Мастер-класс для педагогов «Бумагопластика – как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
консультация по аппликации, лепке

Ласточкина Оксана Сергеевна

«Рука – это своего рода внешний мозг».

Э. Кант

Бумага— универсальный материал, доступный в любом детском саду, разнообразный по текстуре и цвету.

Бумагопластика – это вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в моделировании из бумаги объёмных композиций на плоскости и фигур за счёт таких качеств бумаги как пластичность и способность сохранять заданный объём. Это современный и очень увлекательный вид искусства, синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование и конструирование (моделирование) из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Колокольчик»

Мастер-класс для педагогов

«Бумагопластика – как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель:

Ласточкина Оксана Сергеевна

2025

Цель: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной  технике  аппликации в развитии мелкой моторики  и  творчества дошкольников.

Задачи: Познакомить педагогов с  видами аппликации в технике «бумагопластика», показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

«Рука – это своего рода внешний мозг».

Э. Кант

Бумага — универсальный материал, доступный в любом детском саду, разнообразный по текстуре и цвету.

Бумагопластика – это вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в моделировании из бумаги объёмных композиций на плоскости и фигур за счёт таких качеств бумаги как пластичность и способность сохранять заданный объём. Это современный и очень увлекательный вид искусства, синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование и конструирование (моделирование) из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. 

Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности:

- творческие,

- конструктивные,

- оформительские,

- организаторские.

Доступный материал, несложные техники выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.

Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. 

Решаются и другие важные педагогические задачи: 

- развитие мелкой моторики пальцев рук,

- внимания,

- усидчивости,

- усердия,

- аккуратности,

- сотрудничества и многое другое.

Бумага – это самый простой, доступный и легко обрабатываемый материал. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства, начиная от простого постепенно переходя к сложному.

В ходе работы с бумагой в различных техниках ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. 

В младшем возрасте мы знакомимся с аппликацией (отрезной, обрывной, объемной, сюда же можно отнести скатывание шариков (бумажных комочком) из салфеток или гофрированной бумаги).

В старшем дошкольном возрасте начинается знакомство с более сложными техниками, такими как:

Торцевание – это вид бумажного творчества переживает второе рождение. Это необычная аппликативная мозаика, создаваемая из кусочков гофрированной бумаги небольшого размера или простых столовых салфеток.

«Бумажная петля» - вид аппликации, выполненной из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

Гладкое папье-маше («ленивое папье-маше»). В переводе с фр. «жеваная бумага». Это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и клея ПВА. Масса выкладывается на основу в заранее подготовленный контур и, после высыхания, раскрашивается.

Бумагомятие — это одна из техник, при которой сминают целый лист бумаги или его часть, а затем расправляют и выкладывают по контуру рисунка, нанесённого на картон. При этом края бумаги подворачивают внутрь из смятой определенным образом бумаги получаются фигуры животных.

Квиллинг («птичье перо») – искусство скручивать длинные и узкие полоски в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Айрис-фолдинг – складывание полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.

Модульное оригами – техника создания объемных фигур из модулей (целая фигура собирается из множества одинаковых частей – модулей.

Плетение из бумажных трубочек – бумага наматывается на спицу определенным образом и из готовых трубочек плетутся различные изделия.

Конструирование - это направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки выполняются из нескольких частей – модулей, которые могут сложить даже дети средней группы.

Существует еще много нетрадиционных техник и одна из таких техник- создание аппликаций и поделок из гофротрубочек.

Это техника, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумагиГофротрубочки получаются путём накручивания бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования. Используя эту технику можно создавать множество разных объемных поделок и аппликаций: поздравительные открытки, корзинки и тортики, зайчики и избушки на курьих ножках, яркие букеты и новогодние ёлочки.

Для создания аппликации из гофротрубочек нам понадобится следующие материалы:

- Гофрированная бумага зеленого, желтого и красного цвета;

- Спицы;

- Ножницы;

- Картон белого цвета;

- Клей ПВА или клей-карандаш.

Из какой именно гофрированной бумаги делать гофротрубочки?

Мы будем мастерить из тонкой, мягкой, сжатой в мелкие складочки бумаги. Она называется гофрированной (от фр. gaufrer) или крепированной, креповой, креп-бумагой (от англ. crepepaper).

Плотность у гофрированной бумаги может быть от 32 гр/м² до 180 гр/м² . Для детского творчества подходит бумага низкой плотности (32 гр/м²). Она мягкая на ощупь, гибкая, легко растягивается.

1этап: Скручивание гофротрубочки.

Скрутим двойные гофротрубочки из прямоугольников гофрированной бумаги зеленого, желтого и красного цвета.

