Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилинография «Волшебные комочки» для детей 2 – 3 лет
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4
города Лебедянь Липецкой области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педсовета МБДОУ д/с №4 приказом от ________ №_____
протокол от _______ №___ заведующая МБДОУ д/с №4
______________ Е.Е. Мишина
Дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Пластилинография «Волшебные комочки»
для детей 2 – 3 лет
Срок реализации программы – 1год
Разработчик – воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ д/с №4 г.Лебедянь
Черникова С.А.
Лебедянь – 2020
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Сегодня все мамы и папы знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Одним словом, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит и быстрее развивается.
Почему так происходит? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Актуальность
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография «Волшебные комочки» (далее – Программа) – это увлекательная возможность развития речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью пластилинографии.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Такая деятельность способствует развитию фантазии, творческих способностей дошкольников.
Занятия пластилинографией часто носят коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, является эффективным средством развития креативности, как одного из ведущих условий развития гармоничной личности, способной к успешной социализации и обучению в школе.
Практическая значимость
Занимаясь пластилинографией, ребенок развивает умелость рук, укрепляет сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Кроме того, занятия пластилинографией помогают развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать творчески.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Пластилинография незаметно воспитывает малышей через изготовление подарков к праздникам (Рождество, День защитника Отечества, День 8 Марта, дни рождения) развивают чуткость и внимательность к своим близким, умение делать подарки и хранить в памяти общие воспоминания.
При организации совместной деятельности решаются важные задачи социально-коммуникативной направленности.
Цели и задачи
Цель Программы - развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Программа позволяет решать следующие задачи:
Обучающие:
-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
-Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
-Развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
-Развитие ответственности, аккуратности, формирование потребности в саморазвитии.
Воспитательные:
-Формирование коммуникативных способностей детей путем создания игровых ситуаций и проведения коллективных работ;
-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Отличительные особенности Программы
Направленность Программы по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – художественно-прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Ключевое понятие - «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.
Вид группы – профильный
Срок реализации Программы - 1 учебный год
Состав группы – постоянный
Набор в группу – свободный
Общее количество обучающихся – от 5 до 15 человек
Общее количество часов в год – 6 часов
Продолжительность занятий - 10 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по вторникам во второй половине дня с сентября по май текущего учебного года.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебные комочки» (далее – Программа) является модифицированной.
Этапы реализации Программы:
1. Подготовительный этап.
Изучение авторских подходов к пластилинографии. Подготовка технических средств. Разработка рабочей программы. Поведение входной диагностики с детьми.
2. Основной этап.
Организация и проведения занятий. Консультирование родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Проведение промежуточной диагностики.
3. Итоговый этап.
Оценка эффективности проведенной работы с детьми (проведение итоговой диагностики).
Оформление выставок детских работ.
Подготовка отчета о реализации Программы.
Возрастные психологические особенности развития детей от 2 до 3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.
Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского сада, и в точности повторяет характерные им позы, жесты, мимику, речь. Ролевая игра в жизни любого ребенка - показатель новой ступени в умственном развитии.
Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы - светит солнце, идет снег, дождь, гремит гром, на небе тучи; сегодня тепло, холодно, жарко и др. ; о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления о них; о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др. ; о некоторых трудовых действиях - пилить дрова, копать землю, мыть посуду, пылесосить ковер и т. д.
Ребенок в этом возрасте запоминает и правильно выполняет четыре-пять действий подряд, названных взрослым (подойти к столику, взять карандаш, принести его и положить на стол). Так же хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд. В три года малыш может после показа взрослого нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел карандаш, он вряд ли выполнит задание. Не забывайте, что в общении со взрослыми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Проявлять внимание, сочувствие к другим детям (отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему, т. е. развиваться воспитанным малышом.
