конспекты по художественно-эстетическому развитию
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Сайкина Ольга Сергеевна

Конспект занятия Тема: «Знакомство детей с Городецкой росписью».

 

Аппликация Тема: «Блюдо с фруктами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx152.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия Тема: «Знакомство детей с Городецкой росписью».

Программное содержание:

Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). 

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.

Методы и приемы:

Наглядные - Рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.

Словесные - Рассказ о городецкой росписи, прослушивание русской народной мелодии, чтение стихотворения «Город-сказка-Городец», объяснение воспитателя.

Практические - Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.

Здоровьесберегающие (игровые) - пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работаГородецкая роспись, листики, бутон, розан, купавка, ромашка.

Оборудование:

Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумага формата А4, краски, кисти, клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.

Ход ОД:

Вводная часть: В начале занятия дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики.

Основная часть:

Воспитатель:  расскажу вам об истории промысла.

        Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.

                                        Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

        Тут и блюда расписные

        Что известны в целом мире

        Поставцы и сундучки

        Коромысла с ведрами,

        Доски яркие, цветные

        И солонки расписные.

Я всегда, признаться, рада

Съездить в город Городец.

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

        Розы, травки и купавы

        Вырастают из-под рук

        Взглянешь – и полюбишь сразу

        И изделия, и краски

        Словно взятые из сказки.

Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками. Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, дужки.

Воспитатель: Понравилась вам наша выставка? Дети: Да!

Воспитатель: Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка? Дети занимают свои места за столами, которые расставлены так, чтобы видна была выставка. Рассматривание иллюстраций.

Повторение детьми названий (Городец, Городецкая роспись, оживка, подмалевок, бутон, розан, купавка, листья, ромашка).

Воспитатель: Так чем вам понравилась выставка?

Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.

Воспитатель: Из какого материала все эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид. 

Воспитатель: Какие краски используют мастера?

Дети: розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.

Воспитатель: Вот, посмотрите, какую красивую закладку для книг мы изготовим сегодня своими руками. На ней растительный узор из листьев и ромашки.

Рассматривание образца воспитателя.

Воспитатель: Давайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию.

Физминутка

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.

Показ воспитателя.

Воспитатель: Обратите внимание, что величина листьев в узоре разная. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:

1. Смешивание красок для получения нужного цвета.

2. Рисования основы – круга.

3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.

4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.

Вы помните, как сделать розовую, голубую и оранжевую краски?

Дети: Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую, для получения оранжевого - желтую и красную.

Воспитатель: Сначала давайте потренируемся рисовать листики и ромашку на отдельном листе бумаги, а потом на закладке.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Чтоб  красиво  рисовать

Надо  с  пальцами  играть

Вот- большой ,вот этот –средний,

Безымянный  и  последний

Наш  мизинчик-малышок.

У-у-у указательный  забыли

Мы  рога  козы  покажем

И рога  оленя  даже,

Ушки  зайки не забудем,

Пальчиком  водить мы  будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя

(во время занятия обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.). Звучит русская народная мелодия.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети: На выставке мастеров городецкой росписи.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров. 

Воспитатель: Чему мы научились?

Дети: рисовать узоры из листиков и ромашки. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи ( листики, купавка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?

Дети: Всё!

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые закладки мы с вами расписали! Вам нравится?

Дети: Да!   Поощрение детей. Рассматривание готовых работ.

Воспитатель: А какие работы нравятся больше всего? Почему?

Дети: ответы.

Воспитатель: Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Выставка работ.

Picture background

Аппликация ст гр. Тема: «Блюдо с фруктами»

Цель: Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы.

Образовательные задачи: формировать знания детей о фруктах, узнавать их по отличительным признакам, активизировать речь. Продолжать расширять словарный запас детей, развивать умение детей понимать обобщающие слова (фрукты). Закреплять умение логически мыслить при отгадывании загадок.

Развивающие задачи: развивать навыки вырезания, закрепить умение правильно и безопасно пользоваться ножницами. Совершенствовать навыки работы с бумагой, клеем. Развивать чувство композиции, творческие способности

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность в выполнении задания, трудолюбие, умение доводить работу до конца, аккуратность, испытывать положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Материал: кукла Катя, блюдо с фруктами, клей, кисточки, салфетки, ножницы, квадраты зеленого, красного, оранжевого цвета, прямоугольник желтого цвета, круг белого цвета. 

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, муляжей, загадывание загадок.

Ход ОД

I Вводная часть

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите к нам в гости пришла кукла Катя и что – то принесла.

