« Организация и проведение занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста»
материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Дейник Алевтина Николаевна

План реферата:

 

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….

 

  1. ПЛАВАНИЕ……………………………………………………

 

  1. ГИГИЕНА……………………………………………………….

 

  1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….

 

 

  1. Наглядный метод……………………………………..
  2. Словесный метод……………………………………..
  3. Практический метод…………………………………
  4. Игровой метод………………………………………….

 

  1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОДЕ…………………………

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ…….

 

  1. Структура занятия…………………………………
  2. Требования к педагогу………………………….
  3. Типы занятий…………………………………………

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ……………………………
  2. ВЫВОД…………………………………………………………..

Литератур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реферат53.37 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра физического воспитания

Реферат на тему :

« Организация и проведение

занятий по плаванию с детьми

дошкольного возраста»

Слушатель курсов КПК

Группа ДОУ – 80

Дейник А.Н.

Москва 2011

План реферата:

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….

  1. ПЛАВАНИЕ……………………………………………………

  1. ГИГИЕНА……………………………………………………….

  1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….

  1. Наглядный метод……………………………………..
  2. Словесный метод……………………………………..
  3. Практический метод…………………………………
  4. Игровой метод………………………………………….

  1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОДЕ…………………………

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ…….

  1. Структура занятия…………………………………
  2. Требования к педагогу………………………….
  3. Типы занятий…………………………………………

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ……………………………
  2. ВЫВОД…………………………………………………………..
  3. Литература…………………………………………………….

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни : ты – сама жизнь.

Ты - самое большое богатство на свете!

Антуан  де Сент-Экзюпери.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

В наше время известен всем людям и даже самым маленьким данный факт, что вода - источник жизнедеятельности на Земле. Первые девять месяцев своего существования каждый  человек проводит в жидкости. Таким образом, сразу же после рождения нахождение в воде для малыша так же  естественно, как дыхание, сон и еда. Доказано, что дети, с которыми проводились занятия плаванием, начиная с грудного возраста, здоровее, выносливее, чем их "сухопутные" ровесники, иммунитет ребенка, занимающегося в бассейне, крепче и впоследствии он никогда не будет бояться воды и плавания.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции и системы органов кровообращения и дыхания, формируется правильная осанка, укрепляются кости, мышечная система,  повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Занятия плаванием  развивают такие черты личности  как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Кроме того, навык плавания является необходимым для безопасного  и комфортного взаимодействия человека с водной средой.

Считается, что детским плаванием занимались еще первобытные народы, жившие вблизи водоемов. Научно детским плаванием начали заниматься в Австралии в первой половине двадцатого века. В СССР новое ,по тем временам, веяние попало чуть позже, и тогда же стали появляться секции детского и подросткового плавания, бассейны для занятий, а также курсы, обучающие родителей занятиям плаванием с новорожденными в условиях обычной домашней ванны.

Занятия плаванием можно начинать, как только ребенку исполнится две-три недели, то есть с момента заживления пупочной ранки. Сначала следует заниматься в обычной ванне, потом можно перебираться в специальный бассейн - сейчас существует множество групп младенческого плавания, где малышей учат плавать, а мам - учить малышей плавать.

Очень важно с самого начала расположить малыша к занятиям, чтобы плавание было для него веселой и увлекательной игрой. Нагрузки необходимо наращивать постепенно, запастись терпением и не торопиться. Всегда нужно помнить, что целью занятия является здоровье и радость ребенка, а отнюдь не олимпийские рекорды.

Ребенок прекрасно чувствует настроение взрослого, который занимается с ним, и если вы будете напряжены или неуверены, это чувство передастся и ему и он не получит удовольствия и пользы от занятий.

Главное во время занятий плаванием с ребенком - чувствовать себя уверенно!

Исторически сложившиеся на сегодняшний день методики обучения плаванию характеризуется тем, что первоначальное обучение начинается со спортивных способов плавания «кроль на груди» и «кроль на спине». Это утверждение в настоящее время распространяется и на методику обучения плаванию детей дошкольного возраста .

Наше ГОУ д /с № 2610 для обучения детей плаванию использует авторскую методику Т.А.Протченко и Ю.А.Семенова, предусматривающую с первого занятия обучение одновременно всем спортивным и неспортивным способам плавания, начиная с освоения движения рук.

