2025 год. "Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами лепки и аппликации"
консультация по аппликации, лепке
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт дошкольника за счет того, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые нужны ему для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Дошкольный возраст - время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации.
Любой вид изобразительного искусства - будь то лепка, составление аппликаций или наиболее привычное для всех рисование - ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд. Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль взрослого в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.
Все родители прекрасно осведолены о пользе, которую приносит развитию ребенка дошкольного и младшего школьного возраста занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребенка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприяте объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании.
Работая над объемными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определенные детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребенок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать. В процессе лепки каждый ребенок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идет не так, как он задумал.
Для нас, взрослых, мир детских эмоций - сложный и непонятный. Обожая своих детей, мы частно не можем определить, какие именно эмоции испытывает наш ребенок. Дети, сильнее взрослых переживающие радость побед и горечь неудач, самостоятельно не способны справиться со шквалом эмоций, которые их обуревают. Именно творческие занятия, в частности, лепка, способны помочь ребенку выразить те чувства, которые накопились в его душе, в том числе и те, наличие которых он даже не осознает.
Творческая деятельности и польза лепки для организма позволяет детям невербаольно выразитель существующие внутренние конфликты. При помощи лепки малыш имее возможность "отработать" боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни. Ребенку, как, впрочем, и взрослому, лепка дает возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности.
Лепка - простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, свое творческое начало. Таким образом, лепка способствует выражению чувств и эмоций, перенесению внутренних переживаний на объекты окружающей среды, поиску новых невербальных форм взаимоедйствия с предметами окружающего мира. Если родители будут с должным уважением относиться к работам, созданным их ребенком, он перестанет сомневаться в своей значимости и "нужности". Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит малыша смотреть на вещи под другим углом, находя оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ:
1) Пластилин - он подходит для детей старше 3 лет, так как его сложнее разминать неокрепшими ручками.
2) Восковой пластилин - подходит даже маленьким деткам, так как за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный.
3) Глина для лепки - она хороша своей низкой стоимостью. Продаются интересные наборы для работы с глиной - например. для лепки горшочков.
4) Паста для моделирования - выпускается только в белом цвете и цвете терракот, поэтому после застывания ее нужно раскрашивать. Кстати, застывает она самостоятельно, запекания не требует.
5) Тесто для лепки (или Соленое тесто) - его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, так как очень мягкое и безвредное.
6) Масса для лепки - приятная на ощупь, но очень дорогая. Ее лучше использовать для мелкой работы с множеством деталей. Застывает самостоятельно за 6 - 8 часов.
Каким бы не рос малыш - спокойным тихоней или шустрым непоседой - существует вид деятельности, способный творить чудеса - это АППЛИКАЦИЯ. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Занимаясь аппликацией, ваш малыш будет занят делом. Сам процесс и его результат принесет ребенку массу удовольствия. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур. Большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания. Такие занятия существенно сближают родителей с ребенком. Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. У малыша развивается и совершенствуется мелкая моторика, что наилучшим образом сказывается на умственном развитии ребенка.
Во время занятий у ребенка развивается художественное воображене и эстетический вкус, а также конструкторское мышление. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Огромная роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Они способствуют развитию у дошкольников творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Кроме этого, важное влияние на развитие ребенка оказывает художественное слово - стихотворения, загадки, рассказы, потешки, сказки.
Польза аппликации в развитии умственных способностей:
- ребенок знакомится с понятиями форы, цветов, фактурой;
- сравнивает детали и находит одинаковые;
- ищет различия в величине деталей ("маленькая - большая");
- проявляет воображение и творческий подход в создании своих работ;
- видит главное среди второстепенного;
- находит части целого и учится их собирать.
Поделки, выполненные ребенком вместе с мамой, создают атмосферу сотрудничества, позволяют пережить радость совместного творчества и положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребенка, таких, как - отзывчивость и трудолюбие. Занимаясь аппликацией, дети научатся самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом.
В целом, мы можем подчеркнуть, что доступной для детского творчества аппликацию делают простота и легкость ее исполнения. Таким образом, занятия аппликацией являются эффективным средством формирования изобразительных навыков, а также развития творческих способностей ребенка. Помимо этого ребенок получается удовлетворение от результатов своей работы, учится что-то делать сам, и дарить свои поделки, или украшать ими дом.
Материалы для аппликации:
- продаются специальные наборы уже с готовыми деталями и основой;
- можно рисовать детали самостоятельно и вырезать их;
- можно еще найти схемы в интернете, распечатать их и вырезать;
- также вам еще понадобится основа, она может быть белой или цветной картон;
- ватман, просто бумага;
- бумага с рисунками или интересной фактурой;
- ножницы, клей.
Творчество бесспорно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша саомвыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, умеет выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения. Помимо этого, работая вместе, дети и родители сближаются, лучше взаимодействуют и понимают друг друга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе".
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная де...

Самообразование "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей младших дошкольников"
Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться....
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности. Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать, что основной за...

"Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей младших дошкольников"( долгосрочный ) 2019 - 2020г
Творческий проект...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творческих способностей младших дошкольников"
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творческих способностей младших дошкольников»...

Использование нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей младших дошкольников.
Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности....
Методическая разработка «Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования»
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительнаядеятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечениемвсех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие вж...
