аппликация из природного материала
статья по аппликации, лепке

Цель: развивать творческое мышление, воображение и наблюдательность у детей  поможет увлечение художественным трудом из природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_iz_prirodnogo_materiala.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Аппликация из природного материала»

Природа – главный учитель любого художника. Способность видеть особенное в том, что кажется обычным другим – одна из основных характеристик творческой натуры человека. Развивать творческое мышление, воображение и наблюдательность у детей поможет увлечение художественным трудом из природного материала.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Благодаря изготовлению поделок из природных материалов дети не только учатся аккуратности, усидчивости, развивают фантазию и воображение, но и познают мир растений. Работа с данным материалом положительно сказывается на психическом состоянии малыша, так как действует успокаивающе, способствует развитию мелкой моторики и мышления. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе.

Самый большой плюс, который имеют поделки из природного материала для детей – это простота их исполнения, а также доступность и большой выбор материалов для их изготовления. Кроме того, не нужно переживать за сертификацию товара, так как все материалы натуральны и безопасны для здоровья ребенка!

Аппликация из природных материалов - это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • материалы растительного происхождения (листья, трава, солома, мох, цветы, плоды, косточки и кожура от них, семена, орехи, желуди ветки, корни, кора, береста и т.п.);
  • материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
  • материалы минерального происхождения (камни, песок, глина,

ракушки).

Правила заготовки природного материала для поделок

Воспитатели вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течения года. Например, летом собирают траву (осока) одинаковой длины, которая плетется в косы; солому, связанную пучками; шишки сосны, ели, ольхи, лиственницы, пихты, обработанные столярным клеем (для того, чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). Луговые и хлебные злаки лучше срезать до начала полного цветения летом или осенью. А желуди и каштан заготавливаются, как только они упадут с деревьев (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу – крошатся и раскалываются).

Тем не менее, самыми правильными припасами природного характера будут те, которые собраны в конце лета и начале осени, так как дозревшие твердые плоды уже не будут морщиться или, наоборот, гнить. А осенние листики будут готовы вместе с ребятами окунуться в сказочный мир, ведь аппликации из природного материала действительно получаются сказочными. Собирают опавшие листья в яркий солнечный день. Чем богаче сбор, тем многоцветнее будут аппликации. Особое внимание нужно уделить сбору мелких листочков, они незаменимы в изображениях букетов, пейзажей и т. п. Собранный материал нужно хорошо просушить и разгладить.

Летом, прогуливаясь по лесу или парку, не нужно забывать собирать лесные цветы: незабудки, фиалки, колокольчики и др. Не обходите вниманием полевые цветы и травы. Не торопитесь также выбрасывать цветы, сорванные в саду или купленные в цветочных магазинах. Все они, просушенные и проглаженные, обретут вторую жизнь в панно.

Не все цветы можно высушить и подготовить, к использованию в целом виде, поэтому крупные цветы, как правило, разбирают на лепестки и сушат отдельно.

Целыми можно сушить однолетние георгины, ноготки, анютины глазки, ромашки, космею, и др.

Различные семена: дыни, арбуза, тыквы, кабачка, подсолнечника и др., косточки плодов и овощей, крупы - это одинаковые модули как будто специально созданы для воспроизведения формы цветов, веток, колосьев и т.п. Перечисленные семена - кроме подсолнечника - нужно хорошо промыть в кипятке и просушить, разложив в картонных коробочках по видам. Также в коробочке раскладываются чистые семена подсолнечника. Хранятся они, таким образом, в течение многих лет.

Бересту срезают с упавших деревьев, лучше ещё сырую, большими пластами. У них береста легко расслаивается на тонкие разноцветные слои белого, желтого, оранжевого, светло-коричневого, темно-коричневого цветов. Принеся кору из леса, ее необходимо прокипятить 15-20 минут, так как в ней могут оказаться жуки, которые испортят мебель в квартире. Расслоив бересту на тонкие слои, из них можно сделать очень красивые пейзажи теплых тонов. Из желтых и оранжевых слоев клеится небо, в зимних пейзажах земля покрывается белой берестой, светло-коричневой – в летних. Наросты на коре бересты прекрасно имитируют горы, покрытые снегом вершины, скалы с причудливыми очертаниями. Иногда кусок бересты напоминает старинный замок, добавить несколько окошек – и замок готов. Из бересты можно делать огромные пейзажи, используя большие куски бересты с наростами, а можно – миниатюрные пейзажи, используя тонкие слои.