2.ПЛАВАНИЕ

Плавание — метод передвижения человека и животных в воде, который не подразумевает контакт с дном. Плавание является способом передвижения, развлечением и отдыхом, а также видом спорта.

Плавание спортивное объединяет:  плавание на спортивные дистанции способами  кроль (вольный стиль), брасс, баттерфляй, на спине, а также плавание на открытой воде, подводное, синхронное (художественное) плавание.

Кроль — стиль плавания на животе (животом вниз), при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное непрерывное поднятие/опускание, по принципу работы ножниц, оставаясь при этом под развёрнутым углом к туловищу. Самый быстрый стиль плавания. Из-за этого, в принципе, и называется вольным стилем: если стиль плавания не определён, все выбирают кроль как самый быстрый стиль плавания.

Баттерфляй — стиль плавания на животе, при котором левая и правая части тела должны совершать симметричные и одновременные движения. Руки совершают одновременный мощный гребок определённой траектории, который заметно приподнимает корпус пловца над водой, а ноги совершают одновременное волнообразное движение. Самый тяжёлый и энергозатратный стиль плавания. Нетренированному пловцу обычно бывает трудно даже просто совершать движения, не нарушающие правила стиля. Этот стиль считается вторым по скорости после кроля.

На спине — стиль плавания, который визуально похож на кроль (руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное непрерывное поднятие/опускание), но имеет следующие отличия: человек плывет на спине, а не на животе, и пронос над водой выполняется прямой рукой, а не согнутой, как в кроле. Третий по скорости плавания стиль. Особенностью этого способа является то, что человеку не надо выдыхать в воду, так как лицо находится на поверхности. Еще одна особенность стиля - это то, что старт совершается из воды, а не из тумбочки, как во всех остальных стилях.

Брасс — стиль плавания на животе, в котором руки подаются одновременно вперёд от груди. Ноги совершают одновременный толчок, во время которого они сгибаются в коленях, производится толчок и в конце выпрямляются. Самый медленный способ плавания (так как возвратные движения руками выполняются преимущественно под водой, а движения ногами выполняется с прерыванием), при этом одновременно являющийся самым сложным с технической точки зрения. Брасс имеет большое прикладное значение: возможность проплыть наибольшее расстояние с наименьшими  энергозатратами, бесшумное плавание, плавание под водой.

Первое занятие плаванием проводится на глубине немного выше коленей для всех детей, второе и третье — на глубине до пояса, а на последующих занятиях глубина зависит от степени освоения занимающимися учебного материала. Если занятия проводятся в бассейне с покатым дном или террасного типа, то эту проблему дети решат самостоятельно и довольно быстро — каждый расположится там, где ему наиболее удобно.

Первые занятия должны быть менее продолжительными — по 5—15 мин.Если температурный фактор не является помехой, то продолжительность занятия зависит только от стажа занятий плаванием; после 4—5 занятий она стабилизируется и доводится до общепринятой нормы. Физическая нагрузка от занятия к занятию должна постепенно увеличиваться; на каждом из них пик нагрузки приходится на вторую треть основной части, после чего происходит плавное ее снижение.

Выполнение различных по сложности упражнений, их дозировка в равной мере доступны мальчикам и девочкам дошкольного возраста.

Специфика плавания состоит в том, что все движения пловец выполняет в горизонтальном безопорном положении. Вот почему на выполнение упражнений, направленных на изучение и совершенствование этого положения, должно отводиться до 80% времени основной части занятия (включая игры, эстафеты, другие развлечения).

  1. ГИГИЕНА

Занятиям в бассейне обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, чтобы предотвратить нежелательные явления в воде. Затем они тщательно, но быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. Если у ребенка во время занятий возникнет потребность высморкаться, сделать это можно только в сливной желоб или в другом специально отведенном месте. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.

  1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Метод обучения — это совокупность целенаправленных приемов передачи знаний и умений, обеспечивающих познание действительности. В данном случае это приемы обучения движениям, составляющим основу способа передвижения в воде. Методы обучения плаванию делятся на четыре  группы: наглядные, словесные, практические и игровые.

