конспект мастер-классдля воспитателей по пластилинографии "Создание композиции из пластилина с использованием силиконовых молдов (фиалка в горшочке)".
план-конспект занятия по аппликации, лепке
Данный мастер- класс может быть интересен педагогам для работы с детьми по художественно-эстетическому развитию. Педагоги, использующие силиконовые молды в пластилинографии и обьемной лепке, смогут ознакомиться и создать вместе с детьми реалистичные и сложные цветочные композиции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской области
Конспект
Мастер-класс для воспитателей по пластилинографии на тему:
«Создание цветочной композиции из пластилина с использованием силиконовых молдов» (фиалка в горшочке).
Воспитатель высшей категории:
Новикова Ольга Александровна
Цель: ознакомить воспитателей с эффективным использованием силиконовых молдов (форм) в технике пластилинографии и объемной лепки для создания реалистичных и сложных цветочных композиций.
Задачи:
1. Показать методическую ценность использования молдов для развития точности, аккуратности и пространственного мышления.
2. Освоить приемы подготовки пластилина, работы с молдами и аккуратного извлечения готовых элементов.
3. Разработать алгоритм создания цветка (фиалки) путем комбинирования формованных и ручных элементов.
4. Обсудить возможности дифференциации заданий с молдами для разных возрастных групп.
Материалы для участников:
- Готовый образец цветочной композиции.
• Восковой пластилин разных цветов (зеленый, красный, белый, желтый, фиолетовый, синий).
• Молды: наборы силиконовых молдов для цветов (индивидуальные листья, целые цветы).
• Инструменты:
• Доски для лепки.
• Стеки (для удаления излишков), подкладки для лепки.
• Сухие и влажные салфетки.
• Основа: пластиковые стаканчики, наполненные коричневым пластилином (для готовой композиции).
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть: (10 минут)
Ведущий: - Уважаемые коллеги! Мы уже знакомы с пластилинографией. Однако, когда мы просим ребенка слепить цветок, часто сталкиваемся с проблемой симметрии, одинакового размера лепестков и реалистичности. Сегодня мы освоим инструмент, который решает эту проблему — молды.
- Вопрос к участникам: - В чем, по вашему мнению, главное преимущество молдов в работе с дошкольниками? (Ответы: скорость, точность, возможность создавать сложные формы, фокус на композиции, а не на технике лепки).
2. Методическая ценность молдов (мини-лекция):
Ведущий: - Молды – это не просто "штампы", это инструмент для развития:
- точности и аккуратности: ребенок учится дозировать материал, плотно прижимать его, аккуратно извлекать хрупкий элемент.
- пространственного мышления: создание объемной формы из нескольких элементов ).
- композиционных навыков: ребенок, не тратя время на лепку каждого лепестка, может сосредоточиться на цветовых сочетаниях и расположении элементов.
- сенсорного развития: ощущение текстуры силиконовых форм, гладкости пластилина.
II. Практический блок: Освоение техники работы с молдами (40 минут)
1. Подготовка материала (5 минут):
- Ведущий: - Для работы с молдами пластилин должен быть мягким и теплым. Холодный пластилин будет трескаться при извлечении из формы, поэтому будем использовать восковой пластилин.
• Прием: Разминание и смешивание:
• Если мы хотим получить реалистичный цвет (например, цветок с переходом от белого к розовому), мы смешиваем два цвета, не доводя до однородности, красный и белый; так же с переходом от белого к голубому, смешиваем синий и белый пластилин и т.п.
• Демонстрация: смешать красный и белый пластилин.
• Методический комментарий: Этот этап важен для детей 6-7 лет, он развивает цветовосприятие и творческое мышление.
2. Работа с молдами:
Ведущий: - Сегодня я предлагаю вам в преддверии прадника Дня Матери смастерить с помощью силиконовых молдов вот такую красоту (демонстрация готовой поделки) – горшочек с фиалкой.
- Такую поделку можно предложить сделать детям подготовительной группы в подарок своим мамам, бабушкам на 8 марта, на День Матери.
Шаг 1. Создание листиков.
Ведущий: начнем с простого – с листиков.
Прием: Заполнение формы:
Ведущий: - Берем подготовленный кусочек пластилина (зеленый), отщипываем небольшой кусочек и скатываем из него шарик. Сплющиваем его в диск, примерно размером с формой молда.
- Кладем его на одну часть листочка-молда, накрываем его другой частью и плотно сжимаем форму (молд).
- Излишки пластилина аккуратно срезаем стекой, чтобы поверхность была ровной.
Прием: Извлечение элемента:
- Теперь раскрываем молд и аккуратно извлекаем из него листочек.
- Чтобы листочки получились меньшего размера, необходимо отщипнуть кусочек пластилина меньше предыдущего и выполнить тоже самое.
- Таким способом нужно сделать несколько (5-7) листиков разного размера.
- Чем меньше возьмете пластилина, тем меньше будет листочек.
Прием: Формирование листиков:
- Готовые листочки располагаем в готовую форму – в «горшочек».
