"Удивительная подводная одиссея"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

В конспекте представлен материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи и физкультуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_podvodnaya_odisseya.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составила и провела воспитатель высшей квалификационной категории

Казанцева Жанна Викторовна

МДОУ ЦРР д/с №10 «Незабудка»

город Лобня


Программное содержание:

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные. Закрепить знания детей о том, как нужно вести себя на море. Развитие общей выносливости, игровых умений и навыков. Воспитывать в детях бережное отношение к водным ресурсам планеты Земля. Формирование произношения разных звуков.

Словарь:

Дно моря: песчаное, каменистое.

Морские животные: медуза, кит, актиния, акула, осьминог, морская звезда.

Погодные условия: ветер, шторм, штиль, «барашки».

Материал:

Глобус, детские работы о море и морских животных, картины Айвазов ского (по выбору педагога), бутылка, обросшая водорослями, с письмом, трон Нептуна, мусор, корзина для мусора, шапочки с изображением морских живот ных, канат, мячики-жемчужинки, черепахи на веревочках, обручи по количест ву детей, два больших обруча, силуэты выпиленных из фанеры рыбок, д/и «Кто лишний?», конфеты «морские камушки».

Ход занятия:

Дети под музыку «Вместе весело шагать» входят в физкультурный зал, делают круг и садятся на лавочку.

Воспитатель:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят.

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

и стрекозы только тут.

Смотрят в реку удивленно.

 Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

/Я.Аким/

Как называется планета, на которой мы с вами живем и о которой я про читала стихотворение?

Правильно, планета Земля.

(Воспитатель берёт глобус и показывает его де тям)


Посмотрите, что это? Правильно: глобус-модель Земли.

 Какого цвета больше на глобусе? Что он означает? А где встречается на земле вода?

Она везде! В воздухе, почве, в реках, морях и океанах. Из космоса наша земля кажется голубой, и вернее было назвать ее планета Вода или Океан. Воды на Земле много и мало. Много - если считать ее всю: и солёную, и горькую, и ядовитую. Мало - если говорить о воде, которую можно пить. Поэтому:

Закрывай покрепче кран.

Чтоб не вытек океан.

Воду попросту не лей,

Дорожить водой умей.

Где вода, там и жизнь, даже если это всего лужица. А уж в морях и океанах живет много разных рыб и животных. У нас на выставке собраны ваши рисунки. Давайте рассмотрим, кого из морских жителей вы здесь изобразили.

Рассматривание детских работ.

Люди всегда любили смотреть на волны, слушать морской прибой. Море живое и, как у человека, у него может быть плохое и хорошее настроение Художник Айвазовский очень любил рисовать море, и оно на его картинах было всегда разное.

На какой из картин море изображено добрым и ласковым? /Ответы детей/

Да, в безветренный солнечный день море очень красиво. Куда ни посмот ришь - всюду по сине-зелёному полю бегут белые волны-барашки. Но в пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым и хмурым. Как на этой картине.

И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма, даже большие корабли тонут.

Рассматривание картины «Девятый вал».

Давайте закроем глаза и послушаем голос моря (шум прибоя в записи: 2-3мин.)

Посмотрите, среди детских работ оказалась бутылка, да не простая: она вся обросла ракушками и водорослями, наверное, долго её носило по морским просторам. Давайте откроем ее: вдруг внутри что-то есть? (Достаёт письмо и читает его)


«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам морской царь Нептун.

Я знаю, что вы очень любите путешествовать, и приглашаю вас к себе в Подводное Царство! С нетерпением жду встречи!»

Ребята примем приглашение? /Да/

Тогда в путь!

(Дети под музыку «Вместе весело шагать» делают круг по залу с выпол нением заданий)

Включается музыка с морским прибоем.

Вот мы и пришли на морской берег. Давайте походим по тёплому песку. Иногда в нем попадаются острые ракушки в камешки. Жарко и очень хочется купаться. Давайте вспомним, как нужно вести себя на воде. Что запрещено де лать при купании:

- входить в воду без разрешения взрослых;

-друг друга хватать и толкать;

- топить друг друга;

- трогать медуз.