  1. Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений (для этого необходим хороший демонстратор, лучше всего сверстник, в совершенстве владеющий этими движениями или действиями), а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.
  2. Словесные методы включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста). В работе с малышами словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания малышей; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.
  3. Практические методы — это методы упражнения, изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный.
  1. Метод упражнения предусматривает многократное выполнение движений с контролем за дозировкой, темпом, интервалами отдыха, что в целом (учитывая и сложность упражнения) составляет физическую нагрузку.
  2. Метод изучения движения в целом (имеется в виду плавание одним из способов в полной координации) не даст желаемых результатов, если занимающиеся не освоили базовые упражнения — скольжения и выдохи в воду.
  3. Метод изучения движения по частям предусматривает освоение отдельных элементов техники — движений ногами, руками, дыхания, их последовательное согласование в данном способе плавания. Качество изучения элементов может быть проверено только при плавании в полной координации.
  1. Соревновательный и контрольный методы.             ( подробно в главе «Организация и проведение занятий» )
  1. Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей, поскольку за счет введения игровых элементов он придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму . В ходе педагогических наблюдений  было установлено, что в большинстве случаев на занятиях учебный материал детям преподается сухим, строгим, спортивным языком с использованием специальной терминологии. Данная схема повторяет программу обучения плаванию взрослых людей.

Среди мотивов, побуждающих детей  к занятиям плаванием, основную роль играют желание и стремление к игровым действиям и сочетание их с занятиями в воде. Использование различных игровых ситуаций на суше и в воде способствует более быстрому формированию навыков плавания у детей, поэтому в традиционных методиках начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечениям на воде.

  1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОДЕ

Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.

Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные — основаны на выполнении упражнений в соревновательной  форме:  «Кто первый?»,  «Кто дальше?»,  «Кто дольше?»  и т. д.

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

  1. Для ознакомления со свойствами воды.
  2. Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
  3. Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
  4. Для развития физических качеств.
  5.  Для эмоционального воздействия.

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде 

  1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
  2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
  4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
  5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
  8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
  9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
  10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
  11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются: 

  1. задачами каждого конкретного урока;
  2. возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием;
  3. условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
  1.  Структура занятия

Занятие  — основная форма организации учебной работы. По своей структуре занятие  плаванием делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть занятия  может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде и на суше. Каждая часть занятия имеет свои конкретные задачи, причем основная задача занятия решается именно в основной его части. Занятие  строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи занятия, подчинены ей. Например, основная задача занятия — изучение скольжений. Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этого важнейшего элемента техники, подготавливать занимающихся к освоению скольжений — координационно, функционально, физически и т. д. Основой работы с дошкольниками является занятие с разной продолжительностью в зависимости от возрастной группы:

Младшая группа  ( 2-4 года)  -  10 – 15 мин

Средняя группа  (4-5 года)  - 15-20 мин

Старшая группа  (5-6 лет)  - 20-25 мин

Подготовительная группа (6-7 лет)  - 25-30 мин

Подготовительная часть (3-10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть (5-20 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.

Заключительная часть (2-5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала занятия. Подведение итогов занятия.

  1. Требования к педагогу

В детских садах (особенно в начальный период обучения) педагог находится в воде и оттуда руководит занятием: подает команды, следует во главе строя, указывая голосом и жестами направление движения и его смену; поощряет проявления инициативы и самостоятельности; чередует направляющих; останавливает шалунов и подбадривает робких малышей; постоянно выявляет детей, способных стать лидерами.

Выбор места для проведения занятия, его смена в процессе занятия (особенно если педагог находится в воде) определяются условиями проведения занятий, возрастом детей, их плавательной и физической подготовленностью. Но где бы ни находился педагог — в воде или на бортике, он всегда должен располагаться таким образом, чтобы дети могли видеть его, а он, в свою очередь, видел бы всех занимающихся одновременно. Перед занятием целесообразно наметить основные «руководящие точки» и пути перемещений детей — индивидуальных или групповых. Например, дети впервые осваивают ходьбу по квадрату: педагог следует во главе колонны до угла бассейна, показывая и подсказывая, как выполнять повороты на 90 ° без остановок; дети продолжают движение вдоль бортика, а педагог, сместившись в сторону и назад, показывает и объясняет то же самое другим детям, стоя в углу бассейна. При повторном прохождении квадрата детям предоставляется возможность выполнить упражнение самостоятельно, что стимулирует их дальнейшие действия.

