукле для повышения уровня нравственного и патриотического воспитания в рамках требований Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 64, п.1). 1.2 Цели и задачи Цель проекта: создать условия для формирования культурных ценностей, знаний детей о нетрадиционных, негосударственных символах России ( «Тряпичной кукле »). Задачи проекта: - образовательные : обобщить знания детей о негосударственных символах России в лице тряпичной куклы, систематизировать представления детей о старинных традициях изготовления тряпичной куклы на Руси, сформировать представление о значении тряпичной куклы на Руси, вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми. - развивающие: развить познавательную способность детей активно включая в познавательно поисковую деятельность, развивать чувство семейного сплочения. - воспитательные: воспитывать уважительное отношение детей к предметам декоративно прикладного искусства, Воспитывать умение проявлять интерес и заботу к историческому прошлому нашего народа.

Слайд 5

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.3 Ожидаемые результаты и форма предъявления: уточнение и дополнение знаний о представленных негосударственных символах России (тряпичной кукле) и историческом прошлом нашего народа; формирование познавательного интереса отношениям, поведению людей, стремлению их осмыслить, оценить в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; умение слушать и уважать мнение других людей; проявление любознательности и интереса к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и приобретению своего места в семье и обществе; обогащение активного словаря; формирование творческих способностей; воспитание чувств любви и гордости за свою родину; интерес к теме проекта в последующие дни; Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО в вопросах духовно нравственного воспитания детей; проявление активности в пополнении предметно-познавательной среды родителями; развитие чувства сплоченности между воспитателем, родителями и детьми; продуктивное сотрудничество между участниками проекта; Повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях внедрения ФОП; Нахождение эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 6

2. Содержательный раздел 2.1 Учебно-тематический план проекта № Дата Этап проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 04.11.2024 проблематика проекта беседа с детьми ответы на вопросы высказывания 2 06.11.2024 знакомство с негосударственными символами России беседа на основе методической разработки (проекта) высказывания детей 3 08.11.2024 13.11.2024 20.11.2024 чтение сказок про тряпичную куклу выразительное и эмоциональное прочтение слушание 4 11.11.2024 Рисование стимуляция р азвитие воображения работа с карандашами, создание индивидуального образа куклы 5 15.11.2024 Аппликация объяснение важности порядка действия в работе работа с материалами 6 22.11.2024 Вышивание крестиком объяснение хода работы с вышивкой работа с пяльцами , иголкой и ниткой 7 25.11.2024 Мастер класс «Тряпичная кукла », создание куклы « Пеленашки » , выучивание русской народной колыбельной, игры организация творческой атмосферы Дети создают куколку своими руками из лоскутков ткани, поют, играют в русские народные игры. Итого Общее количество часов по проекту – 5 часов

Слайд 7

2.2 Содержание Содержание образовательного процесса: -физическое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие . Содержание проекта : провести занятия познавательного цикла , организовать творческую деятельность детей рисование, вместе с детьми изготовить индивидуальные работы: аппликация (понятие многослойности ) «Одень куколку», привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления создание в группе мини – музея «Народная кукла и предметы быта», - ознакомительная консультация для родителей о проекте, чтение авторских произведений, заучивание русских народных колыбельных - проведение мастер класса по созданию тряпичной куклы; - дидактические игры: «Народные промыслы», «Собери русскую тряпичную куклу», «Продолжи пословицу», «Четвертый лишний»; подвижные игры: «Ручеек», «Заинька серенький, да заинька беленький», «Утка шла по бережку»; - сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дом»; - настольные игры: «Лабиринт», пазлы «Тряпичная кукла», «Разрезные картинки», «Мемо Матрешка»;

Слайд 8

2.3 Модель трех вопросов для детей Что я знаю? Что я хочу узнать? Как я могу узнать? Соня – кукла хранительница, держит в руках золото и добро; Вика – с ней можно купаться на море; Агата – куклы бывают разные; Тимофей –ее можно сделать самому; Артем – у куклы руки умеют двигаться, их можно подкидывать и ловить; Мира, Даня, Алиса – ничего не знаем; Мирон – их нельзя продавать. Соня – где она живет? Вика – как ей играть? Мира –все хочу узнать; Мирон – где их можно купить? Тимоша –какие куклы бывают? Артем – из чего их делают? Соня, Мира – я не знаю; Агата – можно прочитать в книге; Вика – спросить у мамы; Мирон – спросить у продавца; Артем – посмотреть в телефоне.