Молодцы! Теперь осторожно заходим в воду и сделаем несколько упраж нений:

Присесть в воду (воображаемую), задержать дыхание и посчитать до пяти, сделать полный вдох, а затем резко присесть в воду и сделать выдох. Рот закрыть.

Свободное плавание под музыку разными стилями.

Выходите, ребята, на берег, давайте немного погреемся на солнышке и решим, как нам попасть на дно морское (дети сели на лавочку).

Как же нам быть, ведь человеку нужен воздух для дыхания. Вспомните, как вы сейчас купались и ныряли. Да стоит только нырнуть под воду, как сейчас же хочется вынырнуть на поверхность и дышать воздухом.

Сможем ли мы дышать под водой?

Что же нам делать?

Правильно, опуститься на морское дно можно с аквалангом или в бати скафе.

Звучит сигнал: Занять свои места в батискафе! (дети становятся в круг)

Чтобы чувствовать себя в нём удобно, сделаем несколько тренировочных упражнений.


ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА

А- и.п. руки впереди, ладони вверх

Выполнение: произнося звук «а», руки развести в стороны (по динамике - слабо)

О - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперёд, округло соприкасаются пальцами

Выполнение: произнося звук «о», развести руки через стороны вверх и сомк нуть округло вверху (по динамике - слабо)

У- и.п. руки перед грудью сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят

вверх

Выполнение: произнося звук «у», вытянуть руки вперёд (по динамике - на пряжённо)

И - и.п. руки, как на звук «у»

Выполнение: произнося звук «и», вытянуть указательные пальцы вверх, при поднимаясь на носки (по динамике - напряжённо)

Э - и.п. руки, как на звук «а»

Выполнение: произнося звук «э», развести руки в стороны, кисти рук опустить на плечи (по динамике - слабо)

Ы - и.п. кулаки сжаты, руки перед грудью

Выполнение: при произношении «ы» кулаки отвести от себя (по динамике -напряжённо)

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Энергично постукивать пальцами обеих рук:

1. по лбу с произнесением звука «м»

2. по крыльям носа с произнесением звука «м»

3. по верхней губе с произнесением звука «в»

4. по нижней губе с произнесением звука «з»

5. по верхней части груди кулачками с произнесением звука «ж»

6. по нижним частям грудной клетки кулачками с произнесением звука

«м»

7. по спине кулачками справа и слева на звуке «м»

Звучит сигнал: Приготовиться к погружению! (дети садятся на колени) Упражнение «Выливание из кувшинчика»

Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и выливают все, чего там не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить его чистой. Взялись за руки и несколько минут постояли с закрытыми глазами.


Накатились волны, и мы, как по волшебству, оказались на морском дне. Кого тут только нет!

ОРУ:

«Водоросли»

И.п. Ноги врозь, руки внизу.

В: 1-поднять прямые руки перед собой

вверх

2-наклоны туловища вправо 3-выпрямится, руки вверх 4-и.п.

То же влево.

Водоросли тянутся через толщу воды к солнышку, но появился ветер, и вода уносит их то в одну, то в другую сторону.

«Плавающие лягушата»

Представить себя лягушатами, которые плавают в прозрачной, солнечной

воде.

И.п. Ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Руки согнуты в лок тях перед грудью

В: развести руки в стороны, очертить круги перед собой. Выпрямит ноги, подняться на носки (втянуть живот, вытянуть шею)

«Волна»

Небольшая волна то опустит нас на дно, то поднимет.

И.п. Стоя на коленях, руки поставить на пояс

В: 1-2 сесть на правое бедро, руки влево 3-4 вернуться в и.п. То же влево.

«Морской конёк»

(необычно плавает стоя, то сделает рывком вперёд, то замрёт, покачиваясь в воде)

И.п. О.С. руки на поясе

В: 1 выпад правой ногой вперёд 2-3 пружинистое покачивание 4 и.п. То же левой ногой.