Занятие как форма обучения предусматривает целый комплекс требований, предъявляемых как непосредственно к его содержанию, так и к педагогу (внешний вид, манера держаться, культура речи, умение управлять группой, владение материалом урока и т.д.).

Педагог всегда должен быть подтянутым, аккуратно одетым и причесанным, своевременно начинать занятие. Любая небрежность в одежде, прическе, лексиконе или жестах будет замечена, особенно детьми старшего дошкольного возраста, и может отрицательно сказаться на авторитете педагога.

Лексикон педагога должен быть понятен всем занимающимся, его основу составляет профессиональная терминология. Речь педагога должна быть точной, конкретной, свободной от всяческого сюсюканья, уменьшительных и ласкательных выражений (ножка, ручка, пальчик и т. п.), за исключением профессионально необходимых, например «Звездочка», «Бегемотик» и т. п. Следует всегда помнить о том, что дети очень обидчивы и легко ранимы, порой болезненно реагируют на не заметные взрослым «мелочи».

Подготовка к новому занятию обязывает педагога тщательно ознакомиться с содержанием предыдущих, особенно если они посвящены изучению определенной темы. Например, подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания, используемые упражнения и методические приемы и степень их воздействия на формирование навыков, и на основании этого установить необходимость повторения отдельных упражнений для тех ребят, которые не освоили данный материал, а также определить для остальных занимающихся подбор новых упражнений и методы их освоения.

Бывают случаи целесообразного и вынужденного (по целому ряду причин) нарушения запланированной в занятии последовательности изучения материала. Опасаться тут нечего, нужно смело, обоснованно изменять и совершенствовать планирование. Что же может быть причиной таких изменений? Например, потеря интереса у детей к материалу данного занятия. Как поступить в таком случае? Спросите у детей, что бы они хотели сегодня делать. Они ответят: то-то и то-то. Хорошо! Учтите их пожелания и постройте занятие таким образом, чтобы решать его основные задачи (закаливание, физическое развитие, познание окружающего мира, формирование навыка плавания), используя новые, интересные нетрадиционные средства.

Педагог должен порой проявлять максимум упорства, терпения, настойчивости: далеко не все дети имеют одинаковую способность к освоению «плавательной грамоты», все они по-разному понятливы и любознательны, а навык плавания необходим каждому. И научить плавать можно и нужно каждого — только в одном случае для этого потребуется затратить меньше времени и труда, а в другом — больше. Вот почему педагог должен тщательно и терпеливо искать пути и средства, с помощью которых ребенок в детском саду, абонементной группе бассейна, в процессе индивидуального обучения приобретет хотя бы начальные навыки, а в дальнейшем научится плавать.

Необходимый для данного занятия инвентарь следует готовить заранее; для этой цели нужно привлекать и детей, назначая дежурных в каждой группе. Каков он и в каком количестве нужен для каждого конкретного занятия — это определяет педагог, под руководством которого дежурные (по количеству занимающихся) раскладывают инвентарь на заранее указанные места. После занятия инвентарь и игрушки убираются так, чтобы перед очередным занятием дежурные смогли легко и быстро подготовить все необходимое.

  1. Типы занятий

В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста могут применяться следующие типы занятий: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный.

  1. Учебное занятие посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых занятий дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами: в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д. На следующем занятии эти же передвижения усложняются (быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы — левым (правым) плечом вперед и т. д. На каждом последующем занятие целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.
  2. Учебно-игровое занятие  предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование материала предыдущего занятия. Здесь может быть несколько вариантов.

На занятии изучаются новые упражнения или элементы техники, на что отводится определенное время. Далее проводится игра, содержащая только что изученные упражнения, затем эти же упражнения вновь изучаются в учебной форме и т. д.

Примерно две трети основной части занятия посвящается изучению нового материала в учебной форме, после чего в оставшееся время проводится игра, содержащая этот материал и направленная на его дальнейшее изучение и совершенствование.

Изучается новый и достаточно сложный материал, после чего проводится игра, не cодержащая только что изученные упражнения, а имеющая главным образом эмоциональную направленность. Далее проводится другая игра, уже насыщенная движениями, составляющими новый материал. Делается это для физической и психологической разгрузки организма ребенка.

Выбор варианта определяется физической и плавательной подготовленностью занимающихся, степенью освоения материала, температурными условиями, предыдущей или последующей занятостью детей и т. д.

