конспект мастер-классдля воспитателей по пластилинографии "Создание композиции из пластилина с использованием силиконовых молдов (фиалка в горшочке)".
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Данный мастер- класс может быть интересен педагогам для работы с детьми по художественно-эстетическому развитию. Педагоги, использующие силиконовые молды в пластилинографии и обьемной лепке, смогут ознакомиться и создать вместе с детьми реалистичные и сложные цветочные композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект23.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской области

Конспект

Мастер-класс для воспитателей по пластилинографии на тему:

«Создание цветочной композиции из пластилина с использованием силиконовых молдов» (фиалка в горшочке).

 

                                                                              Воспитатель высшей категории:

Новикова Ольга Александровна

Цель: ознакомить воспитателей с эффективным использованием силиконовых молдов (форм) в технике пластилинографии и объемной лепки для создания реалистичных и сложных цветочных композиций.

Задачи:

1. Показать методическую ценность использования молдов для развития точности, аккуратности и пространственного мышления.

2. Освоить приемы подготовки пластилина, работы с молдами и аккуратного извлечения готовых элементов.

3. Разработать алгоритм создания цветка (фиалки) путем комбинирования формованных и ручных элементов.

4. Обсудить возможности дифференциации заданий с молдами для разных возрастных групп.

Материалы для участников:

 - Готовый образец цветочной композиции.

•  Восковой пластилин разных цветов (зеленый, красный, белый, желтый, фиолетовый, синий).

•  Молды: наборы силиконовых молдов для цветов (индивидуальные листья, целые цветы).

•  Инструменты:

•  Доски для лепки.

•  Стеки (для удаления излишков), подкладки для лепки.

•  Сухие и влажные салфетки.

•  Основа: пластиковые стаканчики, наполненные коричневым пластилином (для готовой композиции).

Ход мастер-класса:

I. Вводная часть: (10 минут)

 Ведущий: - Уважаемые коллеги! Мы уже знакомы с пластилинографией. Однако, когда мы просим ребенка слепить цветок, часто сталкиваемся с проблемой симметрии, одинакового размера лепестков и реалистичности. Сегодня мы освоим инструмент, который решает эту проблему — молды.

- Вопрос к участникам: - В чем, по вашему мнению, главное преимущество молдов в работе с дошкольниками? (Ответы: скорость, точность, возможность создавать сложные формы, фокус на композиции, а не на технике лепки).

2. Методическая ценность молдов (мини-лекция):

Ведущий: - Молды – это не просто "штампы", это инструмент для развития:

- точности и аккуратности: ребенок учится дозировать материал, плотно прижимать его, аккуратно извлекать хрупкий элемент.

- пространственного мышления: создание объемной формы из нескольких  элементов ).

 - композиционных навыков: ребенок, не тратя время на лепку каждого лепестка, может сосредоточиться на цветовых сочетаниях и расположении элементов.

 - сенсорного развития: ощущение текстуры силиконовых форм, гладкости пластилина.

II. Практический блок: Освоение техники работы с молдами (40 минут)

1. Подготовка материала (5 минут):

- Ведущий: - Для работы с молдами пластилин должен быть мягким и теплым. Холодный пластилин будет трескаться при извлечении из формы, поэтому будем использовать восковой пластилин.

•  Прием: Разминание и смешивание:

•  Если мы хотим получить реалистичный цвет (например, цветок с переходом от белого к розовому), мы смешиваем два цвета, не доводя до однородности, красный и белый; так же с переходом от белого к голубому, смешиваем синий и белый пластилин и т.п.

•  Демонстрация: смешать красный и белый пластилин.

•  Методический комментарий: Этот этап важен для детей 6-7 лет, он развивает цветовосприятие и творческое мышление.

2. Работа с молдами:

Ведущий: - Сегодня я предлагаю вам в преддверии прадника Дня Матери смастерить с помощью силиконовых молдов вот такую красоту (демонстрация готовой поделки) – горшочек с фиалкой.

- Такую поделку можно предложить сделать детям подготовительной группы в подарок своим мамам, бабушкам на 8 марта, на День Матери.

Шаг 1. Создание листиков.

  Ведущий: начнем с простого – с листиков.

  Прием: Заполнение формы:

Ведущий: - Берем подготовленный кусочек пластилина (зеленый), отщипываем небольшой кусочек и скатываем из него шарик. Сплющиваем его в диск, примерно размером с формой молда.

-  Кладем его на одну часть листочка-молда, накрываем его другой частью и плотно сжимаем форму (молд).

- Излишки пластилина аккуратно срезаем стекой, чтобы поверхность была ровной.

  Прием: Извлечение элемента:

- Теперь раскрываем молд и аккуратно извлекаем из него листочек.

- Чтобы листочки получились меньшего размера, необходимо отщипнуть кусочек пластилина меньше предыдущего и выполнить тоже самое.

- Таким способом нужно сделать несколько (5-7) листиков разного размера.

- Чем меньше возьмете пластилина, тем меньше будет листочек.

Прием: Формирование листиков:

- Готовые листочки располагаем в готовую форму – в «горшочек».