Прогнозируемые результаты:
- у ребёнка развит интерес к творческой деятельности (творческая активность, владеет навыками культуры труда);
- усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии (раскатывание, сплющивание, размазывание);
- мелкая моторика развита на достаточном уровне (хорошо развита ручная умелость, аккуратность);
- сенсорные способности развиты на достаточном уровне (форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения);
Фонд оценочных средств (приложение №1)
Календарный учебный график
1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.
2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.
3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая 2020-2021 учебного года.
4. Возрастной состав обучающихся - 15 детей в возрасте от 2 до 3 лет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование учебного курса (модуля) | Кол-во часов |
«Пластилинография «Волшебные комочки» | 6 часов |
ИТОГО: | 6 часов |
Расписание занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по вторникам с 15.40 до 15.50
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Пластилинография «Волшебные комочки»
№ | Месяц | Тема | Кол-во часов |
1 | Сентябрь | 1.Волшебный пластилин (Поиграй-ка) 2. Воздушные шары 3. Украсим кукле платье 4. Бусы для Люси 5.Соберем витаминки | 1/6 1/6 1/6 1/6 1/6 |
2 | Октябрь | 1. Созрели яблочки в саду 2. Красивый мухомор 3. Овощи для засолки 4. Варим варенье | 1/6 1/6 1/6 1/6 |
3 | Ноябрь | 1.Пушистая тучка 2. Осеннее дерево 3. Ёжик 4.Дождик для цветочков | 1/6 1/6 1/6 1/6 |
4 | Декабрь | 1. Вырастала ёлка на горе 2. Новогодняя открытка 3. Елочка нарядная | 1/6 1/6 1/6 |
5 | Январь | 1.Елочка под снегом 2. Украсим Кате чашку 3. Рыбки в аквариуме | 1/6 1/6 1/6 |
6 | Февраль | 1.Снег идет 2. Мы делили апельсин 3. Снеговик 4. Утка с утятами | 1/6 1/6 1/6 1/6 |
7 | Март | 1.Самолет летит 2. Веточка мимозы в подарок маме 3. Вышла курочка гулять 4. Украсим туфельку | 1/6 1/6
1/6 1/6 |
8 | Апрель |
| 1/6 1/6 1/6 1/6 1/6 |
9 | Май | 1.Солнышко проснулось, детям улыбнулось 2.Травка для курочки 3. На лугу 4. Радуга-дуга | 1/6 1/6 1/6 1/6 |
Итого: | 6 часов |
Содержание учебного курса «Пластилинография «Волшебные комочки»
Сентябрь
Тема: «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)
Материал: пластилин разного цвета, стека, доска для лепки, фигурки из пластилина, сказочный герой.
Цель: Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
Тема: «Воздушные шары»
Материал: воздушный шарик, заготовки с нарисованными шарами, пластилин разного цвета, стека, доска для лепки.
Цель: Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
Тема: «Украсим кукле платье»
Материал: заготовка с нарисованным платьем, пластилин разного цвета, стека, доска для лепки, кукла, картинки с изображением платьев.
Цель: Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей, использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Продолжать обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику пальцев.
Тема: «Бусы для Люси»
Материал: плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4; пластилин желтого и красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки; разные бусы для образца.
Цель: закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
Тема: «Соберем витаминки»
Материал: плотный картон с контуром баночки с витаминами, размер 1/2 А4; пластилин желтого цвета; стека; салфетка для рук; доска для лепки; витамины для образца.
Цель: Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие.
Октябрь
Тема: «Созрели яблочки в саду»
Материал: плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4; пластилин красного или желтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей; салфетка для рук.
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Закрепить умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие.
Тема: «Красивый мухомор»
Материал: плотный картон в виде силуэта мухомора; пластилин белого цвета; картинки с изображением мухоморов; салфетка для рук.
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение мухомора. Закрепить умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Развивать образное восприятие.
Тема: «Овощи для засолки»
Материал: плотный картон с силуэтом банки, пластилин, картинки с изображением овощей, муляжи овощей, салфетка для рук, доска для лепки, стека.