Слайд 9

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Календарно-тематическое планирование Дата календаря Что может быть Время 04.11.24г. Беседа с детьми - мотивация к активности (действию) 20 мин 06.11.24г. Беседа -знакомство с тряпичной куклой (внесение в группу музейных экспонатов кукол) как негосударственных символов России, игра 60 мин. 08.11.24г. Чтение авторских произведений. 30 мин. 11.11.24г. Рисование = обсуждение 20 мин. 13.11.24г. Чтение авторских произведений. 30 мин 15.11.24г. Аппликация – деятельность + обсуждение с детьми. 20 мин 20.11.24г. Чтение авторских произведений . 30 мин 22.11.24г. Вышивка крестиком = обсуждение. 20 мин 25.11.24г. Мастер класс «Тряпичная кукла» . 90 мин. Итого: 320 мин.

Слайд 10

3.2 Выводы по проекту : В результате проведенной работы было отмечено: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, художественную, музыкально-игровую). у детей сформировались устойчивые представления о негосударственном символе России – тряпичной кукле; дети проявляли живой интерес и желание играть, пополнили свои знания о материалах из которых создавались куклы, разнообразили словарный запас, научились придумывать разные сюжетные игры с использованием кукол, смогли самостоятельно создать свою куклу и элементы одежды, а так же изучили традиции создания народной куклы и проявили высокий интерес к историческому прошлому нашего народа. отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

Слайд 11

3.2 Используемые источники: Личные консультации с узконаправленными специалистами: Гурвиц Людмила Витальевна – кукольница; Маркова Лариса Федоровна Чернышова Юлия Анатольевна 3.3 Литература для родителей и детей: 1. Дайн Галина «Игрушка в культуре России» коллекция книг: 2 книга « Сергиев Пасад – столица русской игрушки»; 4 книга « Тряпичная кукла. Лоскутные мячики »; 2 . Мишина М.А. «Ляльки. Куклы. Куклаки .»; 3 . Кирюшатова Татьяна цикл сказок о народных куклах: Куколка-стригушка https://todar.ru/proizvedeniya/item/8323-kukolka-strigushka-skazki-o-narodnykh-kuklakh Филипповка https://todar.ru/proizvedeniya/item/8321-kukla-filippovka-skazki-o-narodnykh-kuklakh Неразлучники https://todar.ru/proizvedeniya/item/8322-nerazluchniki-skazki-o-narodnykh-kuklakh 4. Ченышева Юлия Анетольевна народные колыбельные: https://vk.com/audio?performer=1&q= юлия%20Чернышова%20настоящие%20колыбельные

Слайд 12

Продукты проекта МИНИ-МУЗЕЙ

Слайд 13

Продукты проекта Знакомство

Слайд 14

Продукты проекта Рисование

Слайд 15

Продукты проекта Аппликация

Слайд 16

Продукты проекта Вышивка крестиком

Слайд 17

Продукт проекта Дидактические игры

Слайд 18

Продукты проекта Мастер-класс по созданию куколки « Пеленашки »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада

Закреплять знания цветового спектра у детей.Учить детей рисовать радугу.Учить различать цвета теплые и холодные тона....

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию «Сызрань - славный город» для детей средней группы

ТИП ПРОЕКТА: ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ...

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.Этот проект значим для всех его участников:Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.Педагоги: продолжение...

Паспорт творчески – познавательного проекта для детей средней группы «Колокольчики!»

Среднесрочный, творческо-познавательный проект "Колокольчики"....

Паспорт познавательно-исследовательского проекта по становлению ценностей здорового образа жизни и овладению его элементарными нормами и правилами для детей средней группы и их родителей.

В течение недели с детьми средней группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т.д. Каждому...

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя....

Паспорт проекта по теме: «Безопасность детей в природе» /для детей средней группы/

В данном проекте отражена актуальность, поставлена цель , расписан план реализации проекта...