Шаг 2. Создание объемного цветка (Фиалка) (20 минут):

 Ведущий: - Приступаем к созданию обьемного цветка. В нашем

случае – это фиалка. Для этого будем использовать силиконовый молд - цветок.

- Фиалки бывают разноцветные, поэтому для изготовления цветка можно взять пластилин любого предложенного для вас цвета.

- Если хотите получить цветок реалистичного цвета, как я уже говорила, можно смешать пластилин двух цветов. Это уже ваша фантазия.

Прием: Заполнение формы:

Ведущий:- Отщипнуть небольшой кусочек пластилина, выбранного вами цвета, скатать из него шарик и положить на середину вдавленного цветка-молда, слегка прижав.

  Шаг 3: Сердцевина.

Ведущий: - У фиалки есть сердцевинка, для этого можно взять либо белый, либо желтый пластилин.

- Отщипнуть очень маленький кусочек пластилина, скатать его в шарик и положить на середину уже приготовленного шарика для цветка, слегка прижав.

- Затем, аккуратно наложить вторую выпуклую силиконовую часть молда и плотно прижать.

- Излишки пластилина так же можно убрать с помощью стеки.

 Прием: Извлечение элемента:

- Теперь раскрываем молд и аккуратно извлекаем из него цветочек.

- Таких цветочков нужно сделать несколько и разного размера. Размер цветка будет зависеть от количества взятого вами

пластилина. Цветочки делаем по принципу листиков. Чем меньше отщипнете пластилина, тем меньше получится цветочек.

Шаг 4: Сборка.

Ведущий: -Теперь можно приступать к сборке фиалки в горшочке. Готовые цветочки располагаем на сформированные листики.

- Для придания выразительности и блеска, предлагаю закрепить поделку лаком для волос. Благодаря лаку пластилин немного твердеет. Это поможет сохранить форму и внешний вид поделки, так же защитить ее от пыли.

- Вот какая красота у нас получилась – фиалка в горшочке –великолепно подойдет для подарка или сувенира.

3. Итоговая часть.

 Ведущий: - Как мы можем использовать молды в разных возрастных группах?

•  Средняя группа (4-5 лет): используем молды целиком (целый цветок, бабочка). Задача ребенка – научиться плотно вдавливать пластилин и аккуратно извлекать форму. Фокус на моторике.

  •  Старшая, группа (5-6 лет): используем молды для отдельных элементов (лепестки, листья). Задача – освоить сборку (композицию) и приемы смешивания цвета.

  •  Подготовительная группа (6-7 лет): Задача – создание реалистичной композиции с использованием молдов для текстуры и ручной лепки для основы. Использование стеков для дополнительной детализации.

 Интеграция с другими техниками (5 минут):

Ведущий: - Молды прекрасно сочетаются с другими техниками:

•  Пластилинография: Использование формованных элементов для украшения плоской картины.

•  Аппликация: Прикрепление формованных цветов к основе, сделанной из бумаги или ткани.

•  Декорирование: Использование формованных элементов для украшения рамок, шкатулок.

 Рефлексия и обратная связь (5 минут):

Ведущий: - Какой этап работы с молдами требует наибольшей концентрации от ребенка?

- Какие новые идеи использования молдов у вас появились?

Работас такими молдами – это простой вариант, применять который начинаю уже со средней группы. Но есть вариант посложнее – силиконовые вайнеры, которые мы используем с детьми уже старшего дошкольного возраста – сборка сложного цветка из отдельных лепестков, например – роза, тюльпан, ромашка.

Вайнеры настолько простые в использовании, что получаются фантастически красивые изделия.

Из пластилина делаем основу в виде капельки,  и к ней присоединяем, изготовленные с помощью вайнеров, отдельные

лепестки. Таким образом собираем сложный цветок.

Детям такой способ очень нравится, т. к. он простой в изготовлении, цвета пластилина яркие и цветок получается реалистичным.

4. Завершение (5 минут)

 Ведущий: - Спасибо за ваше творчество и внимание! Надеюсь, этот мастер-класс обогатит ваш методический арсенал и позволит вам создавать с детьми еще более красивые и сложные работы, развивая при этом их точность и аккуратность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-Конспект НОД "Фиалка в горшочке"

Интегрированное занятие, посвящённое формированию навыков умения передавать в рисунке характерные особенности строения растений, соблюдать пропорции деталей....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Школа дорожных наук"(с использованием презентации)

Данный конспект поможет закрепить знания детей подготовительной группы о  правилах дорожного движения. Презентация сделает занятие занимательным, интересным и познавательным!...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе с использованием проблемно-игровой технологии математического развития «Удивительная математика»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествияЗадачи: 1.    закрепление умения правильно пользоваться знаками <, >, = ;2.    ...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной логопедической группы с использованием современных компьютерных и здоровьесберегающих технологий по экологическому воспитанию по теме: « Дом под крышей голубой «.

Конспект  совместной  деятельности воспитателя с детьми подготовительной  логопедической  группы  с  использованием современных  компьютерных  и  здоровьес...

Конспект ООД по предметному рисованию «Фиалки в горшочке»

Задачи:-Учить передавать в рисунке характерные особенности строения фиалки;-Развивать чувство цвета и композиции в листе;-Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями;-Воспитывать бережное отно...