  1. Игровое занятие  содержит игры и развлечения. Задачи такого занятия могут быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка степени его освоения; эмоциональное воздействие и т. д. Однако нельзя исключать одно очень важное обстоятельство, которое в работе с дошкольниками может сыграть отрицательную роль в дальнейшем освоении навыков плавания: не следует увлекаться командными и даже сюжетными играми на самых первых занятиях, когда у детей различная степень плавательной подготовленности. Если совершенно неподготовленный к пребыванию в воде ребенок будет настойчиво вовлекаться в такого рода игры, а педагог не будет замечать шалости уже «опытных» детей (например, брызгание в лицо), то подобные вольности могут развить у робкого от природы малыша водобоязнь. Сначала выполняются несложные упражнения, затем они повторяются в игровой форме, далее проводятся игры, с которыми дети предварительно знакомятся на суше, — таков путь детей, впервые вступивших в контакт с «большой» водой. После прохождения начального курса — изучения неcложных упражнений — проведение игровых занятий, содержащих уже знакомый материал, становится необходимым и обязательным. Игровые занятия вариативны. Например, изучаются дыхание и скольжения: можно проводить игры, содержащие только скольжения на груди или на спине, и после каждой из них выполнять упражнения на дыхание; возможно чередование игр в такой последовательности: содержащие скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и, наконец, преимущественно со скольжениями на спине. В игровых, как и в любых других, занятиях выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.
  2. Занятие массового купания. Его можно проводить с дошкольниками в летнее время на естественных водоемах, соблюдая при этом необходимые правила. Занятия этого типа, как правило, призваны способствовать закаливанию детей, их активному двигательному развитию, выработке умения ориентироваться в воде, совершенствованию ранее приобретенных навыков. Основные средства, используемые на занятии, — игра и проведение упражнений в игровой форме. Остальные средства в этом случае менее эффективны, ибо даже кратковременные остановки детей для словесных объяснений могут стать причиной переохлаждений либо перегревов.
  3. Занятие индивидуального обучения  проводят, как правило, родители в естественных условиях или домашних бассейнах. Независимо от условий проведения такой занятие имеет свою специфику и требует тщательной организационной и методической подготовки. Индивидуальное обучение в домашних бассейнах имеет свои преимущества и недостатки. Во-первых, ребенок находится у себя дома, в привычной обстановке, в окружении родных и близких, и маленький домашний бассейн уже знаком ему. Во-вторых, он занимается у своего постоянного (что в данном случае обязательно) домашнего педагога. И в-третьих, все время и внимание взрослых уделяются только ему одному, что как раз можно отнести к недостаткам. Ребенок находится вне коллектива, ему не с кого брать пример, некому подражать, не с кем состязаться. Если в данных условиях домашний педагог сумеет заменить малышу сверстника, то воспитательное значение занятия будет неоценимым.

Занятие сохраняет общепринятую структуру; его продолжительность в домашнем бассейне или естественных условиях определяется изложенными выше факторами. В первом случае, в начале курса обучения, он длится 2—5 мин на суше (подготовительная часть) и 5—10 мин в воде (основная часть). По мере адаптации ребенка время его пребывания в воде целесообразно увеличить до 40— 45 мин активных занятий.

  1. Контрольное занятие. На нем анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости. Под текущей успеваемостью подразумевается освоение отдельных групп упражнений плавательного курса или подготовительных упражнений (для освоения с водой и т.д.). Итоговая успеваемость (в условиях детских садов) отражает, как правило, итоги работы за год. Анализ текущей успеваемости целесообразно проводить в тестовой или соревновательной форме, итоговой — в соревновательной, однако при этом дети не должны выполнять какие-либо произвольно установленные, но введенные в ранг обязательных нормативы.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Например, основная задача занятия — изучение движений ногами. Для ее решения упражнения для освоения движений ногами целесообразно чередовать с упражнениями для изучения и совершенствования движений руками, играми, эстафетами, ранее освоенными упражнениями, а изучение движений руками будет дополнительной задачей занятия. После упражнений с задержкой дыхания обязательно выполняются упражнения на дыхание.