«Морская черепаха»

То осторожно спрячется, то выглянет из домика.

И.п. колени подтянуть к животу, сидя на полу, обнять руками. Голову на клонить к коленям.

В: 1-2 поднять вверх прямые ноги («угол»), руки в стороны, голову под нять, шею вытянуть.


«Улитка ползёт»

Гибкая, пластичная, но немного медлительная.

И.п. стоя на коленях или сидя на пятках, голову наклонить к коленям. Вытянутые вперёд руки положить на пол.

В: 1-2 скользящим движением лечь на живот, отперевшись на локти, голову и плечи поднять.

3-4 и.п.

«Кит плывёт»

Большой, красивый кит прекрасно плавает в воде. И.п. лёжа на спине, прямые руки над головой. В: повернуться на правый, левый бок.

«Дельфины»

Добрые, ласковые дельфины резвятся в воде.

Прыжки на месте на двух ногах.

Пока мы с вами рассматривали морское дно и его обитателей, на море поднялся сильный ветер и волны стали танцевать.

Дети берут голубые ленточки и выполняют упражнение с лентами.

Упражнение на восстановление дыхания: "Нагоним волны"

Дети стоят в круге, ноги слегка расставлены. Вдох, наклон, на выдохе ударяют по щекам ладошками, порционно выпуская воздух.

Давайте возьмемся за руки , закроем глаза и ещё раз послушаем музыку моря (в это время выносится трон Нептуна и разбрасывается мусор по ковру: ботинки, бутылки, пакеты, бумага...)

Вот мы и приплыли к дворцу царя Нептуна, а его почему-то нет на месте, а кругом столько мусора. Откуда он мог взять ся на такой глубине? (Ответы детей)

Ребята, море находится в опасности. Люди его загрязняют. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают банки, бутылки - всё, что им не нужно. Обитатели морских глубин от этого плохо себя чувствуют и могут даже погибнуть. Как же нам помочь морским жителям?

(Собирают мусор в корзину)

Молодцы! Хорошо поработали, время отдохнуть (Садятся на лавочку. Под музыку появляется Нептун).


Нептун:

Здравствуйте, дети!

Я - Нептун, морское чудо.

Мне подвластны все моря.

Знаю, кто плывёт, откуда.

Где бросает якоря.

Я давно живу на свете,

Уже много-много лет

И скажу вам честно

Лучше моря, дети, нет!

Здесь животных разных много.

Да и рыбок целый пруд,

Только их не надо трогать

Пусть спокойно все живут.

За то, что вы навели порядок в моём царстве, хочу я вам сказать «спасибо!» От всех зверей, растений, рыбок. И от себя - царя морей. За вашу помощь и заботу. За вашу славную работу Чем, друзья, вам услужить. За работу наградить? Надо ль раковин цветистых? Надо ль рыбок золотистых? Надо ль крупных жемчугов? Всё достать для вас готов!

Воспитатель:

Нет, Нептун,

Нам в награду

Ничего того не надо!

Познакомь нас лучше с морскими обитателями.

Нептун:

Вместе со мной приплыли и мои подданные - морские жители. Сейчас они о себе расскажут.

(Под музыку появляются дети, у них на головах шапочки с изображением морских животных. Они исполняют танец и останавливаются рядом с троном Нептуна)

Загадывают загадки:

Я глазаста, я зубаста.

Хвостом виляю,

В океане промышляю./Акула/


Нептун: Кто это?

Я зелёная порода,

Храню запасы йода. /Водоросли/

Нептун: Кто это?

На поверхность моря выплыв

И позавтракав слегка,

С удовольствием я выпил

Много вёдер молока. /Китенок/

Нептун: Кто это?

А мой белый парашют

Волны к берегу несут. /Медуза/

Нептун: Кто это?

Пять морских ежей схватила

Я в подводной глубине

И, спокойно проглотив их

Ярче вспыхнула на дне./Морская звезда/

 Нептун: Кто это?