Цель: Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
Тема: «Варим варенье»
Материал: плотный картон с изображением клубники, пластилин красного цвета, стека, доска для лепки, салфетка для рук.
Цель: Побуждать детей, передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды. Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
Ноябрь
Тема: «Пушистая тучка»
Материал: плотный картон в виде силуэта тучки; пластилин белого и синего цветов; картинки с изображением тучки; салфетка для рук.
Цель: Закрепить умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Развивать образное восприятие.
Тема: «Осеннее дерево»
Материал: иллюстрация осеннего пейзажа, пластилин (желтого, красного, оранжевого цветов), картон, доски для лепки, стека, салфетка для рук.
Цель: Формировать умение, детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
Тема: «Ёжик»
Материал: пластилин чёрного цвета, доска для лепки, стека, салфетка для рук, дополнительный материал (спички или зубочистки, бусинки).
Цель: Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
Тема: «Дождик для цветочков»
Материал: плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4; пластилин белого и синего цветов; картинки с изображением тучки; салфетка для рук.
Цель: Закрепить умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта, размазывать шарики кончиком (подушечкой) пальца. Развивать образное восприятие.
Декабрь
Тема: «Вырастала ёлка на горе»
Материал: плотный картон размером 1/2 А4, пластилин зелёного цвета, картинки с изображением ели, стека, салфетка для рук, доска для лепки.
Цель: Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
Тема: «Новогодняя открытка»
Материал:
Цель: Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.
Тема: «Елочка нарядная»
Материал: половина тонированного листа формата А4 голубого цвета с нарисованным стволом елочки. Пластилин зеленого цвета, красного, желтого. Образец готовой работы елочки.
Цель: Закрепление приёмов отщипывания и раскатывания пластилина между ладонями. Закрепление умения лепить аккуратно. Воспитывать умение слушать внимательно. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Январь
Тема: «Елочка под снегом»
Материал: половина тонированного листа формата А4 голубого цвета с нарисованным стволом елочки. Пластилин зеленого цвета, белого. Образец готовой работы елочки.
Цель: учить раскатывать комочек пластилина между ладонями прямыми движениями в цилиндр (колбаску); учить надавливать указательным пальцем на пластилиновую колбаску, прикрепляя ее к основе, располагать на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе; воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус.
Тема: «Украсим Кате чашку»
Материал: готовая форма чашки из плотного картона, пластилин, доска для лепки, стека, салфетка для рук.
Цель: Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Тема: «Рыбки в аквариуме»
Материал: плотный картон с силуэтом рыбки, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка для рук, картинки с изображением рыбок в аквариуме.
Цель: Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
Февраль
Тема: «Снег идет»
Материал: листы картона черного цвета по количеству детей; пластилин белого цвета; готовый образец работы.
Цель: Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями. Формировать умение детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.
Тема: «Мы делили апельсин»
Материал: пластилин жёлтого и оранжевого цветов, стека, доска для лепки, салфетка для рук, сказочные герои, картинки с изображением апельсина, муляж апельсина.
Цель: Закреплять умение, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов. Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.
Тема: «Снеговик»
Материал: картон голубого цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка для рук, игрушка снеговик.
Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года; осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания; стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление работы «бросовый» материал дл создания поверхностей в изображаемом объекте; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла.
Тема: «Утка с утятами»
Материал: пластилин, доска для лепки, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением утки с утятами.
Цель: Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утёнка).
Март
Тема: «Самолет летит»
Материал: плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков, солнца, размер 1/2 А4; пластилин серого и желтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением самолета или самолет-игрушка.
Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.
Тема: «Веточка мимозы в подарок маме»
Материал: плотный картон с силуэтом веточки, пластилин жёлтого цвета, стека, доска для лепки, салфетка для рук, картинка с изображением веточки мимозы.