Помимо учебных целей занятие имеет и огромное воспитательное значение. Именно поэтому в педагогической деятельности необходимы строгость и справедливость, а в случае необходимости и наказания (если нарушения дисциплины стали причиной ушибов и тем более травм). Когда словесные формы воздействия не дают положительных результатов, нарушителей дисциплины удаляют с занятия, не разрешают присутствовать на следующем занятии и т. д. В этом случае в конце занятия педагог должен огласить меру наказания нарушителю в присутствии всей группы и предупредить, что за подобные проступки любой из них будет наказан так же строго.

Когда детям интересно заниматься плаванием? Когда предлагаемые упражнения понятны, доступны, базируются на приобретенных ранее навыках. А когда неинтересно? Когда упражнение не может быть выполнено в силу его сложности, непонятности, когда отсутствует предварительная подготовка. Итак, строго контролируя и умело направляя процесс обучения, педагог предоставляет детям возможность показать свои умения и навыки, проявить (что очень важно в дальнейшей работе) организаторские способности, задатки лидера в самом хорошем смысле. Следовательно, на первых занятиях каждый делает все, что он хочет и умеет, однако соблюдая при этом правила поведения в бассейне и находясь под постоянным контролем педагога.

  1.  ВЫВОД

Правильно выбранная программа обучения, правильно построенные и организованные занятия с детьми помогли мне достичь хороших результатов в конце учебного года ( диагностика и диаграмма приведены ниже).

Выбранная нашим детским садом «Программа по плаванию для детей от 2 до 7»  отвечает всем требованиям: она доступна детям младшего возраста; соответствует задачам и условиям проведения занятий; сохраняет до минимума время формирования навыков проплывания облегченным способом, увеличивает проплываемое расстояние другим способом.
Работа по данной методике позволила получить положительные результаты:

-у детей закреплены привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное отношение к ним, умение самостоятельно проводить их;
- воспитанники овладели навыками личной и общественной гигиены,которые играют важную роль в охране здоровья;
- сформированы навыки плавания;
- укреплена мышечная система;
- развита силовая выносливость и чувство уверенности на открытых водо-емах.

Результаты освоения навыков плавания воспитанниками всех возрастных групп

ГОУ д/с № 2610  за 2010 – 2011 учебный год

Используемая литература:

Фирсов З.П., 1980;  «Плавать раньше, чем ходить»

Оноприенко Б.Н., 1981; « Биомеханика плавания»

Кардаманова Н.Н., 2001; « Плавание: лечение и спорт»

Еремеева Л.Ф., 2005; « Научите ребенка плавать»  Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие / Л.Ф. Еремеева − СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.

Петрова Н.Л., Баранова В.А., 2006; « Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста»

Осокина Т.И., 1985; « Обучение плаванию в детском саду», « Как научить детей плавать»

Кубышкин В.М., 1988; « Учите школьников плавать»

Велитченко, В. К. Как научиться плавать. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 96с.

Смоленская Т. Б. «Обучение плаванию младших школьников».

Страшко А.Н. «Безопасность плавания». СПб: ГМА им. Макарова, 2002. − 128с.

Давыдов В.Ю., 1985; « Безопасность на воде и оказание помощи пострадавщим» , 1993 «Плавание в детском саду»

Погребной А.И., 1998; статья « Оригинальная методика обучения плаванию»  

Булгакова Н.Ж. 1977 ; « Учить детей плавать», «Игры у воды, на воде, под водой» – М.: Физкультура и Спорт, 2000. – 77с.

Макаренко Л.П. 1979 «Плавание»

Васильев В.С. 1989 « Обучение детей плаванию»

Протченко, Т.А., Семенов Ю.А. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие». – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80с.

Казаковцева Т.С. 1984 « Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада в крытых плавательных бассейнах»

Воронова Е.К. 2010 « Программа обучения детей плаванию в детском саду»

Большакова И.А. «Маленький дельфин».  Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. − М: АРКТИ, 2005. − 24с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

Консультация для родителей инструктора по плаванию. Занятия плаванием детей дошкольного возраста.

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхат...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Организация занятий по обучению плаванию в ДОУ

Опыт работы инструктора по плаванию....

Организация образовательной деятельности по плаванию

Цикл занятий по обучению дошкольников плаванию включает в себя: для детей 3-4 лет 32 занятия( 1 раз в неделю), 4-7 лет 32 занятий в год (1 раз в неделю). Понедельник - санитарный день....