"Что такое физическое развитие?"
план-конспект по физкультуре по теме

Крупная моторика, т.е. движение рук и ног, хронологическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ ГОРОДА МОСКВЫ « СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВОХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ».

ДОКЛАД

НА МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: «Что такое физическое развитие ?»

(крупная моторика т.е. движение рук и ног, хронологическое

развитие.)

                                                                                            Исполнитель:

                                                                                            воспитатель

                                                                                            Былинкина Ольга Викторовна

                                                                                             21 октября 2011года.

                                                                                             

г. Москва

        Когнитивные (познавательные) навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению. Таким образом, умение подражать лежит в основе всех когнитивных навыков и, в сущности, всего развития ребенка.

Сразу после рождения ребенок полностью зависим от родителей; без их заботы ему не выжить. Однако новорожденный уже обладает набором рефлексов, одни из которых необходимы для его выживания, другие же являются атавизмами, памятью о предшествующей эволюции:

-  сосательный и глотательный рефлексы;

-  рефлекс сжимания губами материнского соска;

  1. хватательный рефлекс;
  2. рефлекс «ходьбы» (если поставить новорожденного на твердую поверхность и поддерживать, он начинает перебирать ножками);

У новорожденных контроль за мышцами тела очень слаб; они не способны передвигаться самостоятельно и нуждаются в постоянной поддержке. Однако в первые месяцы и годы жизни мозг ребенка приобретает способность контролировать мышцы и, следовательно, движения тела. Дети (за исключением тех, у кого малоподвижны мышцы бедер, - им зачастую бывает легче научиться стоять, чем сидеть), как правило, осваивают навыки управления своим телом в одинаковой последовательности, определяемой двумя общими законами:

  1. Развитие идет сверху вниз (цефалокаудальный закон): сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, затем - спины, затем - бедер и наконец ног. Отражение этого закона мы находим в быстром росте и непропорционально больших размерах головы у младенца.
  2. Развитие идет по направлению от туловища (проксимодистальный закон). Отражение этого закона мы видим в том, что кисти рук и ступни у младенца непропорционально малы. Вначале ребенок учится опираться на локти, затем на ладони; сначала учится стоять на коленях, и только потом - на выпрямленных ногах.

Ребенок развивается физически в процессе активной игры.

Некоторые дети с особыми нуждами поначалу противятся любым физическим упражнениям. Постарайтесь сделать физические упражнения привлекательными для ребенка: превратите их в игру, включите успокаивающую музыку, ласкайте и подбадривайте ребенка во время занятий. За детьми, имеющими проблемы с восприятием окружающего, необходим особый надзор.

Позы ребенка

  1. Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, помещайте его в течение дня в разные положения хотя бы на короткое время. Ребенок не должен целыми днями лежать на спине или на боку. Различные позы помогают ребенку увидеть мир с разных точек зрения и побуждают использовать различные группы мышц.
  2. Сядьте на пол, вытянув ноги, и положите ребенка на живот поверх своей ноги - либо в позу ползущего (опора на четвереньки), либо поперек своей ноги, так чтобы грудью ребенок не касался пола.

                                                                                                                                                             Меняйте положения ребенка                                                                                                  

Сядьте на пол, вытянув ноги, и посадите ребенка между своих ног спиной к себе.

  1. Сядьте на пол, согнув колени и соединив вместе подошвы ног, посадите ребенка между своих ног лицом к себе. При необходимости поддерживайте его за руки или за бедра.
  2. Сядьте на пятки, расставив колени, и посадите ребенка между своих коленей спиной к себе. При необходимости поддерживайте его ногами.

Сядьте на пол, вытянув ноги, и посадите ребенка верхом на свою ногу лицом к себе. Эта поза особенно подходит для ребенка, который уже пытается вставать.

  1. Передвигаясь по группе, носите с собой ребенка в разных положениях.

Контроль за движениями головы и шеи

Когда ребенок лежит на спине, обхватите его за плечи и потяните вверх, помогая ему сесть. При этом разговаривайте с ним и старайтесь установить зрительный контакт.

Важно также проделывать обратное упражнение - помогать сидящему ребенку лечь.