Шаг 2. Создание объемного цветка (Фиалка) (20 минут):
Ведущий: - Приступаем к созданию обьемного цветка. В нашем
случае – это фиалка. Для этого будем использовать силиконовый молд - цветок.
- Фиалки бывают разноцветные, поэтому для изготовления цветка можно взять пластилин любого предложенного для вас цвета.
- Если хотите получить цветок реалистичного цвета, как я уже говорила, можно смешать пластилин двух цветов. Это уже ваша фантазия.
Прием: Заполнение формы:
Ведущий:- Отщипнуть небольшой кусочек пластилина, выбранного вами цвета, скатать из него шарик и положить на середину вдавленного цветка-молда, слегка прижав.
Шаг 3: Сердцевина.
Ведущий: - У фиалки есть сердцевинка, для этого можно взять либо белый, либо желтый пластилин.
- Отщипнуть очень маленький кусочек пластилина, скатать его в шарик и положить на середину уже приготовленного шарика для цветка, слегка прижав.
- Затем, аккуратно наложить вторую выпуклую силиконовую часть молда и плотно прижать.
- Излишки пластилина так же можно убрать с помощью стеки.
Прием: Извлечение элемента:
- Теперь раскрываем молд и аккуратно извлекаем из него цветочек.
- Таких цветочков нужно сделать несколько и разного размера. Размер цветка будет зависеть от количества взятого вами
пластилина. Цветочки делаем по принципу листиков. Чем меньше отщипнете пластилина, тем меньше получится цветочек.
Шаг 4: Сборка.
Ведущий: -Теперь можно приступать к сборке фиалки в горшочке. Готовые цветочки располагаем на сформированные листики.
- Для придания выразительности и блеска, предлагаю закрепить поделку лаком для волос. Благодаря лаку пластилин немного твердеет. Это поможет сохранить форму и внешний вид поделки, так же защитить ее от пыли.
- Вот какая красота у нас получилась – фиалка в горшочке –великолепно подойдет для подарка или сувенира.
3. Итоговая часть.
Ведущий: - Как мы можем использовать молды в разных возрастных группах?
• Средняя группа (4-5 лет): используем молды целиком (целый цветок, бабочка). Задача ребенка – научиться плотно вдавливать пластилин и аккуратно извлекать форму. Фокус на моторике.
• Старшая, группа (5-6 лет): используем молды для отдельных элементов (лепестки, листья). Задача – освоить сборку (композицию) и приемы смешивания цвета.
• Подготовительная группа (6-7 лет): Задача – создание реалистичной композиции с использованием молдов для текстуры и ручной лепки для основы. Использование стеков для дополнительной детализации.
Интеграция с другими техниками (5 минут):
Ведущий: - Молды прекрасно сочетаются с другими техниками:
• Пластилинография: Использование формованных элементов для украшения плоской картины.
• Аппликация: Прикрепление формованных цветов к основе, сделанной из бумаги или ткани.
• Декорирование: Использование формованных элементов для украшения рамок, шкатулок.
Рефлексия и обратная связь (5 минут):
Ведущий: - Какой этап работы с молдами требует наибольшей концентрации от ребенка?
- Какие новые идеи использования молдов у вас появились?
Работас такими молдами – это простой вариант, применять который начинаю уже со средней группы. Но есть вариант посложнее – силиконовые вайнеры, которые мы используем с детьми уже старшего дошкольного возраста – сборка сложного цветка из отдельных лепестков, например – роза, тюльпан, ромашка.
Вайнеры настолько простые в использовании, что получаются фантастически красивые изделия.
Из пластилина делаем основу в виде капельки, и к ней присоединяем, изготовленные с помощью вайнеров, отдельные
лепестки. Таким образом собираем сложный цветок.
Детям такой способ очень нравится, т. к. он простой в изготовлении, цвета пластилина яркие и цветок получается реалистичным.
4. Завершение (5 минут)
Ведущий: - Спасибо за ваше творчество и внимание! Надеюсь, этот мастер-класс обогатит ваш методический арсенал и позволит вам создавать с детьми еще более красивые и сложные работы, развивая при этом их точность и аккуратность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-Конспект НОД "Фиалка в горшочке"
Интегрированное занятие, посвящённое формированию навыков умения передавать в рисунке характерные особенности строения растений, соблюдать пропорции деталей....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Школа дорожных наук"(с использованием презентации)
Данный конспект поможет закрепить знания детей подготовительной группы о правилах дорожного движения. Презентация сделает занятие занимательным, интересным и познавательным!...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе с использованием проблемно-игровой технологии математического развития «Удивительная математика»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествияЗадачи: 1. закрепление умения правильно пользоваться знаками <, >, = ;2. ...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной логопедической группы с использованием современных компьютерных и здоровьесберегающих технологий по экологическому воспитанию по теме: « Дом под крышей голубой «.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной логопедической группы с использованием современных компьютерных и здоровьес...

Конспект ООД по предметному рисованию «Фиалки в горшочке»
Задачи:-Учить передавать в рисунке характерные особенности строения фиалки;-Развивать чувство цвета и композиции в листе;-Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями;-Воспитывать бережное отно...
