конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Борозенец Татьяна Васильевна

конспект занятия по развитию речи подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Сундучок бабушки Рассказушки»

Цель: совершенствование звуковой культуры речи, развитие речи детей через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение образовывать прилагательные из существительных;

- Продолжать учить классифицировать по заданному основанию;

- Упражнять в умении отгадывать загадки.

Развивающие:

- Развивать интонационную выразительность речи;

- Активизировать творческую речевую деятельность;

- Развивать память, мышление, образное восприятие.

Воспитательные:

- Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии;

- Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом и конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации.

Программное содержание:

Активизация творческой речевой деятельности детей через театрализацию.

Предварительная работа:

- чтение сказок, их классификация, а также чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» и беседа о прочитанном;

- выполнение разнообразных речевых заданий и пальчиковой гимнастики;

- игры с дидактическим материалом, развивающие логическое мышление и мелкую моторику, разучивание игры «Кот и мыши».

Форма проведения: сказочное путешествие.

Персонажи: бабушка Рассказушка, Котишка-Плутишка.

Материалы и оборудование: сундучок со «сказочными» предметами (хрустальная туфелька, веретено, скалка, золотой ключик, горошина, яйцо, золотая рыбка и др.), демонстрационные материалы по сказкам, дидактические картинки, презентация «Загадки про сказочных героев», костюмы бабушки Рассказушки и Котишки-Плутишки и др.

Ход занятия:

Звучит веселая русская народная мелодия, дети входят в зал. Навстречу им выходит бабушка Рассказушка.

Бабушка. Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я – бабушка Рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу! Их в сундучок волшебный собираю: какие – в народе услышу, какие – сама сочиняю! Сундучок мой волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, не расскажет. (Аккуратно ставит сундучок на пол). Ребята, а вы сказки любите? (Ответы детей). А много ли вы сказок знаете? Давайте проверим. Я буду из своего заветного сундучка волшебные предметы доставать, а вы мне сказку называть – говорить, из какой сказки этот предмет. Рассаживайтесь на стульчики поудобнее, да будьте внимательны.

Дети садятся на стульчики, а бабушка Рассказушка начинает доставать из сундучка предметы. Дети называют сказку, из которой тот или иной предмет, и говорить, кому из сказочных героев он принадлежал.

Бабушка. Да, внучата мои милые, на какой предмет ни посмотришь – сразу сказку вспомнишь! Быстро вы ответили, много сказок знаете. А теперь попробуйте отгадайте, о ком из сказочных персонажей идет речь:

1) деревянный мальчик с длинным носом (Буратино);

2) девочка с голубыми волосами (Мальвина);

3) мальчик-луковка (Чиполлино);

4) самая сильная в мире девочка, очень добрая и веселая, рыжая, носит чулки (Пеппи Длинный чулок);

5) мужчина в полном расцвете сил, живет на крыше (Карлсон);

6) на печи сидит, ведрам идти велит (Емеля).

Я, ребятишки, совсем уже старенькая стала, забываю – с каких слов обычно сказки-то начинаются?

Дети. «Жили-были», «жил да был», «жила-была».

Бабушка. А какими словами сказки обычно заканчиваются, вы тоже, поди, знаете?

Дети. «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец», «И стали они жить-поживать да добра наживать», «И я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало», «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Бабушка. Я вижу, ребята вы толковые, грамотные, много знаете, наверное, уже сами читаете? (Ответы детей). А помогите мне, старушке, добраться до своей избушки. Вот указатель на пути. Не могу прочесть, что на нем написано?

Дети. «Просто» и «Сказка».

Бабушка. Если «Просто» написано, то какая дорога будет и до какой избушки она доведет?

Дети. Дорога простая и доведет до простой избушки.

Бабушка. А если «Сказка» написано, то какая дорога будет и до какой избушки она доведет?

Дети. Сказочная дорога доведет до сказочной избушки.

Бабушка. Молодцы, ребятки, как много вы знаете! Думаю, по сказочной дороге в сказочный домик идти будет гораздо интереснее. А вы как думаете, ребята?

Ответы детей.

Бабушка. Отправляемся в дорогу! Заодно поможем тем, кто нуждается в нашей помощи.

Под веселую музыку дети идут по дороге за бабушкой, наклоняясь и приседая, как будто пробираются под ветками сказочных деревьев.

Бабушка. Путь нелегкий, чтобы дойти, надо выполнить разные задания. Все задания появляются и в презентации на слайдах.

1) «Помоги Чебурашке»

Бабушка. Чебурашка попал под дождь. Чтобы дождь побыстрей закончился, надо решить примеры на «капельках».

Дети решают несложные примеры. Бабушка убирает «капельки» с решенными примерами в ведерко.

2) «Научи Незнайку говорить правильно»

Бабушка. Незнайка после полета на Луну разучился правильно говорить. Научите его правильно расставлять ударения в словах, исправьте ошибки, которые допустил Незнайка.

Дети расставляют ударения в несложных словах, написанных на карточках.

3) «Составь Цветик-семицветик»

Бабушка. Сильный ветер повредил все цветочки на моей любимой волшебной полянке. Пусть каждый соберет по Цветику-семицветику.

Дети получают стебелек и лепесточки с клейкой серединкой, на которую в правильном порядке крепят лепесточки.

4) «Овощи — фрукты»

Бабушка. Разложите по разным блюдам овощи и фрукты.

Дети успешно справляются со всеми заданиями и подходят к «избушке».

Бабушка. Вот мы и пришли. Садитесь, дети, отдохните с дороги, а я молочка налью да кота своего, Плутишку, напою.