Каждый вид собранного материала хранится в отдельной коробке или в пакете.

При совместной заготовке материалов для поделок из природного материала педагог заботится о воспитании у детей бережного отношения к природе, подчеркивает, что ветки деревьев и кустарников ломать нельзя, что листья можно собирать, когда они падают, запасы веток следует делать во время подрезания деревьев т.д.

Техника безопасности при изготовлении поделок из природного материала

При проведении занятий по изготовлению различных поделок особое внимание уделяется технике безопасности.

  1. Материалы рекомендуется разложить в пластмассовые шкатулки или деревянные ящики. Каждому виду материала должно отводиться определенное место.
  2. Во время занятий по изготовлению поделок дети не должны оставаться одни.
  3. Ножом, шилом, щипчиками и другими инструментами пользуется только воспитатель.
  4. Воспитатель должен научить детей основным правилам при работе с ножницами: не держать их концами вверх, не оставлять в открытом виде, передавать ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
  5. Клей должен находиться на столах детей в небольших количествах и в не проливаемых емкостях.
  6. После окончания работы дети должны разложить инструменты и оставшийся материал по местам.

Методика по изготовлению поделок из природного материала в старших и подготовительных группах:

#1047;анятие начинается с вводной беседы. В ходе беседы воспитатель создает игровые ситуации. Рекомендуется использовать произведения художественной литературы, устное народное творчество.

2. Пробудив у детей интерес к работе, воспитатель объявляет тему занятия и предлагает детям рассмотреть рисунок-образец. Этот методический прием способствует развитию мышления и воображения.

#1040;нализ рисунка-образца. На этом этапе дети называют материалы, из которых можно изготовить игрушку, вычленяют ее составные части, устанавливают последовательность выполнения, планируют свою дальнейшую работу.

4. Изготовление поделки. Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбирать необходимый материал и разложить его на столах. В ходе создания поделки дети работают самостоятельно, воспитатель осуществляет контроль за действиями детей, помогает им в затруднительных случаях. Кроме того, воспитатель следит за выполнением правил пользования инструментами.

5. Оценка достигнутых результатов. Дети анализируют собственные поделки и поделки товарищей. Делают выводы: что было сделано правильно, а что нет.

#1047;анятие заканчивается уборкой рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие: аппликация из природного материала "Аквариум с рыбкой".

Представлен конспект занятия с детьми старшей дошкольной группы коррекционной школы. Результатом деятельности детей является поделка из листьев деревьев в виде аквариума с рыбкой....

Формирование творческого вообращения у детей с ЗПР путём создания аппликаций из природного материала.

Предлогаю свою рекомендацию по созданию плоскостных аппликаций из природного материала с детьми дошкольного возраста. В моей статье показана последовательность работы с природным материалом, вся работ...

Рекомендации родителям по созданию плоскостных аппликаций из природного материала.

Работа с природным материалом интересна и увлекательна. Чтобы создавать аппликации с детьми дома я предлагаю советы, в ввиде аппликаций для родителей....

Аппликация из природного материала

Работа по изготовлению поделок из природного материала может быть организована в виде занятий по ручному труду в подготовительной к школе группе, а так же и вне занятий (в свободное от занятий время) ...

методическая разработка по аппликации из природного материала «Солнышко лучистое» для средней группы

ЗАДАЧИ: учить всматриваться в окружающий мир, воспитыватьнаблюдательность, совершенствовать навыки работы с клеем в процессе работы,предоставить возможность почувствовать себя умелым.МАТЕРИАЛ: листья,...

Конспект коллективной работы в старшей группе «На лесной опушке» (аппликация из природного материала)

Цель: Создать творческую совместную работу с использованием природного и бросового материалов.Задачи:Обучение детей конструировать несложную композицию с использованием природных материалов.Закреплени...