  1. Кладите ребенка на живот на плоской поверхности. Твердая поверхность подходит для наших целей больше, чем мягкая. Чтобы заинтересовать ребенка, попробуйте различные поверхности - например линолеум, толстый ковер, грубое ковровое покрытие, одеяло и т.п.
  2. Кладите ребенка на живот, подложив под грудь свернутое полотенце или одеяло, чтобы его голова и плечи оказались приподняты над поверхностью. Такая поза расширяет поле зрения и дает больше возможностей. Предложите ребенку игрушки, которыми он сможет играть в этой позе.
  3. Поощряйте его тянуться за игрушками сначала одной, потом другой рукой, так чтобы ребенок поочередно переносил на них вес.
  4. Собственными движениями побуждайте ребенка переносить вес с одной руки на другую.

Перекатывание

  1. Положите ребенка на спину и поднесите к его лицу игрушку. Другую руку положите ему на бедро и слегка подталкивайте в направлении поворота, одновременно двигая игрушку, чтобы побудить ребенка перевернуться на живот. Таким же способом побудите ребенка перевернуться в обратную сторону.
  2. Переверните ребенка на бок и, используя его любимую игрушку, побудите его завершить переворот.

Побуждайте ребенка перевернуться        

Положите ребенка на коврик или подушку и мягко покатайте его с боку на бок.

Умение сидеть

Чтобы помочь ребенку научиться сидеть, необходимо развивать силу мышц его головы, шеи и верхней части спины, пока он не научится садиться самостоятельно.

  1. Если ребенок уже научился сидеть с вашей поддержкой, сажайте его к себе на колени и поддерживайте руками. Постепенно он будет все меньше нуждаться в поддержке.
  2. Ребенок, научившийся сидеть, нуждается в развитии способности сохранять равновесие и укреплении мышц торса. Он не должен падать при малейшем движении или толчке, а учится тянуться за предметами и развивает умение страховать себя руками (т.е. опираться на руку при угрозе падения).
  3. Когда ребенок сидит, кладите перед ним и по бокам от него различные предметы, побуждающие его тянуться за ними и хватать их, в то же время сохраняя равновесие.
  4. Когда ребенок сидит, осторожно покачивайте его из стороны в сторону и вперед-назад, чтобы он учился переносить вес с одной стороны тела на другую.
  5. Посадите ребенка верхом на свое колено лицом к себе и покатайте на колене. Это упражнение полезно для развития чувства равновесия, особенно если у ребенка повышенный тонус бедренных мышц.
  6. Посадите ребенка на низкую табуретку или большую достаточно жесткую подушку, поместите перед ним игрушки и побуждайте тянуться к ним, поддерживая его за бедра.
  7. Когда ребенок сидит, возьмите его за руки, опустите их к полу по сторонам от ребенка и покачайте его, заставляя опираться то на одну, то на другую руку.
  8. Играйте с ребенком в «греблю»: сядьте на пол, посадите ребенка лицом к себе, возьмите его за руки и раскачивайтесь вперед-назад, как будто гребете на лодке.
  9. Качайте ребенка на качелях, лошадках-качалках и других качающихся игрушках - все это хорошо развивает мышцы туловища.
  10. Если у ребенка повышенный тонус бедренных мышц, поощряйте его сидеть, скрестив ноги, а не принимая позу «W». Поза со скрещенными ногами полезна также, если ребенок не может удерживать лодыжку прямо и переносит вес на внутреннюю часть стопы.

Ползание                                                                                                                                        

Для ребенка чрезвычайно важно научиться ползать, поскольку умение выдерживать нагрузку на плечи и кисти рук необходимо для овладения впоследствии навыками мелкой моторики. Поза для стимуляции ползания.                                                                

Важно, чтобы во время ползания ребенок научился не «прыгать», подтягивая вперед обе ноги, но передвигаться на четвереньках, одновременно выставляя вперед ногу и противоположную ей руку (реципрокное ползание).

  1. Поднимайте ребенка в воздух, поддерживая его под живот. Это упражнение развивает мышцы спины.
  2. Поставьте ребенка на четвереньки и покачайте его взад-вперед, чтобы он понял, как осуществляется ползание и начал переносить часть своего веса на руки и на ноги.
  3. Обычно дети сперва научаются ползти назад и только потом вперед, поскольку руки у них сильнее ног. Если ребенок начал ползать «задним ходом», вы можете не сомневаться, что он научится ползать и вперед. Однако, если вы хотите ему помочь, поставьте его на четвереньки так, чтобы его ноги упирались в какое-либо препятствие (стену, спинку кровати, ваши руки). Это побудит его ползти вперед.
  4. Когда ребенок стоит на четвереньках, побудите его ползти вперед, положив впереди любимую игрушку. Если ребенок уже начал ползать, дайте ему возможность попрактиковаться в этом умении. Поиграйте с ним в догонялки!

