«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников в ДОУ»
статья

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности.Подготавливая дошкольников к школьной жизни, мы, педагоги,  развиваемдетей  эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека являетсярусская народная песня. Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения, наполнения особой энергией всего существа ребенка…

 Велико песенное богатство русского народа!

Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни дошкольника. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы-характерные черты русского народного творчества.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bibikova_mv_dikareva_ev_oktyabr_2025.docx26.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                

Елена Владимировна Дикарева, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»

                                                                                                        

Бибикова Марина Викторовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников  в ДОУ»

                                                                                                                            «Все начинается с детства»

                                                                                                                                              В. Сухомлинский.

   Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности. Подготавливая дошкольников к школьной жизни, мы, педагоги,   развиваем детей  эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является русская народная песня. Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения, наполнения особой энергией всего существа ребенка…

   Велико песенное богатство русского народа!

   Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни дошкольника. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы-характерные черты русского народного творчества. 

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Цель: Формирование духовных ценностей на основе традиционной культуры- песенное народное творчество.

Задачи: воспитать бережное отношение к культурно-историческому наследию;

Создать совместный творческий коллектив (долгосрочный проект –  ансамбль русской песни «Ладушка»);

        Тесную творческую связь наши педагоги держат с родителями дошкольников нашего ДОУ: совместно создаем костюмы для выступления, декорации, приобретаем русские народные шумовые инструменты, сами мастерим сообща шумел.ки, трещотки, бубны,  («Творческая мастерская для детей и родителей»- долгосрочный проект ) ,атрибуты…Пополнили предметно-развивающую среду. используя ее в совместной творческой и образовательной работе.  Для родителей  педагоги разработали консультации и тематические папки-передвижки.  

    Исполнение русской  народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство, это  песни бытовые, исторические, обрядовые…

       В репертуар нашего ансамбля русской песни «Ладушка» вошли такие песни, как  «Ай, чу-чу, да  ай, чу-чу!», «Пойду ль, выйду ль я», «А кто у нас хорош?», «В темном лесе, залесью…», «Ах, вы, сени»,    «Комара женить мы будем»...

  Для  всех   групп детского сада вводим русские народные игры с зачином, например:  «Горшки,, «Каравай», «Шла коза по лесу…»…Ведь  очень большое значение имеет вокальное сопровождение игр, которое выступает и частью их содержания, и важнейшим психолого-педагогическим инструментом. Именно в хоровом пении дети привыкают слушать, слышать другого, приходить в унисон под внимательным руководством музыкального руководителя, воспитателя-ведущего. Также    в репертуар   нашего ансамбля вводим «Хороводы и пляски» [2; 14].

    В процессе разучивания фольклорного материала  знакомим ребят  с диалектом  нашего воронежского края (развитие речи, работа над артикуляцией). После освоения достаточного количества игр дети начинают сами играть в игры по своему выбору при организационной поддержке педагогов, а также на прогулках во дворах и парковых зонах, в том числе вовлекая в освоенные игры и своих родителей и сверстников, не имеющих опыта участия в фольклорных игровых занятиях. Игра выступает как динамическая модель социальных отношений в рамках культурной традиции (социокультурная модель), инициирующая весь спектр базовых эмоций, сопровождающих эти отношения, и позволяющая участникам освоить их культурные формы, насыщенные традиционными ценностями [1; 3].

Используя инновационные технологии  для детей и родителей  «Наш досуг», мы рассказываем об истории наших песен, сказок, включаем демонстрации рисунков, костюмов, русских народных игр, загадок. Совместно исполняем народные песни а капелла или  под сопровождение аккордеона и  всегда опираемся на заинтересованность и помощь родителей.

     Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

     Например, поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Пестушки, произносятся нараспев, тем самым формируют дикцию и мелодичность голоса.  Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребят  в игру. Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом[3; 13]..

     Обучение детскому фольклору мы начинаем   с предоставления пространства дошкольникам, результативностью активности детей в этом процессе является новый продукт, автором которого выступает сам ребенок. Это создание музыкальных инструментов. (проект «Музыкальная мастерская»). Здесь активность и инициативу поддерживают родители. Мы создали музей русских музыкальных  инструментов  «Погремушечка». Ведем  беседы  про музыкальные инструменты нашего народа  рассказываем, демонстрируем звучание, приглашаем в сообщество  музыкантов-исполнителей. Создан нами и мини-музей-трансформер  «Русская изба» (предметы быта крестьянской избы).

     Здесь же знакомим гостей  с русскими народными играми, с традиционными нарядами воронежского края. Например, ребята-школьники и дошкольники  узнают о том, что   юбка называется панёва, а клетки из полосочек на панёве имеют большое значение: сколько клеток, столько земли у хозяюшки этой панёвы. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего края, диалектом. Большая работа проводится по развитию речи, в процессе разучивания песен. Если ребенок не может довериться. рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких песенных играх все становится возможным.

     Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

     У нас, жителей воронежского края есть большая ценность, кладезь культурных традиций великой нашей страны– это народные песни воронежского края.

     Напевны и звучны детские народные песни. Они легко поются и без музыкального сопровождения, с голоса (а, капелла).

Приобщение детей к исполнению песен воронежского края, к участию в обрядовых народных праздниках, конкурсах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, тем самым сохраняется достояние нашей России, воспитываются лучшие качества личности подрастающего поколения.

     Песенное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, подготавливает его к школьной жизни, но и способствует  его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Список использованных источников:

  1. 1. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51–59. DOI: 10.17759/chp.2017130307
  2. 2. Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. DOI: 10.17759/psylaw.2020100206
  3. Педагогические исследования. Выпуск 2 © 2020–2021  УДК 78.05 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2021-105с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.

Статья ориентированна на личный профессиональный опыт...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute...

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение). Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно в...

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психо...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников».

Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку  выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работ...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...