ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
методическая разработка по физкультуре по теме
В нашем ДОУ продолжается работа по проекту инновационной здоровьесозидающей деятельности «Экология детского здоровья», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.
Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка.
Модель оздоровления состоит из трех блоков и решает оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pavlovoy_i.a._-_naberezhnye_chelny.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления
И.А. Павлова
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «детский сад компенсирующего вида №67 «Надежда»
г.Набережные Челны
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.
Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка.
В нашем ДОУ продолжается работа по проекту инновационной здоровьесозидающей деятельности «Экология детского здоровья», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.
Модель оздоровления состоит из трех блоков и решает оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительный блок: обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки; закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики; способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.
Образовательный блок: совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.), развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т.д.
Воспитательный блок: воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями; способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.
Основными задачами деятельности ДОУ являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития; осуществление индивидуально-ориентированной медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи детям; осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В ДОУ создана четко продуманная и гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, направленными на разумное использование самоценного периода дошкольного детства для подготовки ребенка к обучению в школе и самостоятельной жизни.
Все функции управления (постановка целей, определение задач, планирование действий субъектов деятельности, создание условий и разработка средств, регулирование и коррекция по промежуточным результатам, контроль, анализ и оценка эффективности деятельности, стимулирование) обоснованы любыми изменениями содержания работы ДОУ и направлены на достижение оптимального результата.
В начале учебного года дети, пришедшие в детский сад по направлению городской медико-педагогической комиссии, проходят осмотр медико-психолого-педагогической комиссией ДОУ: врачом – ортопедом, врачом ЛФК, педиатром, врачом физиотерапевтом, психологом, логопедом. Инструктора ЛФК под руководством врача ЛФК проводят диагностику состояния мышц у детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата для определения эффективности проводимой дошкольным учреждением и родителями работы по коррекции осанки. Воспитатели групп и узкие специалисты проводят диагностику детей 4-6 лет в рамках работы по Модели конечного результата для отслеживания показателей нервно-психического и физического развития и на основе полученных результатов строят в течение учебного года коррекционно - профилактическую работу.
Одним из важнейших направлений физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя: утреннюю гимнастику, оздоровительный бег, физкультурные занятия, плавание, лыжные прогулки, физкультурные досуги, праздники и развлечения на воде.
В течение всего периода в ДОУ проводилась оздоровительная работа, а именно:
общие оздоровительные мероприятия (витамино- и фитотерапия, точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, аэротерапия, дыхательная и релаксационная гимнастики);
физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, оздоровительный бег, физкультурные занятия как в помещении, так и на воздухе, занятия по плаванию, лыжные прогулки, физкультурные досуги, праздники и развлечения на воде);
закаливание (воздушные и солнечные ванны, посещение сауны и бассейна, солевое топтание, полоскание зева минеральной водой);
лечебно - коррекционная работа: лечебная физкультура; лечебное плавание; массаж (оздоравливающий, классический, расслабляющий, избирательный, точечный); физиопроцедуры (электрофорез, электросон, соллюкс, тубускварц носа и зева, парафин, электросон, витафон и др.);
Одновременно воспитатели групп проводили общие оздоровительные и коррекционные мероприятия: утренний прием детей на свежем воздухе, физкультурные паузы в течение занятий, пальчиковую и артикуляционную гимнастики, гимнастику пробуждения, корригирующие гимнастики, офтальмотренинг для глаз, хождение по «Тропе здоровья», прогулки с использованием подвижных игр, «Здравиады» (международные детские игры здоровья), занятия и беседы с детьми по ЗОЖ и ОБЖ и др. В каждой группе были созданы «Центры коррекции здоровья» для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, которые включали следующее оборудование: массажные коврики, ребристые дорожки; коврики для правильной постановки стоп и профилактики плоскостопия; гимнастические палки, платочки, мешочки с песком; массажные мячи, гантели, роллеры; разнообразные атрибуты для подвижных игр как в группе, так и на улице и т.д.
В результате целенаправленной и совместной работы педагогических и медицинских работников ДОУ и стали возможны следующие результаты оздоровительной работы:
Диаграмма №1
Результат диагностики по модели конечного результата
Диаграмма №2
Рост положительной динамики по ОДА
Проводя анализ результатов оздоровительной работы ДОУ за данный период можно сделать вывод о том, что работа в ДОУ ведётся должным образом:
наметилась динамика снижения уровня заболеваемости,
отмечается положительная динамика укрепления мышц, контролирующих осанку детей с нарушениями ОДА (в том числе постепенное увеличение мышечной силы, наращивание мышечной массы).
Анализ результатов физической подготовленности дошкольников показал, что физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ способствует развитию физических качеств: ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных качеств. Результаты диагностики выявили положительную динамику физического развития. Все это стало возможным благодаря:
индивидуально-дифференцированному подходу к детям с учетом уровня здоровья, физической подготовки и половых особенностей,
своевременному и квалифицированному применению программы по лечебной физической культуре, положительно влияющей на качество здоровья дошкольников, имеющих нарушения ОДА,
четкой организации работы по наблюдению за состоянием детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления"
В нашем ДОУ разработана модель оздоровления «Здоровый малыш», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий....
обобщение опыта "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельнеость с родителями"
Обобщение опыта...
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность
Детям так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, но они не знают, что для этого надо делать, объясни им, и они будут беречься...
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность с родителями
Презентация и текст выступления из опыта работы по физическому развитию дошкольников...
Использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников
В данной статье раскрывается технология использования нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников, приводятся конкретные примеры их применения в ра...
Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".
laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...
Комментарии
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СО
спасибо