Воспитатель: Морские жители, не уплывайте, оставайтесь с нами. Ребята хотят с вами познакомиться! (Дети сели)

Нептун: (показывает изображение актинии)

А я хочу вас познакомить с животным, которое очень похоже на прекрасный цветок. Это - актиния. Хоть она и красива, но очень опасна. Это хищное животное. Захватывает жертву своими щупальцами. Теперь вы знаете, как она коварна! Запомнили её название? А каких ещё морских обитателей вы знаете?

(ответы детей)

Нептун:

Рано утром по порядку

Рыбы делают зарядку:

Три селёдки, два тунца

Приседают без конца.

Вот дельфины, выгнув спины.

Мостик делают дельфины.


Потому что ежедневная гимнастика из любого головастика Быстро сделает кита! А вы, ребята, занимаетесь спортом? Любите физкультуру? Сейчас я про верю, какие вы ловкие и смелые.

ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ

1. «Поможем русалочке собрать жемчуг для ожерелья» - эстафета.

2. «Перетягивание каната» - конкурс отважных юнг.

3. «Кто больше наловит рыбы» - конкурс для девочек.

4. «Чья черепаха быстрее приплывёт?» - эстафета.

Нептун:

Молодцы, ребята! Вижу, вы дружны со спортом! Отдохните после наших состязаний (дети садятся на лавочку).

Посмотрите на эти картинки, их рисовал рассеянный художник, и скажите, кто здесь лишний?

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель:

Мой барометр спокойный, Штиль показывает полный. Но откуда эти волны?

Нептун:

Волны поднялись от того, что я хочу поиграть с детьми в игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется»

Нептун:

Ну, ребята, вы меня просто поразили!

Нептуна вы развеселили!

Вы так добры и веселы! Хотел бы с вами я остаться,

Но жаль: пора нам расставаться.

Прощайте, милые друзья!

В другой раз в гости жду вас я!

Под музыку Нептун уходит.


Воспитатель: Нам тоже пора в обратный путь.

Звучит сигнал: Занять места в батискафе! (дети встают в круг)

Воспитатель: Ложитесь на иол, давайте немного отдохнём.

Релаксация «Сон на берегу»

Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Всем снится один и тот же сон: они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно увидеть подводный мир, необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.

Пауза

1,2,3 - дети просыпаются.

Воспитатель:

После дальней дороги нужно умыться: присесть, набрать пригоршни «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя воду, часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно «и-и-и-и-и-и!»

Взялись за руки и на прощанье ещё раз послушаем голос моря. Закрыли глаза. (В это время воспитатель достаёт раковину, наполненную конфетами «Мор ские камешки». Дети открывают глаза и видят их.)

Эти камешки для вас, добрый царь морской припас!

С ними мы попьём чай в группе.

Пора с гостями нам прощаться ,да в путь обратный собираться.

И скажем на прощание все дружно «До свидания!»

(Под музыку «Вместе весело шагать» дети уходят в группу)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Подводная одиссея"

НОД с приминением здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного...

Конспект НОД с детьми старшей группы "Удивительный подводный мир"

Конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет). Приоритетная образовательная область:«Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Физ...

Конспект занятия в старшей группе "Удивительный подводный мир"

Техника: рисование «по мокрому листу»Программные задачи:Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.Развивать разнонаправл...

Познавательно-творческий проект «Удивительный подводный мир Чёрного моря»

Проектная деятельность с дошкольниками с целью вызвать у детей исследовательский интере, воспитывать любознательность. Воспитывать любовь к родному краю....

Конспект НОД по лепке во второй младшей группе "Этот удивительный подводный мир!"

Вид деятельности: продуктивная деятельность.Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Цель: совершенствовать умения и навыки лепки из пластилина, вызвать интер...

Презентация НОД по лепке во второй младшей группе "Этот удивительный подводный мир!"

Цель: совершенствовать умения и навыки лепки из пластилина, вызвать интерес к созданию сюжетной композиции....

Удивительный подводный мир

Удивительный подводный мир...