Презентация. Ощущение и восприятие.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

Формирование и развитие восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshchushchenie_i_vospriyatie_yulya.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ощущение и восприятие

Слайд 2

Ощущение – это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов материального мира и внутренних состояний организма (цвет, свет, тепло, боль и т. д.), результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на соответствующие рецепторы. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс приема и ее первичной обработки – сенсорной деятельностью.

Слайд 3

Процесс появления ощущения: В результате возникновения раздражения вызывается возбуждение, которое по афферентным нервам поступает в кору головного мозга, в результате чего возникают ощущения. Таким образом, можно говорить о том, что процесс ощущения – это чувственное отображение существующей объективной реальности. Информация взята

Слайд 4

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. Экстероцептивные ощущения связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, кожными. Интероцептивные (или органические) ощущения связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Проприоцептивные ощущения, кинестетические, т. е. двигательные и статические, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Это ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

Слайд 5

По наличию или отсутствию контакта с раздражителем выделяют: 1. Дистантные ощущения — без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные. 2. К онтактные ощущения — при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, кожные и двигательные. В классической психологии выделяют пять основных видов ощущений по виду анализатора: вкус обоняние зрение осязание слух

Слайд 6

Свойства ощущений: Качество – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность – это временная характеристика ощущений, которая определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств человека. Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, который дает нам сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве. Адаптация — это изменение чувствитель­ности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Сенсибилизация — это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Слайд 7

Развитие ощущений. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды. Обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Зрение: Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Слайд 8

Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущений, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Слайд 9

Физиологический механизм восприятия Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация

Слайд 11

Зрительное : « Деревянные катушки » Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете. Оборудование: деревянные катушки с разноцветными нитками. Инструкция: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет. 2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек. 3. «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый . « Цилиндры » Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия величины. Оборудование: цилиндры. Инструкция: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

Слайд 13

« Найди цветок для бабочки » Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете. Оборудование: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, зеленого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей. Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок? Дети называют 4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть. После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки ? « Бусы » Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мелкой моторики рук; закреплять представления о форме. Оборудование: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур. Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик. Варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

Слайд 15

Игра «Наложенные изображения» Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам. Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, игрушек и т.д.). Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.

Слайд 16

Вкусовое : 1. Упражнение «Вкусовые банки» Готовятся растворы : сладкий, соленый, кислый. Ребенок пробует и обозначает словом свои ощущения. 2. Игра «Определи на вкус» Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами. Варианты : - ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты; - ребенок с закрытыми глазами определяет разные сорта хлеба; - ребенок определяет что за фрукт он попробовал; - ребенок на вкус определяет сорт орехов - ребенок определяет сорт варенья, конфет

Слайд 17

Обонятельное : Игра «Коробочки с запахами » пособие Монтессори Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.

Слайд 18

1. Упражнение «Овощи и фрукты» Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты . 2. Игра «Поможем обезьянке» По стаканам разложены продукты питания - хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета - мыло, духи, зубная паста. Предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты .

Слайд 19

Восприятие своего тела в пространстве: ориентировка в собственных частях тела: Покажи левой рукой правый глаз. Пространство-рисование по клеточка. Игра «Обезьянки» Цель : развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, словесно обозначать части тела Ход игры . Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. Игра «Части тела» Цель : развивать умение ориентироваться на собственном теле , при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины . Ход игры . Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки . Тот говорит : «Это моя левая рука» . Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу. Игра «Найди пару» Цель : развивать умение различения правой и левой сторон тела. Оборудование : несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. п. Ход игры : ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног ) .

Слайд 20

Игра «Не ошибись!» Цель : развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела Оборудование : зеркало Ход игры . Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия : «над головой» , «под носом» , «за ухом» , «перед глазами» , «на груди» , «под подбородком» и т. д. Игра «Вверху-внизу» Цель : развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела Ход игры . Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу . Например : пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея. Игра «Путаница» Цель : Развивать умение перекрестного соотнесения сторон собственного тела Ход игры . Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.

