Проект "Тренажер-мой друг"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Афанасьева Елена Романовна

Предлагается система работы по развитию физических качеств детей 5-7 лет по средством упражнений на тренажерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenazher_-_moy_drug.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения.

                                             Тиссо.

Тема. Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах.

Введение

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как  никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Комплексному решению всех этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости; удовлетворить их потребность в двигательной активности. Кроме того, эти упражнения значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.

Диагностика физической подготовленности воспитанников нашего ДОУ из года в год показывает недостаточное развитие силы мышц рук детей старшего дошкольного возраста (33%), которое имеет  большое значение при поступлении ребенка в школу. Целенаправленная и систематическая работа на тренажерах будет способствовать решению данной проблемы. Но для того, чтобы работа на них оказывала положительное воздействие на организм ребенка,  педагог четко должен знать организацию, содержание и методику работы с детьми на современных тренажерах. Однако, данное направление для воспитателей города, в частности нашего ДОУ, является малоизученным. Некомпетентность педагогов в методике по данной проблеме и недостаточная оснащенность разными видами тренажеров не дает эффективного результата.

Таким образом, работа над проектом «Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах» является перспективным направлением.

Анализ внешней среды

Благоприятные факторы

Отрицательные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная база:

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ и ЧР.

 Закон «Об образовании» РФ и ЧР.

Закон ЧР  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Концепция дошкольного воспитания.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


Нет

Экономические

Строительство новых ДОУ.

Возможность внебюджетного финансирования.

Участие в конкурсах и соревнованиях с возможностью получения денежного приза.

Оборудование тренажерных залов и установление различных спортивных комплексов  на детских площадках города

Использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров в ДОУ.

Недостаточное бюджетное финансирование.

Низкий уровень заработной платы работников образования.

Спортивные секции, клубы, тренажерные залы доступны не  каждой семье: высокая плата и удаленность от дома.

Социальные

Демографический взрыв.

Повышение уровня образованности родителей.

Стремление к физическому самосовершенствованию.

Готовность родителей к сотрудничеству.

Организация в республике чемпионатов России, мира по разным видам спорта.

Большая очередность в ДОУ.

Малоподвижный образ жизни.

Родители уделяют мало внимание детям, полностью передоверяя их воспитание и развитие дошкольным и общеобразовательным учреждениям.

Негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей.

Технологические

Наличие педагогических технологий.

Компьютеризация дошкольных образовательных учреждений.

  Многообразие современного спортивного оборудования.

Недостаточное владение компьютером  педагогами.

Недоступность к сети Интернет в ДОУ.

Дороговизна спортивного оборудования.

Экологические

Юго-Западный район – экологически благоприятная зона г. Чебоксары.

Недостаточное экологическое образование населения.

Урбанизация населения (у сельских дошкольников заболеваемость в 2-2,5 раза ниже, чем городских).

Возможности

Угрозы и препятствия

Появление новых ДОУ, что поможет сократить очередность в детские сады.

Участие на районных, городских и республиканских конкурсах.

Поддержка Президентом инновационных технологий.

Уменьшение количества ДОУ вызвало недовольство родителей, которые не могут устроить детей в детский сад.

Низкая заработная плата педагогов привела к нехватке квалифицированных воспитателей.

Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

- Высокий творческий потенциал педагогов.

- Хорошо оснащенный спортивный зал, спортивная площадка, физкультурный уголок в групповом помещении.

- Использование спортивных площадок ЧЭТС и СОШ №14 для совершенствования движений детей.

- Дни  и недели здоровья, спортивные праздники и развлечения.

- Использование оптимального двигательного режима.

- В основной общеобразовательной программе не находит место использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров.

- Отсутствие единых стандартных норм показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста.

- Недостаточное владение воспитателями методикой проведения НОД с использованием тренажеров, однообразие упражнений на них.

- Маленькая площадь группового помещения не позволяет организовывать игры и упражнения со спортивным оборудованием.

- Отсутствие разнообразного тренировочного оборудования на групповой площадке.

Возможности

Угрозы и препятствия

- Возможность формировать подгруппы для занятий физкультурой с учетом состояния здоровья,  двигательной активности.

- Совместные с родителями спортивные мероприятия.

- Использование площадок близлежащих образовательных учреждений для физической подготовки детей.

- Дороговизна тренажеров, отсутствие возможности приобрести их на каждого ребенка.

- Отсутствие у родителей желания заниматься совместно с детьми.

Проблематика.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. В этой ситуации говорить о развитии физических качеств, которая является основой накопления и обогащения двигательного опыта детей,  не приходится. Исправить ситуацию помогут тренажеры, которые привлекательны детям не только по внешнему виду, но и по содержанию: на них можно заниматься «как взрослые», развить свои физические качества, удовлетворить естественную потребность в движении. Но какова система работы  на тренажерах? Как построить самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых так, чтобы не превышать уровень физиологических возможностей ребенка?