Необходимо сделать 4 зеленых, 2 желтых и 2 красных двойных гофротрубочки, которые в дальнейшем мы будем резать.

Чтобы скрутить гофротрубочку нам потребуются две спицы, прищепка и полоска гофробумаги.

Мы используем спицы диаметром 3 мм.

Ширина полосы бумаги для скручивания трубочки может быть разной – 10 см, 12 см и больше. Всё зависит от толщины спицы, которую вы собираетесь использовать. Чтобы трубочка была упругой и не проминалась, гофробумага должна три-четыре раза обернуть спицы. При большем количестве оборотов будет трудно сжать трубочку. Если гофробумага слишком мягкая, то можно сделать полоску шире. Длинна полоски бумаги так же может быть разной – зависит от вашей задумки, но проще и легче всего крутить трубочки из полосок 20-25 см. Их возможно удлинить, склеивая в стык и возможно укорачивать, разрезая на нужные вам отрезки.

Готовые полоски  бумаги  нарезаны вдоль линии гофрировки шириной 10 см (для спицы 3 мм).

Сложим полоску пополам, чтобы наметить линию середины (поначалу это необходимо, потом вы сможете определять середину на глаз). Положим спицу на край полоски (ограничитель спицы должен быть за поверхностью стола) прижмём спицу к бумаге. Скрутим трубочку до отмеченной линии. Зажмём трубочку прищепкой.

Повернём полоску другой стороной к себе и приложим вторую спицу. Накрутим другую сторону полоски на вторую спицу.

Снимем прищепку, подкрутим трубочки так, чтобы спицы прижались
друг к другу.

Возьмём трубочку двумя руками за середину и небольшими движениями одной руки начнём сжимать бумагу к центру. Переставляя пальцы, продолжаем сжатие. Так же поступаем со второй стороной.

Полностью сжатая гофротрубочка будет в три раза короче полосы,  таким образом 25 см бумаги сжались до 8 см. Теперь можно вытянуть спицы.

У гофротрубочки есть лицевая и изнаночная сторона. Будьте внимательны, на лицевой стороне два валика и бороздка (ложбинка).

В работе трубочку можно будет слегка растянуть. Будем считать такую трубочку (8-10 см) стандартной для удобства подсчёта количества необходимого материала.

2 Этап: Работа с готовыми гофротрубочками.

Из двойных гофротрубочек сделаем одинарные.

Одинарная гофротрубочка нам понадобится для изготовления листьев и цветов.

Одинарную трубочку сделать очень просто – надо слегка расширить бороздку двойной трубочки и разрезать её по всей длине.

Одинарная трубочка не раскрутится, она также держит форму, как и двойная. А неровный край среза всегда можно скрыть при приклеивании трубочки к основе.

На готовом шаблоне начинаем собирать наш рисунок.

Вначале сделаем зеленые веточки:

Разрежем 4 двойные зеленые гофротрубочки на одинарные. Две одинарные оставляем целыми, а остальные разрезаем на 4 части.

Приклеим одинарную гофротрубочку на фон.

К ней с обеих сторон приклеим короткие отрезки. Получаем одну веточку.

Сделаем вторую веточку аналогичным способом.

Затем разрежем желтую двойную гофротрубочку на одинарные. А одинарные разрежем на кусочки 0,5 см. Из них мы сделаем цветочки.

Склеим две красные двойные гофротрубочки в стык и отложим их пока в сторону.

Начинаем собирать рисунок по шаблону.  Клей наносим точечно по капельке на изнаночную сторону трубочек (место разреза) и слегка прижимаем к основе, фиксируя на 3-5 секунд, гофрированная бумага очень легко схватывается клеем ПВА, не давим, чтоб не смять трубочку. Собрав листья из зеленой бумаги располагаем желтые мини трубочки по своему усмотрению в виде бутона.

Из красной длинной двойной гофротрубочки сделаем восьмерку и украсим нашу открытку.

Таким образом, используя бумагу разных цветов, применяя готовые шаблоны или создавая свои, можно получить множество необычных и интересных вариантов для объемных аппликаций на разные темы.

А самые интересные и яркие работы получаются в результате синтеза разных приемов бумагопластики, использования самых разнообразных видов бумаги и объединяя разные техник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Бумагопластика – как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук»

Цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумаго...

Выступление "Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук."

Выступление "Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук."...

Выступление «Синельная проволока как один из методов для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский «Ру...

Мастер-класс «Bodi percussion (боди перкуссия) как средство развития чувства ритма, речи и музыкальности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей«Bodi percussion (боди перкуссия) как средство развития чувства ритма, речи и музыкальности у детей дошкольного возраста»...