Стояние на коленях

Прежде чем пытаться встать, ребенок должен научиться сохранять равновесие, стоя на коленях. Удерживать равновесие, стоя на коленях, гораздо проще, чем стоя во весь рост и держа весь свой вес на ступнях; кроме того, это упражнение укрепляет и развивает мышцы бедер.

Положение стоя на коленях                                                                                                                                    

Поставьте ребенка на колени перед низким столиком, на котором разложены игрушки.

  1. Когда ребенок стоит на коленях, осторожно подталкивайте его то с одной, то с другой стороны так, чтобы ему приходилось восстанавливать равновесие.

Стояние на одном колене

Когда ребенок находится в позе на коленях, выставите ему одну ногу вперед и потяните ребенка вверх, побуждая переносить вес тела на ступню.

Умение стоять

  1. Сядьте на пятки. Посадите ребенка себе на колени, спиной к себе так, чтобы его ступни стояли на полу. Выпрямляйте ноги и поднимайтесь, одновременно поднимая ребенка; при этом поддерживайте его за тазовую область.
  2. повесьте на перекладины интересные игрушки. Это побудит ребенка к попыткам встать, держась за перекладины.
  3. Когда ребенок сидит на корточках, возьмите его за руки и потяните вверх, побуждая встать. Затем таким же образом помогите ему сесть. Это упражнение развивает мышцы ног.

Разложите на низком столике игрушки, поставьте перед ними ребенка (поддерживая его за спину или без поддержки, если он уже может стоять сам) и побудите его играть стоя. Некоторым детям для продолжительного стояния необходима специальная рама, которую используют физиотерапевты.

  1. Когда ребенок стоит, слегка толкайте его вперед и в стороны, чтобы у него возникла необходимость сохранять равновесие.
  2. Поставьте ребенка у стены или в углу и заведите с ним игру, например в мяч.

Передвижение с опорой

Когда ребенок научился стоять, приучайте его передвигаться, держась за мебель. Используйте любимые игрушки и другие подходящие «приманки». Расставьте предметы мебели в комнатах на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы ребенку было легче передвигаться.

Ходьба

  1. Когда ребенок стоит, опираясь на мебель, поднимите одну его ногу, стимулируя таким образом опору на другую.
  2. Устойчивая тележка, которую можно толкать перед собой, опираясь на нее, поможет ребенку начать переставлять ноги.
  3. Когда ребенок учится ходить, важно поддерживать его спереди и на уровне кистей его рук. Поддержка сзади под мышки приводит к неправильной осанке.
  4. Если вы хотите использовать ходунки, предварительно посоветуйтесь с физиотерапевтом. Ходунки не подходят для детей, имеющих проблемы с повышенным тонусом или вялостью мышц, да и вообще, как правило, физиотерапевты не одобряют это приспособление, поскольку ходунки не позволяют отработать движения, необходимые для ходьбы. Ходунки поддерживают ребенка, и он перебирает ногами. Однако кратковременное использование ходунков допустимо: оно помогает ребенку усвоить представление о ногах как средстве передвижения. Поставьте ребенка спиной к стене. Протяните ему какой-либо предмет. Когда он схватится за предмет, потяните за него, побуждая ребенка двигаться вперед. Для этой цели идеально подходит обруч.

Сохранение равновесия                                                                                                          

После того, как ребенок научился ходить, дальнейшее физическое развитие тесно связано с развитием чувства равновесия.

  1. Учите ребенка перешагивать через невысокие препятствия: стену из кубиков, доску, веревку, палку и т.п.
  2. Учите ребенка ходить по узкой доске или по линии, нарисованной на полу.

  1. Составляйте дорожки из кубиков, плиток, ковриков, баночек из-под краски и учите ребенка ходить по ним.

  1. Учите ребенка стоять на одной ноге.
  2. Играйте в игры, где требуется бросать и ловить мяч или другие предметы, забрасывать мяч в коробку или корзину и т.п. Во время броска ребенок теряет равновесие, поэтому, чтобы не упасть, он должен научиться балансировать.
  3. Играйте в игры, где требуется бить по мячу ногой: забивать гол в ворота, передавать мяч друг другу, обходить препятствия и т.п. Такие игры очень хорошо развивают чувство равновесия, так как ребенку приходится балансировать на одной ноге, ударяя другой по мячу.

