Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Башкирский ковер» с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Булгачева Анна Михайловна

Цель: формирование  представлений у старших  дошкольников о культуре башкирского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_zanyatiya_bashkirskiy_kover.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по изобразительной деятельности (аппликация)  

на тему: «Башкирский ковер»

 с детьми старшего дошкольного возраста  

Цель: формирование  представлений у старших  дошкольников о культуре башкирского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с башкирским орнаментом, с его контрастной цветовой гаммой.
  • Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения.
  • Расширять кругозор детей, развивать любознательность, воображение.
  • Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству.

Материал и оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки, клей ПВА, цветная бумага, картон черного цвета.

Предварительная работа: знакомство с домом башкир  «Юрта», рассматривание изделий, украшенных  с башкирским орнаментом; беседы с детьми о народных мастерах – художниках, чтение башкирских сказок, рассматривание иллюстраций (предметы быта, одежда башкир), знакомство с элементами башкирского орнамента.

Словарная работа: орнамент, палас, башкиры, юрта.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, к вам недавно приходила в гости  молодая женщина, которая живет в Башкирии. Она нам показывала интересные иллюстрации с бытом ее дома, национальной одеждой, вещами. Люди, которые там живут, их называют  мужчины-башкиры, женщины – башкирки. А как называется их жилище?

Дети: (примерные ответы детей) Правильно, юрта.

Воспитатель:   А что вы видели в юрте?

Дети: (примерные ответы детей)  Да в юрте есть ковры, паласы, полотенца, сундук и домашняя утварь.

Воспитатель:   А чем украшались предметы? А что такое узор? Как, называется узор, который народ использовал для украшения ковров и предметов быта? (ответы детей).

Воспитатель:   Правильно, орнаментом. То есть орнамент – это украшение, узор. Он используется в основном в украшении ковров.

Предлагаю  рассмотреть башкирский ковер. Этот ковер еще можно назвать паласом.

- Вспомните, где еще были ковры у башкир? (ответы детей)

- Верно, ими были застелены полы в юрте, стены, скамейки. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.

Воспитатель: Ребята, скажите мне,  пожалуйста, из каких геометрических фигур состоит ковер?  (ответы детей). Правильно, из треугольников, квадратов, прямоугольников, ромбов и многоугольников.

-Еще на что они похожи?  Показ  на экране.

-Еще в орнаменте используются фигуры похожие на растения, цветы.

- Какие цвета используются в башкирском орнаменте? (ответы детей) Правильно, черный, красный, желтый и зеленый.

Физкультминутка «Юрта».

- Сейчас я вам предлагаю поиграть в башкирскую игру «Юрта».

Игра «Юрта, юрта»

Юрта, юрта, круглый дом.

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки!

Дети шагают на месте, показывают руками полукруг, затем выставляют руки вперед. Повороты туловища влево-вправо, прыжки на месте. Хлопки в ладоши, приседание, опять хлопки в ладоши. На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами.

Воспитатель:   Посмотрите, вот такие ковры есть в домах, они  украшены орнаментами (показ образцов)

- Какие фигуры вы здесь видите? Правильно, здесь есть квадрат, многоугольник, полоски, цветы.

- Какие цвета будем использовать? Да, черный фон, зеленый, желтый, красный.

Практическая работа (под легкую башкирскую мелодию)

Воспитатель:  Я предлагаю вам посмотреть и послушать, как создавался мой башкирский орнамент.  Сначала вам предстоит взять полоски бумаги желтого цвета и разрезать по намеченным линиям, у вас получится 4 желтых квадрата, берем шаблон и обводим многоугольник. После того, как вырезали фигуру, наклеиваете ее на черный фон. Красную полоску  складываем пополам  и на ней обводим шаблон. Вырезаем и приклеиваем по образцу. Зеленую полоску разрезаем на квадраты и тоже приклеиваем.

Затем воспитатель предлагает детям создать свой башкирский орнамент.

Рефлексия:

- Какой орнамент мы создавали? Из каких фигур и какого цвета? (ответы (рассказы) детей).

После выполнения всей работы аппликации детей выставляются на доску.

Воспитатель:  Ребята, вы были молодцы, и теперь вы знаете, что такое башкирский орнамент и из чего он состоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием приемов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста "Веселые котята"

Конспект предназначен для открытого просмотра по кружковой работе "Разноцветные ладошки" (нетрадиционное рисование)...

Конспект образовательной деятельности на тему «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста   представлений о правилах безопасности  во время зимних игр, необходимых мерах предосторожности....

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи1.         Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2....

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...