Статья печатная " Музыкальный фольклор, как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников в ДОУ"
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (старшая группа)
В нашем ДОУ создан ансамбль русскй песни "Ладушка" Фольклор, русская народная песня помогает активизировать, отшлифовать речь дошкольника.Делимся опытом!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Елена Владимировна Дикарева, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»
«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников в ДОУ»
«Все начинается с детства»
В. Сухомлинский.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности. Подготавливая дошкольников к школьной жизни, мы, педагоги, развиваем детей эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является русская народная песня. Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения, наполнения особой энергией всего существа ребенка…
Велико песенное богатство русского народа!
Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни дошкольника. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы-характерные черты русского народного творчества.
«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.
Цель: Формирование духовных ценностей на основе традиционной культуры- песенное народное творчество.
Задачи: воспитать бережное отношение к культурно-историческому наследию;
Создать совместный творческий коллектив (долгосрочный проект – ансамбль русской песни «Ладушка»);
Тесную творческую связь наши педагоги держат с родителями дошкольников нашего ДОУ: совместно создаем костюмы для выступления, декорации, приобретаем русские народные шумовые инструменты, сами мастерим сообща шумел.ки, трещотки, бубны, («Творческая мастерская для детей и родителей»- долгосрочный проект ) ,атрибуты…Пополнили предметно-развивающую среду. используя ее в совместной творческой и образовательной работе. Для родителей педагоги разработали консультации и тематические папки-передвижки.
Исполнение русской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство, это песни бытовые, исторические, обрядовые…
В репертуар нашего ансамбля русской песни «Ладушка» вошли такие песни, как «Ай, чу-чу, да ай, чу-чу!», «Пойду ль, выйду ль я», «А кто у нас хорош?», «В темном лесе, залесью…», «Ах, вы, сени», «Комара женить мы будем»...
Для всех групп детского сада вводим русские народные игры с зачином, например: «Горшки,, «Каравай», «Шла коза по лесу…»…Ведь очень большое значение имеет вокальное сопровождение игр, которое выступает и частью их содержания, и важнейшим психолого-педагогическим инструментом. Именно в хоровом пении дети привыкают слушать, слышать другого, приходить в унисон под внимательным руководством музыкального руководителя, воспитателя-ведущего. Также в репертуар нашего ансамбля вводим «Хороводы и пляски» [2; 14].
В процессе разучивания фольклорного материала знакомим ребят с диалектом нашего воронежского края (развитие речи, работа над артикуляцией). После освоения достаточного количества игр дети начинают сами играть в игры по своему выбору при организационной поддержке педагогов, а также на прогулках во дворах и парковых зонах, в том числе вовлекая в освоенные игры и своих родителей и сверстников, не имеющих опыта участия в фольклорных игровых занятиях. Игра выступает как динамическая модель социальных отношений в рамках культурной традиции (социокультурная модель), инициирующая весь спектр базовых эмоций, сопровождающих эти отношения, и позволяющая участникам освоить их культурные формы, насыщенные традиционными ценностями [1; 3].
Используя инновационные технологии для детей и родителей «Наш досуг», мы рассказываем об истории наших песен, сказок, включаем демонстрации рисунков, костюмов, русских народных игр, загадок. Совместно исполняем народные песни а капелла или под сопровождение аккордеона и всегда опираемся на заинтересованность и помощь родителей.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Например, поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.
Пестушки, произносятся нараспев, тем самым формируют дикцию и мелодичность голоса. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребят в игру. Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом[3; 13]..
Обучение детскому фольклору мы начинаем с предоставления пространства дошкольникам, результативностью активности детей в этом процессе является новый продукт, автором которого выступает сам ребенок. Это создание музыкальных инструментов. (проект «Музыкальная мастерская»). Здесь активность и инициативу поддерживают родители. Мы создали музей русских музыкальных инструментов «Погремушечка». Ведем беседы про музыкальные инструменты нашего народа рассказываем, демонстрируем звучание, приглашаем в сообщество музыкантов-исполнителей. Создан нами и мини-музей-трансформер «Русская изба» (предметы быта крестьянской избы).
Здесь же знакомим гостей с русскими народными играми, с традиционными нарядами воронежского края. Например, ребята-школьники и дошкольники узнают о том, что юбка называется панёва, а клетки из полосочек на панёве имеют большое значение: сколько клеток, столько земли у хозяюшки этой панёвы. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего края, диалектом. Большая работа проводится по развитию речи, в процессе разучивания песен. Если ребенок не может довериться. рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких песенных играх все становится возможным.
Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
У нас, жителей воронежского края есть большая ценность, кладезь культурных традиций великой нашей страны– это народные песни воронежского края.
Напевны и звучны детские народные песни. Они легко поются и без музыкального сопровождения, с голоса (а, капелла).
Приобщение детей к исполнению песен воронежского края, к участию в обрядовых народных праздниках, конкурсах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, тем самым сохраняется достояние нашей России, воспитываются лучшие качества личности подрастающего поколения.
Песенное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, подготавливает его к школьной жизни, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Список использованных источников:
- 1. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51–59. DOI:
- 2. Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. DOI:
- Педагогические исследования. Выпуск 2 © 2020–2021 УДК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2021-105с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "
Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...
Музыкальный фольклор, как средство развития театрализованных музыкальных способностей детей.
Из опыта работы фольклорного кружка "Непоседушки"...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значим...

Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....

Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»
Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...
«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников в ДОУ»
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности.Подготавливая дошкольников к школьной жизни, мы, педагоги, развива...
