Мы туристята
план-конспект по физкультуре по теме

 

 

«Мы туристята»

 

…Зовите меня  варваром в педагогике,

Но я  вынес  из впечатлений своей

юности, что день,  проведенный ребенком

среди рощ и полей…заменяет 

много недель на учебной скамье.

                                                 К.Д.Ушинский

 

 

Для детей старшего и подготовительного  возраста.

 

Цель:

Задачи:

1. Развивать  физические качества.

2. Формировать  потребность в  движениях.

3.Воспитывать любознательность, инициативность, трудолюбие и самостоятельность.

 

      К туристической деятельности как одному из средств работы  в  дошкольных учреждениях прибегают  крайне редко: считается, что  туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Мы уверены: туристическая  деятельность в физическом воспитании может и должна использоваться  в качестве вспомогательного средства.

      Предлагаемая нами технология, с одной  стороны, позволяет удовлетворить  потребность детей  в активной деятельности в рамках социально-эмоционального развития, а с другой – способствует  развитию  интереса  к путешествиям. Участвуя в походах, дети  расширяют свой кругозор.

     Включение туристической деятельности в воспитательный  процесс позволяет  познакомить  детей  со снаряжением туриста,  научить их  собирать все  необходимое для похода,  следить за  личной гигиеной и принимать пищу в походных условиях.

     В процессе участия  в походе дети  осваивают межличностные отношения, учатся выполнять правила  общежития.

     Выполняя различные задания, предусмотренные маршрутом, дети развивают  свои двигательные  навыки, укрепляют здоровье.

     Туристический поход состоит из нескольких этапов, количество и содержание  работы  на которых зависят от тематики похода, сезона года, возрастных особенностей детей.

 

  1 этап

Подготовительная работа:              

Дети получают письмо от  Бабы-Яги с приглашением  в гости

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

     Я, Баба-Яга, решила отпраздновать  свой юбилей, мне исполнилось 200 лет! В честь праздника я приглашаю вас  к себе в гости - на Лесную опушку.

     Жду вас с подарками - нарисуйте  мой портрет, где я красавица. Придумайте название  своей  команды, девиз и выучите походную песню.

     Как только вы будете готовы,  я вышлю для вас схему-маршрут, как добраться до моей Лесной опушки.

Баба-Яга.

 

 и  начинают готовиться к походу: 

  1. рисование портрета  Бабы-Яги       
  2. придумывание названия  и девиза команд;

Пример:

Название: «Веселый рюкзачок».

Девиз:

Все преграды мы пройдем

С нашим другом-рюкзаком.

Наши шутки, песни, смех

Разделим поровну на всех!

Название: «Туристята» 

Девиз:

Мой  рюкзак всегда  со мной,

Я туристенок озорной.

Название: «Дикари».

Девиз:

Дикари ловки, здоровы

И к турслету все готовы!

 

 

  1. разработка эскизов эмблемы

 

  1. разучивание речёвки   

 

Командир: Кто шагает дружно вряд?

Все:    Туристический отряд!

Командир: Одолеет кто дорогу?

Все: Кто всегда шагает в ногу.

Командир: Не, а если вдруг беда?

Все: Не сдадимся  никогда!

Командир: Если вдруг комар укусит?

Все: Никогда турист не струсит!

Командир: Ну, а если  вдруг  медведь?

Все: Вместе  будем песни петь!

Командир: Ветер в реку вас угонит?

Все: Выпьем реку, не потонем!

Командир: Смерч вас на небо  забросит?

Все: Так зайдем мы к солнцу   в гости!

Командир: Не вернетесь же, сгорите!

Все: Нет уж, дудки! И не ждите!

  1. Походной песни

НАШ ГИМН

  Как здорово . . . 

1.  С природою мы дружим

Ее  беречь мы будем

А лес в ответ прохладой

Пронзит тугую высь.

Качнется купол неба –

Большой и звездно-снежный. 

Как здорово, что все мы здесь  

Сегодня собрались. 

2.   Как отблеск от  заката 

Костер нам ярко светит.

Ты что грустишь, дружище?   

А ну-ка, улыбнись.

И кто-то очень близкий 

Тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь 

Сегодня собрались».

3.   И с радостью большою 

Мы снова в лес вернемся,

Собрать грибов и ягод, 

Здоровьем  запастись. 

И щедрый лес ответит:

«Вы добрые ребята. 

Как здорово, что все вы здесь, 

Сегодня собрались». 

 

 

  1. Беседы.

- Дети вместе  с воспитателем вырабатывают  свод правил юного туриста.