Прыжки

  1. Побуждайте ребенка прыгать со ступеньки лестницы. Как мотивацию для прыжка можно использовать стихи про Шалтая - Болтая.

      Побуждайте ребенка сгибать колени.

- Найдите невысокие ступеньки (например, нижняя ступень лестницы, бортик песочницы, бревно и т.п.), с которых не страшно прыгать, и побуждайте ребенка к прыжкам.

       Бег

  1. Ребенок учится бегать, постепенно наращивая скорость ходьбы. Дайте ребенку возможность и повод учиться бегать в безопасной обстановке: играйте с ним в салки, догонялки и другие игры, в которых требуется скорость передвижения.                                                                                                                              

                                                                                                                                            Восприятие пространства

Ребенку необходимо знать, где он находится и как расположены его руки и ноги по отношению к земле и к другим предметам в пространстве. Благодаря развитию восприятия пространства ребенок учится обходить предметы, верно оценивать их размеры, высоту поверхности, откуда можно без опасности для себя спрыгнуть, и т.п.

  1. Создавайте мотивации для подъемов, спусков, прыжков, проползания через «тоннели», заползания под предметы мебели и т.п. Играйте в прятки и побуждайте ребенка прятаться в тесном, ограниченном пространстве. Для таких занятий хорошо подходит игровая комната, так и детская площадка с различными домиками, горками и лесенками.

  1. Играйте с обручами, они очень полезны для развития восприятия пространства. Надев обруч на ребенка, научите его выбираться из обруча или стаскивать его с себя.
  2. Во время игры объясняйте ребенку, где он сейчас находится и что делает, используя пространственные предлоги: «на горке», «через обруч».

Играйте в игры, развивающие ощущение собственного тела. Например, просите ребенка сделаться маленьким, как мышка, большим, как дом.  и т.д.

Параллельное развитие                                                                                                                                    

Подвижные игры

Подвижные игры очень важны для ребенка в любом возрасте. Выберите игры, которые ему наиболее подходят. Подарите ребенку наслаждение движением. Крепко держите его и разговаривайте с ним во время игры.

Каковы бы ни были проблемы вашего ребенка, нет нужды чрезмерно его оберегать. Дайте ему возможность попрактиковаться в новых навыках, ведь без этого он не обретет уверенность в себе. Чрезвычайно важно дать ему возможность играть свободно.

  1. Кружите ребенка вокруг себя, взяв его за руки или перевернув вниз головой и держа за лодыжки. Следите за реакцией ребенка и за тем, чтобы ваши действия не причиняли ему неприятных ощущений.
  2. Танцуйте под музыку с ребенком на руках.
  3. Поиграйте в «покатушки-перевертушки»: положите ребенка на кровать, возьмите за руки или обнимите за плечи и покатайте его взад- вперед и в стороны. Также можно подложить ребенку под голову и плечи подушку и покатать вместе с ней.
  4. Каковы бы ни были проблемы вашего ребенка, нет нужды чрезмерно его оберегать. Дайте ему возможность попрактиковаться в новых навыках, ведь без этого он не обретет уверенность в себе. Чрезвычайно важно дать ему возможность играть свободно.

Использована литература

с сайта  www. bookhere. ru

Сара Ньюмен

«Игры и занятия с особым ребенком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Что такое физическая культура"

Здесь рассказывается о методике физического воспитания и об интеграции в физическом воспитании в ДОУ...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Новый год?"

В игровой форме дети вместе с инструктором рассказывают мартышке про зиму и Новый год. В занятии используется логоритмика, подвижные игры, игровой стретчинг по данной теме....

Проектная деятельность по физической культуре «Такие разные мячи»

Проектная деятельность по физической культуре «Такие разные мячи»Цель проекта: Научиться   использовать мяч  в подвижных  играх, в играх с элементами спортивных игр,  играя на прог...

НОД по физической культуре «Вот такие мячи» во второй младшей группе

Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, закрепить умение бросать мяч вверх и ловить его двумя руками, упражнять в ползании по доске....

мастер класс "познавательное развитие2

организация познавательного поцесса с детьми старшего дгошкольного возраста...

Конспект НОД по физическому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Такие разные мячи .»

Цель : совершенствовать двигательные навыки владения мячомЗадачи: Оздоровительные :- Формировать правильную осанку у детей во время ходьбы ,бега ,упражнений и игр с мячомОбразовательные : -  Знак...


 

Комментарии