Бабушка поит кота. Зовет его, уходит. Появляется Котишка-Плутишка.

Плутишка. Привет, девчонки и мальчишки! Я – Кот, меня зовут Плутишка. Я настоящий кот, говорящий! В амбар бабушкин залез, мышей погонял, молока напился, сальцем закусил, сметанкой зализал. А теперь с вами поиграть хочу!

5) Игра «Кот и мыши».

Котишка-Плутишка спит, дети бегают и произносят следующие слова.

Мыши, мыши, выходите: Поиграйте, порезвитесь! Выходите поскорей, Спит усатый кот-злодей! Тра-та-та, тра-та-та, Не боимся мы кота!

Кот просыпается, дети замирают на месте. Тех, кто шевелится, кот выводит из игры, усаживает на стульчики.

Плутишка. Плутишка обращает внимание детей на бабушкин сундук. Интересно, что бабуля новенького принесла? (Копается в сундучке, выкладывает все предметы на стол, сдвигает нечаянно сундук на край стола и роняет его. Сундук падает и захлопывается. Кот всячески пытается его открыть). Ребята, силой здесь не справиться. Помогите открыть сундучок ласковыми словами да волшебными заклинаниями.

Дети по очереди просят сундучок открыться, говорят ласковые слова, волшебные заклинания из разных сказок. Сундучок не открывается.

Плутишка. Ничего не получается! Ох, и попадет мне от бабули!

Заходит бабушка Рассказушка.

Бабушка. А, вот ты где, Плутишка! С ребятами играешь? Молодец! Садись, я тебе и ребятам сказку новую расскажу, такую интересную, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал. Сейчас я только сундучок открою...

Плутишка. Бабуля, погоди сказку сказывать. Я знаю, что ты у нас говорунья отменная, такая, что не каждому тебя переговорить под силу. Давай посоревнуемся с ребятами, кто кого переговорит.

Бабушка. Давай!

Проводятся речевые игры с элементами соревнования.

1) «Скороговорка»

Бабушка достает карточки из-под коврика, каждый ребенок по желанию выбирает себе любую карточку, переворачивает ее и проговаривает скороговорку с соответствующей интонацией: весело, грустно, удивленно, вопросительно, восклицая, как лиса, медведь, волк или ежик.

2) «Рифмы»

Дети подбирают рифмы к словам, которые произносит Котишка.

3) «Имена»

Дети выбирают любое имя и проговаривают фразу по образцу: «Тетя Женя всех поженит, переженит» или «Дядя Паша все попашет, перепашет, выпашет».

4) «Скажи наоборот»

Детям подбирают антонимы к словам, которые называют бабушка и Котишка-Плутишка.

Бабушка. Ну а теперь-то я вам точно сказочку расскажу! Где же сундучок?

Плутишка. Погоди, бабуля, давай лучше песню твою любимую споем, а девочки потанцуют. Смотри, они какие красивые! Не зря, видать, наряжались. А я им платочки приготовил, сейчас раздам.

Бабушка. Отчего не спеть, споем! А девочки пусть потанцуют.

Кот и бабушка исполняют песню «Частушки бабки Ёжки». Девочки исполняют танец.

Бабушка. Котик, неси мне сундучок со сказками, я же все-таки бабушка Рассказушка, должна малым деткам сказки сказывать.

Кот выносит палочки с нитками.

Плутишка. Бабуля, какие сказки?! Какие сказки, когда дел полным-полно! Вот, нитки смотать надо.

Бабушка. Так ребята помогут, мы быстро с их помощью управимся!

5) Игра «Кто быстрее»

Дети на скорость наматывают нитки на палочки.

Бабушка находит под столом сундучок.

Бабушка. Так я и знала, Плутишка что ты от меня что-то скрываешь! Что с сундучком натворил?

Плутишка. Заигрался, уронил, я больше так не буду...

Бабушка. Открывать пробовали? А ласково просили? И волшебные заклинания говорили? Ничего не помогло? Да, видно, сильно ты его уронил. Теперь только новая сказка открыть сундучок сможет.

Плутишка. А где ее взять?

Бабушка. Сами сочиним!

Плутишка. Ой, я сейчас быстренько сочиню про доктора Айболита!

Бабушка. Не пойдет, такая сказка уже есть.

Плутишка. Ну, тогда про Бармалея!

Бабушка. И такая уже есть.

Плутишка. О! Про репку!

Бабушка. И про репку уже давно придумали. Я же говорю, что новая сказка нужна, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал, чтобы сундучку понравилась. Вот тебе, котик, какие сказки больше нравятся?

Плутишка. Там, где я участвую, например «Кот в сапогах», «Кот, петух и лиса».

Бабушка. Вот-вот, думай... Ребята, о чем нам сказку-то сочинить и как ее назвать?

Дети предлагают сочинить сказку про сундучок и назвать ее «Сундучок», «Волшебный сундучок» или «Бабушкин сундучок».

Бабушка. Ребята, давным-давно на Руси писали на бересте. И мы сегодня с вами сказку свою напишем на бересте. Посмотрите, сколько разных картинок есть у меня (выносит из домика картинки с различными персонажами из разных сказок). Давайте выберем самые интересные, разложим их на бересте по порядку. А теперь попробуем сказку по картинкам сочинить, а ты, Плутишка-грамотейка, записывать за нами будешь.

Звучит легкая музыка, дети сочиняют сказку, наклеивают картинки, читают сказку полностью. Кот обнаруживает, что сундучок открылся. Бабушка заглядывает в сундучок и достает из него подарки – новые детские книжки. Дети, рассматривают книжки, благодарят бабушку, прощаются с ней. Котишка провожает детей в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...