Проблема

Причины появления проблемы

Пути решения проблемы

Снижение уровня развития физических качеств детей

- Негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья новорожденных детей.

- В свете современных требований отдается предпочтение интеллектуальному развитию детей.

- Малоподвижный образ жизни.

- Низкая заработная плата родителей, что не позволяет посещать платные физкультурно-оздоровительные комплексы.

- Большая занятость родителей, что сокращает время на совместный активный отдых с ребенком.

- Не все дети имеют возможность посещать ДОУ.

Тесное взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни

Отсутствие системы работы на физкультурно-оздоровительных тренажерах

- Изучение вопросов применения тренажеров в работе с детьми на современном этапе является актуальной.

- Данная тема педагогами ДОУ не изучена.

- Изучение современной методической литературы.

- Поиск информации в сети Интернет.

- Использование проектного метода работы.

Недостаточная оснащенность тренажерами ДОУ

- Дороговизна спортивного оборудования.

- Недостаточное бюджетное финансирование.

- Некомпетентность педагогов в методике работы со спортивными тренажерами.

- Маленькая площадь группового помещения не позволяет установить разнообразные спортивные тренажеры.

- Участие ДОУ в конкурсах с целью получения денежного приза.

- Внебюджетное финансирование.


- Широкое использование возможностей спортивного зала

Исходя из современных требований, возможностей ДОУ, готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, их стремления формирования у детей потребности к физическому самосовершенствованию определена проблема: какова система работы  по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование тренажеров?

Концептуализация.

В последние  годы в дошкольных учреждениях, в том числе и нашем, стали появляться различные тренажеры. Но в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой работает наш детский сад, не находит место использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров. К тому же воспитатели не имеют ни теоретических, ни практических знаний использования тренажеров в работе с детьми. Все это привело  к спонтанным занятиям на тренажерах, однообразию упражнений на них, что снижало интерес дошкольников к ним и не приносило желаемых результатов. У педагогов появились вопросы:

1. С какого возраста целесообразнее использовать тренажеры?

2. Какие тренажеры, и в каком количестве их необходимо иметь для совместной работы педагога с детьми?

3. Какова методика организации работы на тренажерах?

Решить появившиеся проблемы поможет данный проект и целенаправленная работа по ней.

Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Целенаправленная реализация проекта поможет  разработать систему работы  по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров. В результате пополнится спортивный зал и физкультурный уголок группы необходимым набором тренажеров, улучшатся показатели развития физических качеств детей, педагоги научатся организовывать работу детей на тренажерах, повысится заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.

Целеполагание.

Целесообразность выбора данной цели обоснована следующими причинами:

- содержание педагогической работы по освоению дошкольниками образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;

- недостаточно высокие показатели развития физических качеств (в частности, силовых)  детей ДОУ;

- некомпетентность педагогов ДОУ в методике  работы по данной теме;

- наличие условий  в ДОУ и творческого потенциала педагогов для осуществления поставленных задач.

        

Цель проекта.

Разработать систему работы  по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров.

Задачи проекта.

1. Разработать методический материал по использованию современных тренажеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Оснастить спортивный зал и физкультурный уголок группы оптимальным количеством тренажеров разных типов.

3. Формировать у детей базовые умения и навыки работы на тренажерах.

4. Развивать физические качества детей старшего дошкольного возраста.

5. Повысить компетентность педагогов ДОУ в использовании тренажеров в работе с дошкольниками.

6. Познакомить родителей с содержанием, методикой работы на современных тренажерах для детей.

Ожидаемые результаты.

1. Подготовка пакета методического материала по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками.

2. Пополнение спортивного зала и физкультурного уголка группы необходимым набором тренажеров.

3. Формирование устойчивого интереса к разным видам и формам двигательной активности и стремления к физическому самосовершенствованию.

4. Овладение детьми комплексом упражнений на тренажерах и приемами страховки.

5. Формирование осознанного отношения к выполнению двигательных заданий и мотивации к самовыражению в движениях.

6. Повышение показателей уровня физической подготовленности  детей.

7. Рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах использования тренажеров в работе с дошкольниками.

8. Повышение заинтересованности родителей в развитии физических качеств своего ребёнка, появление желания больше времени посвящать совместному активному отдыху.

Участники проекта:

- дети 5-7 лет

- воспитатели старшей (подготовительной) групп

- старший воспитатель

- медицинская сестра, врач

- заведующий

- родители

Дети – активные участники проекта.

Воспитатель - изучает методический материал и передовой педагогический опыт по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками. Разрабатывает пакет методического материала, осуществляет реализацию проекта и отслеживает результаты в режиме мониторинга. Готовит презентацию по итогам работы.

Старший воспитатель – направляет и помогает в осуществлении проекта; размещает материалы работы на сайте ДОУ.

Медицинская сестра, врач – формируют группы с учетом состояния здоровья детей, следят за их самочувствием.

Заведующий – осуществляет приобретение необходимого набора тренажеров, управляет работой проектной группы.