(дети подходят к столу, где стоит блюдо, накрытое салфеткой)

- Хотите посмотреть, что лежит под салфеткой? Посмотрите внимательно, что лежит на тарелке?        

- Правильно: апельсин, яблоко, слива, груша, виноград.

- А как можно все это назвать одним словом (фрукты)

- А теперь я предлагаю вам отгадать загадки

II Основная часть

Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают.

Загадки:

1.Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. (груша)

2.Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий. (апельсин) 

3.Для компотов и варенья

Очень этот фрукт хорош, 

4.Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы - панамочки

Прячутся в зной (яблочки)

Воспитатель:

Молодцы. ребята, правильно отгадали загадки.

- Дети, кукла Катя мне что – то говорит! Она говорит, что у нее скоро день рождения, она пригласила много гостей, а фруктов у нее мало на всех.

- Давайте поможем Кате, вырежем фрукты из бумаги? (Ответы детей)

Воспитатель: Присаживайтесь за столы (дети садятся за столы)

- Перед тем, как приступить к работе, мы с вами поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик апельсин (поочерёдно разжимают пальчики,

Он, конечно, не один (начиная с большого)

Этот пальчик слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик абрикос

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик груша

Просит«Ну – ка, скушай»

Этот пальчик ананас

Фрукт для вас и для нас (дети показывают на себя)

Воспитатель:

А теперь посмотрите внимательно, перед вами лежит круг белого цвета – это тарелочка, вам нужно наклеить на нее фрукты.

Посмотрите, что еще у вас лежит на столах? (дети называют геометрические фигуры: квадрат зеленого цвета, прямоугольник желтого цвета, квадрат оранжевого цвета, прямоугольник фиолетового цвета)

- Правильно, а что мы вырежем из зеленого квадрата? (Яблоко)

- А из квадрата оранжевого цвета? (Апельсин)

- Из прямоугольника желтого цвета? (Грушу)

- Что нужно сделать, чтобы из квадратов зеленого и оранжевого цвета получились яблоко и апельсин?  (Ответы детей.)

 - Правильно, у квадратов нужно срезать углы, закруглить их (Воспитатель показывает приёмы   вырезания предмета круглой формы из квадрата)

- А как мы из прямоугольника желтого цвета вырежем грушу? (Воспитатель показывает приёмы   вырезывания предмета из прямоугольника)

Также показывает приемы вырезывания сливы из прямоугольника фиолетового цвета.

Воспитатель:  Кто мне напомнит правила техники безопасности при работе с ножницами? (дети отвечают: не размахивать ножницами, держать прямо, не кидать, передавать кольцами вперед)

Физкультминутка.

Будем мы варить компот (изобразить левой      рукой «кастрюлю», а правой рукой «помешиваем»)

Фруктов нужно много. Вот. (вытянуть руки перед собой.)

Будем яблоки крошить, (правым ребром ладони постукивать по левой)

Грушу будем мы рубить, (левым ребром ладони постукивать по правой)

Отожмем вишневый сок, (правой рукой сжимаем левую в кулачок и наоборот)                                                                                               

 Банан положим и песок, (руки вытянуть вперед, ладони сложить (горстью изобразить пальцами посыпание)

Варим, варим мы компот (изобразить "кастрюлю" и "помешиваем)

Угостим честной народ. (вытянуть руки перед собой)

Дети вырезают фрукты, затем красиво располагают на тарелочке и наклеивают

Воспитатель:  

 - Клей наносим аккуратно, излишки клея убираем салфетками.

III Заключительная часть

По окончании наклеивания, воспитатель предлагает оставить

работы на столах, пройтись и посмотреть какие красивые получились у детей тарелочки с фруктами. Какая работа понравилась больше и почему?

 - Дети, вам нравятся свои работы? Какое у вас сейчас настроение?   (Ответы детей)

 - Вы сегодня молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность во второй младшей группе «Весенняя капель»

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность  во второй младшей группе «Весенняя капель&raq...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект По художественно-эстетическому развитию. Художественный труд. «Дизайн игр и игрушек. Салон «Друг детства». «Бумажные кораблики»

Цель:Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей подготовительной группы, в процессе создания картины, используя бумагу.Задачи:• Совершенство...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...

Конспект по художественно-эстетическому развитию, тематический блок «Художественная литература ». Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»

На занятии дети знакомятся с русской народной сказкой "Хвосты". Применяется метод моделирования для запоминания сказки и для проявления творческих способностей.....