Цель: Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
Тема: «Вышла курочка гулять»
Материал: плотный картон с силуэтом курочки, пластилин жёлтого цвета, стека, доска для лепки, салфетка для рук.
Цель: Продолжать формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
Тема: «Украсим туфельку»
Материал: плотный картон с силуэтом туфельки, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка для рук.
Цель: упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Апрель
Тема: «Самолёт летит»
Материал: пластилин разного цвета, стека, доска для лепки, салфетка для рук, картинки с изображением самолёта.
Цель: Формировать умение детей, делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей. Использовать знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание. Закрепить знания о голубом и синем цветах
Тема: «В космосе»
Материал: плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4; пластилин желтого, белого цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки.
Цель: Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
Тема: «Разноцветный светофорчик».
Материал: плотный картон с силуэтом светофора, пластилин красного, зелёного, жёлтого цвета, стека; салфетка для рук; доска для лепки.
Цель: Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Тема: «Божья коровка»
Материал: пластилин, доски для работы с пластилином, контурное изображение божьей коровки на каждого ребенка, салфетки, игрушка – божья коровка.
Цель: продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от куска пластилина и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм, надавливать на пластилиновый шарик указательным пальчиком, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики близко друг к другу, заполняя контурное изображение. Развивать умение различать и называть цвета (красный, черный). Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы.
Тема: «Черепаха»
Материал: пластилин, стека; салфетка для рук; доска для лепки, игрушка-черепаха.
Цель: Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
Май
Тема: «Солнышко проснулось, детям улыбнулось»
Материал: плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха, размер ½ А4; пластилин желтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа.
Цель: Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия
Тема: «Травка для курочки»
Материал: плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами курочки, размер ½ А4; пластилин желтого, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа.
Цель: Учить приему размазывания, надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки. Продолжать обучать самостоятельно отщипывать маленькие кусочки от пластилина, вдавливать и размазывать его по поверхности бумаги. Развивать согласованность работы обеих рук, воспитывать желание работать самостоятельно. Активизировать речь. (весна, зеленая травка, желтое солнышко, курочка, гулять).
Тема: «На лугу»
Материал: плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами бабочек, пластилин, салфетка для рук; доска для лепки; стека, дополнительный материал (бусинки, проволока).
Цель: Формировать умение, лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения. Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
Тема: «Радуга-дуга»
Материал: пластилин, салфетка для рук; доска для лепки; стека, иллюстрации с изображением радуги.
Цель: Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
Методическое обеспечение Программы
Для целей реализации Программы предусмотрены следующие методы организации образовательного процесса:
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- иллюстративный (демонстрация иллюстраций, схем, слайдов и т.п.);
- репродуктивный (практическая работа по образцам);
- поисковый (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания);
- исследовательские (исследование свойств пластилина, возможностей использования других материалов);
- игровой.
Работа с детьми проводится в форме организованной образовательной или совместной с детьми деятельности со всей группой детей. При необходимости педагог может провести индивидуальную работу с ребенком группы.
Организованная образовательная деятельность включает в себя вводную беседу или рассказ педагога с сюрпризным или игровым моментом, знакомство с наглядным и раздаточным материалом, пояснение педагога, практическая деятельность детей, анализ выполненных детских работ.
Для создания благоприятной, эмоциональной атмосферы в организованной образовательной и в совместной с детьми деятельности используются аудиозаписи русских и зарубежных композиторов.
Дидактический материал, используемый в работе с детьми: образцы работ, репродукции, иллюстрации, графические модели, слайды для демонстрации на мультимедийном оборудовании, подбор стихов, загадок, произведений детской художественной литературы, картотека пальчиковых игр, физкультминуток.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
- мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран);
- магнитофон;
- аудиозаписи русских и зарубежных композиторов;
- картон (многослойный разных цветов);
- пластилин разных цветов;
-доски для лепки;
- салфетки для рук;
- стеки;
- игрушки, муляжи;
- бросовый и природный материал;
- пайетки, бисер и т.п.
