Танцевально-игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ" как средство развития творческих способностей дошкольников
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей на занятиях физической культуры в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА «СА – ФИ - ДАНСЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                            Миронова А.В., учитель физической культуры

                                                                   ГБОУ СОШ № 290 Красносельского р-на, г. СПб

                                 Сайкина Е. Г., д.п.н., профессор

                      РГПУ имени А.И. Герцена,

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. По мнению исследователей именно этот возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, творческих, познавательных.

Творческие способности помогают будущим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни.

Они далеко не новый предмет исследования. Вопросы, их развития раскрываются в работах многих выдающихся исследователей.

Однако на физкультурных занятиях в ДОУ развитию творческих способностей уделяется не достаточное внимание. В основном программы по физической культуре решают задачи по развитию двигательных способностей, формированию двигательных умений и навыков, но в то же время появляются инновационные технологии, оздоровительные программы, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и  творческих. Например: «Игровой стретчинг» (А.Г. Назарова, 1995), «Танцевально-игровая гимнастика» (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2001), «Ритмическая мозаика» (А.И. Буренина, 2000).  

На наш взгляд из появляющихся программ танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ»  (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2001), пользуется наибольшей популярностью у специалистов физической культуры и наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и творческих.  

Целью нашего исследования явилось определение эффективности занятий танцевально-игровой гимнастики как  средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения цели использовались следующие  методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных и научно-методических материалов по исследуемой проблеме;

- анализ программ  и педагогических технологий дополнительного образования;

-опрос (анкетирование);

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

-метод математической обработки материалов исследования

 Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволил выявить основные компоненты творческих способностей в старшем дошкольном возрасте такие как: воображение и творческое мышление. Также были выявлены условия, которые позволяют наилучшим образом повлиять на  развитие творческих способностей. Всего выделено шесть  основных условий: раннее физическое развитие ребёнка; создание благоприятной обстановки; максимальное напряжение сил; предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности; превращать помощь в подсказку; создание тёплой, дружелюбной атмосферы в коллективе.

В результате выявлены компоненты творческих способностей, условия их развития, а также определены ведущие виды деятельности  дошкольника, в которых эффективно развиваются творческие способности. К ним относятся: игра, музыка, танец.

Сравнительный анализ программ проводился с целью определения средств, методов и форм, которые наиболее эффективно способствуют  решению поставленных задач.

В результате сравнительного анализа программ и педагогических технологий дополнительного образования по физическому воспитанию, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие методы, приёмы и средства: игровой метод; сюжетно – игровые упражнения; импровизация, подражание, образные сравнения; нетрадиционная атрибутика. Среди всех программ особое внимание развитию творческих способностей уделяет программа по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ» авторов Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилёвой (2001).

Опрос руководителей физического воспитания показал, что при занятиях физической культурой с детьми в дошкольном учреждении необходимо вместе с базовой программой использовать дополнительные программы по физическому воспитанию. Так как они представляют собой идею конкретного физического совершенствования отдельных сторон личности ребёнка и предполагают использование ограниченного круга средств и методов.

Анкетирование специалистов проводилось с целью определения результативности применения танцевально-игровой гимнастики для развития творческих способностей. В анкетировании участвовали 12 специалистов, стажем работы от 8 до 26 лет, применяющих программу «СА – ФИ – ДАНСЕ» в занятиях с дошкольниками (Таб.1).

Анкетирование специалистов по физической культуре                        Таблица 1

Вопрос анкеты

Результат

1.Считаете ли Вы, что наряду с оздоровительными, воспитательными задачами в детском саду, нужно решать задачи по развитию творческих способностей?

100% руководителей физического воспитания признают, что необходимо решать как оздоровительные, воспитательные задачи, так и по развитию творческих способностей.

2. Решаете ли Вы задачи по развитию творческих способностей?

100% педагогов дали также утвердительный ответ на данный вопрос.

3.Является ли на Ваш взгляд средством развития творческих способностей применение упражнений танцевально-игровой гимнастики?

На этот вопрос 100% руководителей дали положительный ответ.

4. Знакомы ли Вы с программой по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ»?

100% педагогов по физической культуре в ДОУ знакомы с данной программой.

5. Используете ли Вы в своей работе программу по танцевально-игровой гимнастике?

- парциально;

- отдельные комплексы упражнений;

- целиком.

Однако, только 91,6%  педагогов используют в своей работе программу по танцевально-игровой гимнастики. Причём парциально используют 33,6 %, отдельные комплексы упражнений  33%, целиком 25%.

6. Оцените по 5 – бальной шкале в зависимости от степени значимости, и укажите наиболее эффективные средства,  которые наилучшим образом содействует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: игры, сюжетные уроки, музыка, танец, импровизация.

Из всех средств 75% педагогов по физической культуре наибольшее значение придают игре; 41% музыке и танцу. Однако 33% отдают предпочтение сюжетным урокам и 16% считают, что это импровизация.

7. Согласны ли Вы с утверждением, что игровой метод является самым эффективным в процессе развития творческих способностей?

91,6% руководителей физического воспитания признают игровой метод наиболее эффективным.