Родители – помогают и участвуют в решении задач проектной деятельности.

Ресурсное  обеспечение  проекта

Информационные ресурсы:

Программы:

1.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.

Методическое обеспечение:

1. Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками./ Составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.

2. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009.

3. М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.

4. М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.

5. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.

6. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.

Материальные ресурсы:

1. Тренажеры разного типа в физкультурном зале.

2. Тренажеры простейшего типа в физкультурном уголке группы.

3. Методический инструментарий.

Срок реализации проекта:

2 года:

- 2010 -2011 учебный год

- 2011-2012 учебный год

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – заключительный

Реализация проекта

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный

Повышение собственной профессиональной компетентности

Подбор, изучение, анализ методической литературы по проблеме

Сентябрь 2010

Афанасьева Е.Р.

Поиск информации в сети Интернет

Сентябрь 2010

Афанасьева Е.Р.

Определение уровня развития физических качеств детей

Диагностика физической подготовленности детей

Октябрь 2010

Афанасьева Е.Р.,

ст. воспитатель, медсестра

Создание предметно-развивающей среды

Оснащение спортивного зала и физкультурного уголка группы необходимым набором тренажеров разного типа

Октябрь –

Ноябрь 2010

Афанасьева Е.Р.,

заведующий

Основной
















































Разработка методического материала по использованию современных тренажеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста












Составление календарно-тематического плана

Сентябрь – октябрь 2010

Афанасьева Е.Р.,

ст. воспитатель

Составление картотеки упражнений на тренажерах сложного типа

Октябрь 2010

Афанасьева Е.Р.

Разработка конспектов НОД по двигательной деятельности с использованием тренажеров

Октябрь – апрель 2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Разработка комплексов утренней гимнастики с использованием тренажеров

Октябрь – март

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Разработка комплексов гимнастики после дневного сна с использованием тренажеров

Октябрь – август 2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Разработка сценария физкультурного досуга с использованием тренажеров

Февраль

2011

Афанасьева Е.Р.

Разработка конспекта НОД по двигательной деятельности с участием родителей

Декабрь

2011, 2012

Афанасьева Е.Р.

Разработка сценария физкультурного досуга с участием родителей

Апрель

2012

Афанасьева Е.Р.

Развитие физических качеств детей




Цикл НОД по двигательной деятельности

Октябрь – апрель

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Комплексы утренней гимнастики с использованием тренажеров

Ноябрь – март

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Комплексы гимнастики после дневного сна

Октябрь – август

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Проведение физкультурных досугов с использованием тренажеров

Февраль 2010, апрель 2012

Афанасьева Е.Р.

Самостоятельные занятия детей на тренажерах

Октябрь – апрель

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Индивидуальная работа с детьми

Октябрь – апрель

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Консультация «Методика организации работы с детьми на современных тренажерах»

Ноябрь 2011

Афанасьева Е.Р.

Коллективный просмотр совместной деятельности педагога с детьми

Октябрь 2012г.

Афанасьева Е.Р.

Оказание помощи в составлении конспектов организации совместной и самостоятельной деятельности детей

Октябрь – август

2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Ознакомление родителей с содержанием, методикой работы на современных тренажерах для детей

Участие родителей на НОД с использованием тренажеров

Январь

2012

Афанасьева Е.Р.

Физкультурный досуг с использованием тренажеров с участием родителей

Апрель

2012

Афанасьева Е.Р.

Индивидуальные консультации с учетом состояния здоровья ребенка и уровня развития физических качеств.

Октябрь – май 2010-2012

Афанасьева Е.Р.

Заключительный








Оценка эффективности работы








Диагностика физической подготовленности детей

Май 2011, 2012

Афанасьева Е.Р.,

ст. воспитатель, медсестра

Коллективный просмотр совместной деятельности педагога с детьми

Октябрь 2012г.

Афанасьева Е.Р.,

ст. воспитатель, медсестра

Отчет о реализации проекта на заседании педагогического Совета

Октябрь 2012г.

Афанасьева Е.Р.,

ст. воспитатель

Распространение опыта работы через Интернет

Размещение материалов на сайте ДОУ

Ноябрь 2012г.

Афанасьева Е.Р.,

ст. воспитатель

Мониторинг проекта

Для оценки развития проекта и его результатов необходимо диагностировать детей в начале и в конце учебного года. Для этого предлагается использовать методику определения физических качеств и навыков, представленную в следующих методических изданиях:

«Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составители Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович  - скоростных, силовых, координационных способностей.

 Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ составитель Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г. – гибкости и  выносливости.

Литература

Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.).

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.

Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками/ составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.

Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2005.

Спортивные праздники круглый год/ авторы-составители: Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. – М: ИКЦ «МарТ», 2004.

 Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.

Праздники в детском саду/ автор-составитель Г.А.Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. Н.А.Ноткина., Л.И.Казьмина и др.

Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009, с.39-75.

М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.

 М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.

 М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.

 М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост. Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...


 

Комментарии