Список литературы:
Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
Г.Н. Давыдова «Платилинография-2» - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательский дом «Цветной мир», Москва 2014;
Л.Н. Калмыкова «Картотека пальчиковых игр», издательство «Учитель», Волгоград 2014
Литература, рекомендуемая для родителей:
И.А. Лыкова «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.
Приложение №1
Фонды оценочных средств
Мониторинг освоения воспитанниками Программы осуществляется в середине учебного года (промежуточный) и в конце учебного года (итоговый).
Кроме того, перед началом освоением курса проводится входная диагностика с целью выявления уровня готовности к освоению Программы (творческая активность, проявление самостоятельности и развитие мелкой моторики ребёнка).
Процедура оценки осуществляется с помощью педагогического наблюдения и педагогического анализа при выполнении ребенком определенных заданий.
Задания для входной диагностики по дополнительной
общеразвивающей программе «Волшебные комочки»
Цель - выявления уровня подготовки к освоению Программы, интереса к ней.
- Задание на выявление уровня развития мелкой моторики рук
Задание №1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»
Методика проведения:
ИП: все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому (оттопырить большой палец)
Приходили прямо к дому:
Указательный (показать указательный палец)
И средний (показать средний палец)
Безымянный (показать безымянный палец)
И последний - сам мизинчик-малышок
Постучался на порог (показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой)
Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок)
Друг без друга им нельзя (имитация мытья рук.)
Задание №2. «Собери предметы в корзинку»
Методика проведения:
Предложить детям переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
На основании анализа выполнения детьми заданий делается вывод об уровне готовности ребенка к освоению Программы:
1) ребенок правильно и с удовольствием выполняет задания, может совершить небольшие неточности, присутствует повышенный интерес, активен – высокий уровень готовности к освоению Программы;
2) ребенок делает много ошибок в выполнении заданий, не активен, выполняет задания без особого желания – низкий уровень готовности к освоению Программы.
Выявление уровня готовности ребенка к освоению Программы необходимо педагогу для выстраивания индивидуальной траектории обучения ребенка.
Диагностика уровня освоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные комочки»
(промежуточная диагностика)
Цель: выявить у детей уровень освоения Программы на промежуточном этапе, при необходимости оптимизировать работу с детьми.
- Задания на выявление уровня развития сенсорных способностей.
Цель: выявить уровень развития сенсорных способностей детей.
Задание 1. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
Задание 2. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная
шкала оценок:
3 балла – ребенок проявляет самостоятельность, точное выполнение без помощи взрослых, ярко выражена эмоциональность.
2 балла – ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость и интерес, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – ребенок малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
- Задания на выявление уровня развития мелкой моторики.
Цель: выявить уровень развития мелкой моторики детей.
Задание №1. Д/игра «Чудесный мешочек» (определить на ощупь предметы).
Задание №2. Лепка «Пластилиновая мозаика» (вдавить пластилин на картон).
При обработке результатов выполнения заданий детьми применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребенок проявляет творческую активность и самостоятельность,
точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
2 балла – ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость и интерес, но
затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – ребенок малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
Результаты промежуточной диагностики вносятся в таб.1
Таб.1
№ п/п | ФИО. ребёнка | Развитие мелкой моторики | Сенсорные способности | Суммарный балл | ||
Задание1 | Задание2 | Задание1 | Задание2 | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
Суммарный балл, набранный каждым ребенком, позволит сделать вывод об уровне освоения Программы на промежуточном этапе:
1) до 12 баллов - низкий уровень (мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена; безразличие к цвету, одноцветность, форма не удалась, искажения значительные);
2) от 13 до 18 баллов - средний уровень (общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков; есть незначительные искажения в передаче формы предмета, разнообразие цветовой гаммы);
3) от 19 до 27 баллов – высокий уровень (общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие. Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения).