  • Никто не говорит: не могу, не хочу, не буду. Все  говорят: могу, хочу, буду.
  • Никого в лесу не обижаем: ни  муравья, ни цветы, ни птиц.
  • Идем так, чтобы за нами  успевал даже  самый слабый участник похода.
  • Учимся слушать тишину леса.
  • Собираем  материал  для поделок  (шишки, листья).
  • Будем особенно  внимательны к девочкам и к тем, кто отстает в движении, к взрослым. В пути  возможны короткие  остановки (привалы).
  • Почувствовавший себя  плохо  должен  сразу  сказать  об  этом  руководителю или командиру.
  • Место  привала  после  нас должно быть чище, чем до нас.

- Пополняем словарик туристических терминов: замыкающий – последний в цепочке туристов; карта -  чертеж;  компас -  прибор для  определения сторон  горизонта;  маршрут -  путь  следования  для путешествия;  направляющий – тот, кто идет впереди; привал -  остановка для пути  отдыха,  а также  место такой  остановки.

 

- Дети,  выполнив все задания из  первого письма,  получают от  Бабы-Яги второе письмо с картой маршрута  путешествия и продолжают подготовку к походу:

  1. закрепляют топографические знаки;
  2. повторяют правила дорожного движения;
  3. разучивают игры

 

    Карта представляет собой белое полотно, на котором  условными  обозначениями выделены жилые дома,  учреждения социальной инфраструктуры. Детям показываем на карте  здание нашего детского сада, магазины, которые попадаются нам на пути следования, пешеходные переходы.

 

 

  2 этап

Основной этап:

 

1. Отправление от детского сада.

    Дети выстраиваются в колонну по группам. В каждую группу  входят 5-10 взрослых (воспитатели и  родители).

Направляющий и замыкающий идут с сигнальными  флажками.

2. Выполнение разнообразных заданий  взрослых и детей по пути  « на поляну Бабы-Яги»:

  1. Игра  «Ручеёк»;
  2. Игра «Гусеница».

3. Встреча с Бабой-Ягой. Прибыв  на заданный маршрутом пункт назначения, детей встречает персонаж.  (Построение  команд, приветствие капитанов команд,  девизов, эмблем, получение  заданий по  определенным этапам).

4.Выполнение полученных заданий — путешествие по станциям, расположенным в лесу, где на каждом этапе дети встречают сказочных героев, которые организуют  соревновательные моменты, предусмотренные для выполнения всей командой, для подгруппы, для пары, задания для лидеров, капитанов  команд и др.

  • На станции «В гостях у Михал Потапыча» дети собирают шишки и забрасывают их в корзинку. (Игра  «Меткий стрелок»).
  • На станции «Лесные разбойники». Ребята  запоминают, развешанные  на ветках кустарников, картинки. (Игра «Запомни и скажи»).
  • На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.
  • На станции «Деревья — лесные обитатели»  дети  определяют  и называют растения на определенной территории (площадка 5x5 м); отгадывают загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах.

5.Развлекательная часть туристического похода. На данном этапе  собираем хворост, выбираем место для костра, разводим его и готовимся к обеду.

6.Туристический обед. Каждая команда накрывает свой общий стол,  который  оценивает   жюри из сказочных  героев  (оригинальность,  сервировка). Данный этап  похода  предусмотрен для отдыха детей, где выполняются задачи направленные на формирование умений делиться с товарищами, правила  поведения за общим  столом, принимать пищу в экстремальных условиях.

7.Сказочные персонажи  проводят игры направленные на  развитие  дружеских отношений («Хвост дракона», «Цепи - кованные», «Перетягивание каната»).

 

8.В заключительной части  наводим порядок  на месте привала  (собираем  мусор, тушим костер).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по мини-проекту "Туристята" в подготовительной группы - "Зимний турслёт туристят - Солнышко"

Введение: Данная организованная деятельность (спортивное развлечение)  по физической культуре «Зимний слёт туристят - Солнце», проводится с использованием информационно-коммуникационной технологи...

Туристская викторина "Туристята-ребята" (подготовительная группа)

Провести итоговый  контроль знаний и умений, простейших элементов туризма, полученных участниками мини-проекта....

Спортивный праздник «ребята – туристята»

праздник проводиться как итоговое занятие по физкультуре и экологии...

Неделя мини-туризма "Мы - туристята"

Неделя мини-туризма в группе №1 «Казачата»МАДОУ МО д/с №221 «Мы — туристята»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6358403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"424"...

Перспективный план кружок "Туристята" для старшей группы

Перспективный план туристического кружка...

Проект "Туристята"

Потребность детей дошкольного возраста в движении очень велика. Для этого существует множество форм организации двигательной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм увеличения двигательной ак...

Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Мы ребята – туристята»

Ежедневное планирование деятельности воспитателя по программе "От рождения до школы" для средней группы на тему "Мы ребята - туристята"....