Для определения эффективности разработанной методики по танцевально-игровой гимнастике и определении её влияния на развитие творческих способностей проводился педагогический эксперимент,

Он проходил с сентября 2007г. по май 2008г с участием 20 детей старшего дошкольного возраста на базе ГДОУ детского сада № 9 Красносельского района Санкт - Петербурга. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. До педагогического эксперимента группы были однородны. Занятия проводились  2 раза в неделю по 30 минут. Контрольная группа занималась по программе Т.С. Васильевой, экспериментальная группа по экспериментальной методике с применением танцевально-игровой гимнастики. Была разработана экспериментальная методика по развитию творческих способностей детей. Методика включала в себя следующие разделы программы «СА – ФИ - ДАНСЕ»: строевые упражнения, комплексы танцевально-ритмической гимнастики применялись в подготовительной части занятия; музыкально-подвижные игры, подвижные игры применялись в основной части занятия; креативная гимнастика, упражнения на расслабление и развитие гибкости, пальчиковая  гимнастика применялись в заключительной части занятия. Для закрепления изученного материала проводились сюжетные занятия. Также для развития физических качеств в методику были включены основные движения (строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии), которые изложены в программе воспитания и обучения в детском саду (М.А. Васильева, 1985).

До и после педагогического эксперимента, проводилось тестирование творческих способностей,  по методикам М.В. Ильиной (2004) и Р.С. Немова (2003), двигательных способностей по методике Н.Л. Петренкиной (2006). Достоверность результатов определялась по t – критерию Стьюдента.

В результате проведённого эксперимента выявлено, что средний прирост показателей творческих способностей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах достоверно улучшился, но в экспериментальной группе он оказался значительно выше  (Рис. 2).

Рисунок 2

Изменение показателей творческих способностей в процессе эксперимента (%) на занятиях физической культуры

1 - тест «Составление изображений объектов»

2 - тест «Придумай рассказ»

3 - тест «Узнай кто это»

4 - тест «Стоп – кадр»

5 - тест «Танец в образе»

6 - тест « Придумай танец»

Так в тесте для определения образного мышления «Составление изображений объектов» в контрольной группе он составил 19%, а в экспериментальной 30%. В тесте «Придумай рассказ» для определения уровня воображения в контрольной группе средний прирост составил 15%, а в экспериментальной 46%. Также в тесте для определения целостного восприятия и воссоздающего воображения «Узнай кто это» в контрольной группе он составил 29%, а в экспериментальной 40%. В тесте «Стоп – Кадр», в котором определялась эмоциональность в контрольной группе средний прирост составил 33%,  а в экспериментальной 38%. В тесте для выявления умения импровизировать под музыку «Танец в образе» в контрольной группе он составил 34%,  а в экспериментальной 32%. В тесте «Придумай танец» для определения двигательного запаса в контрольной группе прирост составил 32%, а в экспериментальной 31%.

В результате педагогического эксперимента были определены и показатели развития двигательных способностей (Рис. 3). Как в контрольной группе, так и в экспериментальной они дали положительный прирост. Однако в экспериментальной группе прирост оказался значительно выше. Так в тесте  для определения координации движений «Челночный бег» средний прирост оказался почти одинаковым и составил в контрольной группе 4,5%, а в экспериментальной 4,6%. Для определения скоростно-силовых способностей в тесте «Прыжок в длину с места» он составил в контрольной группе 3 %,  а в экспериментальной 5 %. В тесте «Подъём туловища в сед из положения, лёжа» средний прирост составил в контрольной группе 8 %, а в экспериментальной 13 %.

Рисунок 3

Изменение показателей двигательных способностей в процессе эксперимента (%) на занятиях физической культуры

                                                                           

1 - тест «Челночный бег»

2 - тест «Прыжок в длину с места»

3 - тест «Поднимание туловища в сед  из положения лёжа»                                                                                                        

До и после педагогического эксперимента нами проводилось анкетирование родителей занимающихся детей, с целью выявления, уровня фантазии ребёнка на основании методики М.В. Ильиной (2004). В результате было определено, что до педагогического эксперимента высокий уровень развития фантазии составил 43%, средний уровень 35%, низкий 22%, а после эксперимента высокий уровень развития фантазии составил 50%; средний уровень – 40% и низкий уровень 10%  (Рис. 4)

Рисунок 4

Изменение уровня развития фантазии детей старшего дошкольного возраста

В результате проведённого исследования было установлено, что экспериментальная методика содействует повышению уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент показал эффективность применения экспериментальной методики, в результате которой улучшились показатели воображения и творческого мышления (p<0,05), воображения (p<0,05), целостного восприятия и воссоздающего воображения (p<0,05), эмоциональности (p<0,05), умения импровизировать под музыку (p<0,05), двигательного запаса и творчества (p<0,51). Занятия с использованием танцевально-игровой гимнастики позволяют охватывать большие группы занимающихся, не требуют специально оборудованных помещений, а также повышают интерес к физкультурным занятиям и содействуют хорошему самочувствию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). -  2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с.

2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Просвещение. 1985.

3. Ильина, М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.

4. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста.– СПб, - 1995. – 66с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.

6. Петренкина, Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рек. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 25 с.

7. Сайкина, Е.Г. Подготовка специалиста по детскому фитнесу (в тестах и тренинговых заданиях): Учебное пособие. СПб.: ГПУ «Нестор», 2004.-60с.

8. Фирилёва, Ж. Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов для дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 352 с.

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дипломной работы "Игра как средство развития творческих способностей дошкольников"

«Игра  -  это  огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра  -   это  искра...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...