Диагностика уровня освоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные комочки»
(итоговая диагностика)
Цель: выявить у детей уровень освоения Программы на завершающем этапе.
- Задания на выявление уровня овладения техническими навыками работы с пластилином.
Цель: оценить уровень технических умений и навыков детей работы с пластилином.
Задание №1. Лепка клубочков для котенка (раскатывать пластилин кругообразными движениями).
Задание №2. Лепка пряников для куклы (сплющивать ладонями пластилин).
Задание №3. «Солнышко» (размазать пластилин на картоне, изобразив солнышко).
При обработке результатов выполнения заданий детьми применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребёнок правильно выполняет задания, интерес к деятельности устойчив, задание выполняет самостоятельно;
2 балла – ребёнок обращается за помощью к взрослому, есть интерес к данному виду деятельности;
1 балл –ребёнок имеет трудности в освоении технических приемов работы с пластилином, нет выраженного интереса, не может самостоятельно выполнять задания.
- Задания на выявление уровня развития сенсорных способностей.
Цель: выявить уровень развития сенсорных способностей детей.
Задание№1. «Радуга» (подобрать лучи по цвету)
Задание№2. «Спрячемся от дождика» (сгруппировать предметы по форме)
При обработке результатов выполнения заданий детьми применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребёнок правильно выполняет задания, интерес к деятельности устойчив, задание выполняет самостоятельно;
2 балла – ребёнок обращается за помощью к взрослому, есть интерес к данному виду деятельности;
1 балл –ребёнок имеет трудности, нет выраженного интереса, не может самостоятельно выполнять задания.
- Задания на выявление уровня развития мелкой моторики.
Цель: выявить уровень развития мелкой моторики детей.
Задание№1. «Сделай бусы» (составить бусы из разрезанных трубочек от фломастеров)
Задание№2. «Мозаика» (выложить несколько столбиков из мозаики).
При обработке результатов выполнения заданий детьми применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребёнок правильно выполняет задания, интерес к деятельности устойчив, задание выполняет самостоятельно;
2 балла – ребёнок обращается за помощью к взрослому, есть интерес к данному виду деятельности;
1 балл –ребёнок имеет трудности, нет выраженного интереса, не может самостоятельно выполнять задания.
Результаты выполнения заданий по итоговой диагностике вносятся в таблицу №2.
Таб.2
№ | ФИ.О. ребёнка | Развитие мелкой моторики | Сенсорные способности | Технические навыки (раскатывание, сплющивание, размазывание) | Суммарный балл | ||||
Задание1 | Задание2 | Задание1 | Задание2 | Задание1 | Задание2 | Задание3 | |||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
Суммарный балл, набранный каждым ребенком, позволит сделать вывод об уровне освоения Программы на завершающем этапе:
1) от 0 до 7 баллов - низкий уровень (ребенок не активен, не выражает интереса к работе с пластилином и не пытается освоить формы работы с пластилином, Слабо развита моторика рук, форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция);
2) от 8 до 18 баллов - средний уровень (ребенок иногда обращается за помощью к взрослому для разминания пластилина, придания пластилину заданной формы, определения направления в размазывании. Ручная умелость развита. Есть незначительные искажения в передаче формы предмета. Отступления от окраски незначительны. Требуется небольшая помощь);
3) от 19 до 21 баллов – высокий уровень (ребенок самостоятельно и легко разминает, сплющивает пластилин, раскатывает в заданную форму, размазывает по картону в заданном направлении на рисунке. Хорошо развита моторика рук, аккуратность. Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. Повышенный интерес, творческая активность, владеет навыками культуры труда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "ДоМи-Соль-ка" для детей 4-5 лет
Актуальность программы определяется современными требованиями, связанными с общим рзвитием ребенка дошкольного возраста, обучением его основам вокального пения, музыкального восприятия, музыкальн...
