«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников в ДОУ»
статья
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности.Подготавливая дошкольников к школьной жизни, мы, педагоги, развиваемдетей эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека являетсярусская народная песня. Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения, наполнения особой энергией всего существа ребенка…
Велико песенное богатство русского народа!
Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни дошкольника. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы-характерные черты русского народного творчества.
«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Елена Владимировна Дикарева, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»
Бибикова Марина Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»
«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников в ДОУ»
«Все начинается с детства»
В. Сухомлинский.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности. Подготавливая дошкольников к школьной жизни, мы, педагоги, развиваем детей эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является русская народная песня. Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения, наполнения особой энергией всего существа ребенка…
Велико песенное богатство русского народа!
Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни дошкольника. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы-характерные черты русского народного творчества.
«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.
Цель: Формирование духовных ценностей на основе традиционной культуры- песенное народное творчество.
Задачи: воспитать бережное отношение к культурно-историческому наследию;
Создать совместный творческий коллектив (долгосрочный проект – ансамбль русской песни «Ладушка»);
Тесную творческую связь наши педагоги держат с родителями дошкольников нашего ДОУ: совместно создаем костюмы для выступления, декорации, приобретаем русские народные шумовые инструменты, сами мастерим сообща шумел.ки, трещотки, бубны, («Творческая мастерская для детей и родителей»- долгосрочный проект ) ,атрибуты…Пополнили предметно-развивающую среду. используя ее в совместной творческой и образовательной работе. Для родителей педагоги разработали консультации и тематические папки-передвижки.
Исполнение русской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство, это песни бытовые, исторические, обрядовые…
В репертуар нашего ансамбля русской песни «Ладушка» вошли такие песни, как «Ай, чу-чу, да ай, чу-чу!», «Пойду ль, выйду ль я», «А кто у нас хорош?», «В темном лесе, залесью…», «Ах, вы, сени», «Комара женить мы будем»...
Для всех групп детского сада вводим русские народные игры с зачином, например: «Горшки,, «Каравай», «Шла коза по лесу…»…Ведь очень большое значение имеет вокальное сопровождение игр, которое выступает и частью их содержания, и важнейшим психолого-педагогическим инструментом. Именно в хоровом пении дети привыкают слушать, слышать другого, приходить в унисон под внимательным руководством музыкального руководителя, воспитателя-ведущего. Также в репертуар нашего ансамбля вводим «Хороводы и пляски» [2; 14].
В процессе разучивания фольклорного материала знакомим ребят с диалектом нашего воронежского края (развитие речи, работа над артикуляцией). После освоения достаточного количества игр дети начинают сами играть в игры по своему выбору при организационной поддержке педагогов, а также на прогулках во дворах и парковых зонах, в том числе вовлекая в освоенные игры и своих родителей и сверстников, не имеющих опыта участия в фольклорных игровых занятиях. Игра выступает как динамическая модель социальных отношений в рамках культурной традиции (социокультурная модель), инициирующая весь спектр базовых эмоций, сопровождающих эти отношения, и позволяющая участникам освоить их культурные формы, насыщенные традиционными ценностями [1; 3].
Используя инновационные технологии для детей и родителей «Наш досуг», мы рассказываем об истории наших песен, сказок, включаем демонстрации рисунков, костюмов, русских народных игр, загадок. Совместно исполняем народные песни а капелла или под сопровождение аккордеона и всегда опираемся на заинтересованность и помощь родителей.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Например, поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.
Пестушки, произносятся нараспев, тем самым формируют дикцию и мелодичность голоса. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребят в игру. Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом[3; 13]..
Обучение детскому фольклору мы начинаем с предоставления пространства дошкольникам, результативностью активности детей в этом процессе является новый продукт, автором которого выступает сам ребенок. Это создание музыкальных инструментов. (проект «Музыкальная мастерская»). Здесь активность и инициативу поддерживают родители. Мы создали музей русских музыкальных инструментов «Погремушечка». Ведем беседы про музыкальные инструменты нашего народа рассказываем, демонстрируем звучание, приглашаем в сообщество музыкантов-исполнителей. Создан нами и мини-музей-трансформер «Русская изба» (предметы быта крестьянской избы).
Здесь же знакомим гостей с русскими народными играми, с традиционными нарядами воронежского края. Например, ребята-школьники и дошкольники узнают о том, что юбка называется панёва, а клетки из полосочек на панёве имеют большое значение: сколько клеток, столько земли у хозяюшки этой панёвы. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего края, диалектом. Большая работа проводится по развитию речи, в процессе разучивания песен. Если ребенок не может довериться. рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких песенных играх все становится возможным.
Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
У нас, жителей воронежского края есть большая ценность, кладезь культурных традиций великой нашей страны– это народные песни воронежского края.
Напевны и звучны детские народные песни. Они легко поются и без музыкального сопровождения, с голоса (а, капелла).
Приобщение детей к исполнению песен воронежского края, к участию в обрядовых народных праздниках, конкурсах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, тем самым сохраняется достояние нашей России, воспитываются лучшие качества личности подрастающего поколения.
Песенное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, подготавливает его к школьной жизни, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Список использованных источников:
- 1. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51–59. DOI: 10.17759/chp.2017130307
- 2. Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. DOI: 10.17759/psylaw.2020100206
- Педагогические исследования. Выпуск 2 © 2020–2021 УДК 78.05 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2021-105с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.
Статья ориентированна на личный профессиональный опыт...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»
Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute...

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»
Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение). Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно в...
Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.
Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психо...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников».
Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работ...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»
Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»
Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...