Слайд 21

Температурное : «Угадай, какой это предмет» Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий. Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода. Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко. Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка . «Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей на ощупь. Сделать выводы.

Слайд 22

Тактильное : различные тактильные пособия. Игра волшебный мешочек: угадай предмет, найди одинаковые. Игра «Снежинки» На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл . Игра «Узнай фигуру» На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Слайд 23

Слуховое : Игра «Узнай по звуку» Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными музыкальными инструментами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук. 3. Игра «Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук. 4. Игра «Кто больше?» Дети закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал. 5. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

Слайд 24

Восприятие времени движения пространства (формы, величины, расстояния, расположения предметов);

Слайд 25

Форма : Доска Сегена, волшебный мешочек.

Слайд 26

Величина : расставить предметы от большего к меньшему, найти одинаковые предметы (палочки Кюизенера)

Слайд 27

Расстояние : Назови что ближе/дальше на картинке/в обстановке.

Слайд 28

Расположение: назови что слева/справа от тебя? Положи фломастер за коробку, слева от коробки и т.д. (с реальными предметами)

Слайд 29

Время : Расположить картинки в верном порядке (Времена года/суток) По описанию назвать время суток/показать картинку (темно и все спят – это ночь)

Слайд 30

Движение: Запрещённое движение(Повторяй все движения кроме…)

Слайд 31

Свойства восприятия: Предметность восприятия Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. Пример : Описать какой-либо предмет (фрукт \ овощ): цвет, форма, размер, вкус, запах. Сравнить предметы: найти общее и различное у предмета.

Слайд 32

Целостность восприятия Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью. Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Пример : Задание «Конструирование из палочек» Цель: выявить уровень развития целостного восприятия, анализа образца. (Достроить домик)

Слайд 33

Игра «Разрезные картинки» Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет. Игра «Склеим чайник» Предложите ребенку «склеить» разбитый чайник из осколков. Покажите картинку с целым чайником – образец: «Вот такой чайник должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника. Игра «Незаконченные рисунки» Цель: развитие умения находить недостающие элементы. Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш. Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.

Слайд 34

Константность восприятия Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Пример : Показать картинки и попросить сказать ,что на самом деле больше. (человек или кошка) Какого цвета предмет быть не может (Синий помидор) Лимон кислый или горький?

Слайд 35

Апперцепция Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего. Пример : Что ты видишь на картинке? Например: Картинка Дня рождения. Ребенок может понять, что это праздник, но не понять какой именно (не увидеть торт со свечами). (При интерпретации сюжетных изображений каждый ребенок выделяет, замечает что-то свое. Ребенок может не заметить одной из главных частей рисунка.)

Слайд 36

Структурность восприятия Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. Пример : Поиск соединительных звеньев Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль);

Слайд 37

Активность (избирательность) восприятия Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). Пример : покажи предмет по описанию (овощи \ фрукты \транспорт \ одежда \ предметы быта ) Покажи все жёлтые предметы.

Слайд 38

Осмысленность восприятия Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. Пример : назови для чего нужен этот предмет? (зонтик) Придумать на что похоже пятно/клякса.

Слайд 39

Нарушения восприятия 1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений. Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

Слайд 40

Нарушения восприятия Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета. Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ)

Слайд 41

Развитие восприятия Младший дошкольный возраст (3-4 года) носит предметный характер. Все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., ребёнок воспринимает слитно, нераздельно с предметом. Считая, что данное свойство принадлежит данному предмету, выделяет этот предмет от других. Далее, действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать и разнообразие свойства предметов. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), ребёнок осваивает приёмы активного ознания свойства предметов путём наложения, прикладывания, измерения. В процессе активного познания ребёнок знакомится с цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности, учится различать их оттенки и особенности. В старшем дошкольном возрасте (5-6лет) ребёнок учится различать разновидности свойств, обнаруживать их сочетания в целостных предметах, учится словесному описанию, использованию свойства предметов в разных видах деятельности. В этом возрасте знание о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью. Ребёнок осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Слайд 42

Визуал . На занятиях сидит спокойно, внимательно слушает педагога, добросовестно выполняет задания, при необходимости задаёт вопросы, участвует активно в обсуждении проблемы , спорит. Когда речь идет о визуальном воспоминании — смотрит влево — вверх; когда что–либо создаёт, конструирует , обращаясь к своим визуальным фантазиям , смотрит вправо — вверх. При объяснении представляет детализированную картину . Помнит то что видел. При восприятии заданий выделяет то, что важно для него. Для него важно, чтобы нарисованное воспринималось зрительно. При общении визуалу присущи жесты, подчёркивающие его речь. При разговоре смотрит на собеседника и в даль. Если он выражает чувства, эмоции смотрит вправо- вниз, когда идёт внутренний диалог — влево — вниз. Для визуалов очень важно развивать пространственное восприятие. Их вероятные способности: мыслить в картинках; создавать зрительные образы; чувствовать форму. Ребёнок-визуал любит искусство; запоминает с помощью картинок; хорошо чувствует цвет; для создания образов использует все органы чувств .

Слайд 43

Аудиал . В беседе и в повседневной жизни смотрит по горизонтали вправо — влево или вниз — влево. Если он воспроизводит речь, звуки по памяти, то смотрит влево по горизонтали, когда конструирует речевые образы (речь, звуки) смотрит вправо, при внутреннем диалоге — влево — вниз. На занятиях он легко отвлекается, любит дискуссии , помнит то, что обсуждал. В отличии от визуалов, который видит картину в целом, аудиал воспринимает знания на слух, запоминает по шагам, процедурам. Отвечает в логической последовательности, как бы прокручивает аудиокассету. Жестов , как правило, не много. Аудиалы любят музыку. В ней они в первую очередь полагаются на свой слух, что, возможно, отражает их музыкальный интеллект. Вероятные способности: чувствителен к тону, ритму, тембру, к эмоциональному воздействию музыки.

Слайд 44

Кинестет . Ребенок-кинестет ориентирован на физические реакции , при обращении к внутреннему миру ощущений и чувств смотрит вниз и вправо. Говорит медленно, жесты плавные либо совсем отсутствуют . Запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или увидено. Музыку воспринимает чувственно, реагирует на её ритм , на взаимодействие с собственными двигательными импульсами . В общении стоит близко, старается касаться партнера. Вероятные способности ребенка-кинестета: хорошо контролирует свое тело, хорошо чувствует ритм; быстрая реакция и хорошие рефлексы; лучше всего учится чему-либо, двигаясь; любит прикасаться к объектам; быстро адаптируется к условиям изменяющейся среды; играет с предметами во время прослушивания информации; техническое мышление .

Слайд 45

Для поддержания детей-визуалистов в процессе обучения: использовать большое количество наглядности, придумывать схемы, символы, внедрять искусство в другие предметы обучения, зрительно представлять изучаемый предмет. Для развития ребенка-аудиала: в процессе обучения необходимо использовать музыку как фон во время работы; представлять (рисовать картины под музыку); использовать музыку для расслабления. Для развития ребёнка-кинестета: Необходимо обучать через практические действия (тактильный опыт), часто делать «схемы состояния»; использовать для обучения движения (пластические этюды, танцы); восстанавливать в памяти полученную информацию, когда ребенок находится в движении (логоритмика).

Слайд 46

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология. Ощущение и восприятие

Все психические процессы, с помощью которых человек познает мир, называются познавательными психическими процессами. К ним относятся: ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память...

Развитие в условиях зрительной депривации тактильных ощущений и восприятия

Совершенно очевидно, что зрительная депривация обуславливает серьёзные потери в области чувственного познания, влияет на развитие психики и её проявления. Поэтому важно в период дошкольного детства на...

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство фо...

Развитие отдельных видов ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста.

Сенсорика не дана ребенку от рождения в готовом виде, она формируется в процессе его жизни.Органической предпосылкой сенсорного развития является созревание анализатора. Однако для сенсорных процессов...

ТБ. Ощущение и восприятие.

Таблица по познавательным процессам - ощущение и воприятие....